Методическое пособие «Рецензирование»
Методическое пособие «Рецензирование»
Настоящие рекомендации предназначены для редакторов, рецензентов, авторов и издателей научных журналов и могут быть использованы при разработке политики рецензирования, рекомендаций для рецензентов и оценке полученных рецензий.
Издание распространяется под лицензией Creative Commons CC BY SA.
Подготовлено к Международной научно-практической конференции по итогам реализации проекта «Поддержка программ развития научных журналов с цельюих вхождения в международные наукометрические базы данных» в рамках проекта «Продолжение конкурсной поддержки программ развития научных журналов с целью их вхождения в международные наукометрические базы данных». Государственный контракт от 28 августа 2017 г. № 14.597.11.0035
Развитие и продвижение научного журнала невозможно без создания системы качественной экспертной оценки рукописей. Вне зависимости от выбранного типа рецензирования (одностороннее слепое, двойное слепое, открытое) работа главного редактора и редакции для создания и обеспечения функционирования системы рецензирования включает поиск рецензентови организацию взаимодействия с ними, разработку критериев оценки статьи, оценку качества поступающих рецензий, поддержание связи с авторами,контроль соблюдения политики журнала и принятых редакцией стандартов работы.
Изучение процесса рецензирования представляет большой интерес для ученых — ежегодно публикуются тысячи материалов, посвященных экспертной оценке статей. Рабочие группы предпринимают попытки формализовать компетенции и обязанности рецензентов, разработать шаблоны рецензий, организовать процесс обучения рецензентов, ускорить процесс обмена информацией между редактором, автором и рецензентом и повысить качество рецензирования и, соответственно, качество публикуемых статей.
Наиболее востребованными темами для изучения являются этические аспекты взаимодействия между автором и рецензентом, различные типы рецензирования, критерии оценки рукописей, а также сама процедура рецензирования, структура рецензии.
В настоящих методических рекомендациях мы рассмотрим содержаниеи структуру рецензии, способы оценки качества рецензии редакцией журнала, компетенции рецензентов и возможности для обучения рецензированию, ресурсы для рецензентов и способы выражения благодарности экспертам.
Методические рекомендации основаны на работах Ларсона и соавт. (2012), Бейера (1978), Лунга и соавт. (2014), Розенфельда и соавт. (2010), Стен-ли и соавт. (2005), Смита и соавт. (2019), ДиДоменико и соавт. (2017), Фоулераи соавт. (2018), Ван Роуэн и соавт. (1999), Лэндкруана и соавт. (2006), Враны(2018), Блэк и соавт. (1998), Снэлл и Спенсер (2005), Комфорд и соавт. (2009), Марушич (2001), Шротер и соавт. (2004), Хейнс и соавт. (2017), МакДауэлли соавт. (2019), Бендерли (2019), Тайт и Шротер (2007).
Методические рекомендации могут быть использованы для создания инструкций для рецензентов, редакторов и авторов.