Специальное образование. 2018; : 86-99
ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ФАКТОРАМИ РИСКА РАННЕГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА
Соколова Л. В., Казакова Е. В., Васильева Н. В.
Аннотация
Список литературы
1. Алтухова, Т. А. Организация обследования смыслового компонента чтения младших школьников с общим недоразвитием речи / Т. А. Алтухова, И. Н. Карачевцева // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 1. - С. 32-43.
2. Антипкина, И. В. Почему нужно исследовать формирование навыков чтения. Что способствует и что мешает прогрессу детей в чтении / И. В. Антипкина, М. И. Кузнецова, Е. Ю. Карданова // Вопросы образования. - 2017. - № 2. - С. 206-233.
3. Григоренко, Е. Л. Биологическая природа дислексии: краткий обзор литературы и примеры исследования / Е. Л. Григоренко // Журнал Высшей школы экономики. Психология. - 2010. - Т. 7. - № 4. - С. 20-44.
4. Дьячкова, Н. М. Нейропсихологическое исследование детей, проживающих в экологически неблагополучных условиях / Н. М. Дьячкова // Успехи современного естествознания. - 2006. - № 4. - С. 37-39.
5. Зелинская, Д. И. Организационная поддержка грудного вскармливания в России / Д. И. Зелинская, К. С. Ладодо // Российский педиатрический журнал. - 2000. - № 2. - С. 44-47.
6. Зеткина, И. А. Семейное чтение в России: в поисках утраченных традиций / И. А. Зеткина, Е. А. Николаева // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2011. - № 3 (27). - С. 6-10.
7. Казакова, Е. В. Факторы риска в раннем онтогенезе и особенности вербального развития детей-северян 7-8 лет г. Архангельска и г. Мезени / Е. В. Казакова, Л. В. Соколова // Экспериментальная психология. - 2013. - № 3. - C. 122-135.
8. Конь, И. Я. Результаты мультицентрового исследования особенностей вскармливания детей в основных регионах Российской Федерации. Сообщение 1. Распространенность грудного вскармливания и факторы, влияющие на продолжительность лактации / И. Я. Конь, М. В. Гмошинская, Т. Э. Боровик [и др.] // Вопросы детской диетологии. - 2006. - Т. 4. - № 2. - С. 5-8.
9. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : моногр. / А. Н. Корнев. - СПб. : Речь, 2003. - 330 с.
10. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция : моногр. / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 224 с.
11. Левина, Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей. Избр. труды / Р. Е. Левина. - М. : Аркти, 2005. - 222 с.
12. Луковцева, З. В. Особенности психического развития глубоко недоношенных детей первого года жизни : автореф. дис. … канд. психол. наук / Луковцева З. В. - М., 2002. - 23 с.
13. Ляксо, Е. Е. Развитие речи и формирование навыка чтения у детей: лонгитюдное исследование от рождения до 7 лет / Е. Е. Ляксо, О. В. Фролова // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34. - № 3. - С. 24-35.
14. Маслова, О. И. Современные аспекты изучения когнитивной сферы в развитии ребенка / О. И. Маслова, А. А. Баранов, Л. С. Намазова-Баранова [и др.] // Педиатрическая фармакология. - 2012. - Т. 9. - № 6. - С. 72-78.
15. Мнухин, С. С. О врожденной алексии и аграфии / С. С. Мнухин // Логопедия : метод. наследие / под ред. Л. С. Волковой. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - Кн. IV : Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. - С. 7-13.
16. Пережигина, Н. В. Нейропсихологические синдромы дислексии у младших школьников и их коррекция / Н. В. Пережигина // Школа здоровья. - 2002. - № 4. - С. 28-35.
17. Равич-Щербо, И. В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / И. В. Равич-Щербо. - М. : Педагогика, 1988. - 239 с.
18. Crunelle, D. Langage oral et écrit chez des enfants prématurés: résultats à 7,5 ans / D. Crunelle, M. T. Le Normand, M. J. Delfosse // Folia phoniatrica et logopaedica: official organ of the International Association of Logopedics and Phoniatrics (IALP). - 2003. - № 55 (3). - Р. 115-127.
19. Deriziotis, P. Speech and Language: Translating the Genome / P. Deriziotis, S. E. Fisher // Trends in Genetics. - 2017. - Vol. 33. - Iss. 9. - P. 642-656.
20. Hallgren, B. Specific dyslexia (congenital word-blindness): A clinical and genetic study / B. Hallgren // Acta Psychiatrica et Neurologica. - 1950. - № 65. - P. 1-287.
21. Javier, G. G. The evolution of research on dyslexia / Gaýan Guardiola Javier // Anuariode Psicologa. - 2001. - № 32 (1). - Р. 3-30.
22. Jiménez-Bravo, M. An oscillopathic approach to developmental dyslexia: From genes to speech processing / M. Jiménez-Bravo, V. Marrero, А. Benítez-Burrac // Behavioural Brain Research. - 2017. - Vol. 329. - № 30. - Р. 84-95.
23. Kong, R. Research advances in susceptible genes for developmental dyslexia in children / R. Kong, R. R. Song // Zhongguo Dang Dai Er Ke Za Zhi. - 2016. - Vol. 18 (12). - P. 1308-1312.
24. Mascheretti, S. Neurogenetics of developmental dyslexia: from genes to behavior through brain neuroimaging and cognitive and sensorial mechanisms / S. Mascheretti, A. De Luca, V. Trezzi [et al.] // Translational Psychiatry. - 2017. - № 7 (1). - e987. - Doi: 10.1038/tp.2016.240. PMID 28045463.
25. Menckes, J. H. Early feeding history of children with learning disorders / J. H. Menckes // Developm. Medic. and Child Neurology. - 1977. - V. 19. - P. 169-177.
26. Morley, R. Breast feeding and cognitive outcome in children born prematurely / R. Morley // Advances in experimental medicine and biology. - 2002. - № 503. - Р. 77-82.
27. Narayan, S. Survival and morbidity in extremely low birth weight (ELBW) infants / S. Narayan, R. Aggarwal, A. Upadhyay [et al.] // Indian pediatrics. - 2003. - № 40 (2). - Р. 130-135.
28. Narberhaus, A. Estudio neuropsicologico de trillizas con antecedentes de prematuridad / A. Narberhaus, M. Giménez-Navarro, X. Caldú-Ferrús [et al.] // Revista de neurologia. - 2003. - V. 16-31. - № 37 (2). - Р. 118-121.
29. Schulte-Korne, G. Annotation: Genetics of Reading and Spilling disorder / Gerd Schulte-Korne // J. Child. Psychol. Psychiat. - 2001. - Vol. 42. - № 8. - P. 985-997.
30. Snowling, M. J. Developmental dyslexia / M. J. Snowling // Current Paediatrics. - 2001. - № 1. - P. 10-13.
31. Stephenson, S. Congenital world - blendness / S. Stephenson // The Lancet. - 1904. - V. 11. - P. 827-828.
32. Thomas, C. J. Congenital “world - blindness” and its treatment / C. J. Thomas // Ophthalmoscope. - 1905. - V. 3. - P. 380-385.
33. Wimmer, H. Reading and dual-task balancing: Evidence against the automatization deficit explanation of developmental dyslexia / H. Wimmer, H. Mayringer, T. Raberger // Journ. of Learning Disabilities. - 1999. - № 32. - P. 473-478.
Special Education. 2018; : 86-99
PROBLEMS OF FORMATION OF THE READING SKILL IN FIRST GRADERS FACING THE RISK OF EARLY DYSONTOGENESIS
Sokolova L. V., Kazakova E. V., Vasil'eva N. V.
Abstract
References
1. Altukhova, T. A. Organizatsiya obsledovaniya smyslovogo komponenta chteniya mladshikh shkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi / T. A. Altukhova, I. N. Karachevtseva // Prakticheskaya psikhologiya i logopediya. - 2006. - № 1. - S. 32-43.
2. Antipkina, I. V. Pochemu nuzhno issledovat' formirovanie navykov chteniya. Chto sposobstvuet i chto meshaet progressu detei v chtenii / I. V. Antipkina, M. I. Kuznetsova, E. Yu. Kardanova // Voprosy obrazovaniya. - 2017. - № 2. - S. 206-233.
3. Grigorenko, E. L. Biologicheskaya priroda disleksii: kratkii obzor literatury i primery issledovaniya / E. L. Grigorenko // Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. Psikhologiya. - 2010. - T. 7. - № 4. - S. 20-44.
4. D'yachkova, N. M. Neiropsikhologicheskoe issledovanie detei, prozhivayushchikh v ekologicheski neblagopoluchnykh usloviyakh / N. M. D'yachkova // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. - 2006. - № 4. - S. 37-39.
5. Zelinskaya, D. I. Organizatsionnaya podderzhka grudnogo vskarmlivaniya v Rossii / D. I. Zelinskaya, K. S. Ladodo // Rossiiskii pediatricheskii zhurnal. - 2000. - № 2. - S. 44-47.
6. Zetkina, I. A. Semeinoe chtenie v Rossii: v poiskakh utrachennykh traditsii / I. A. Zetkina, E. A. Nikolaeva // Vestn. Chelyab. gos. akad. kul'tury i iskusstv. - 2011. - № 3 (27). - S. 6-10.
7. Kazakova, E. V. Faktory riska v rannem ontogeneze i osobennosti verbal'nogo razvitiya detei-severyan 7-8 let g. Arkhangel'ska i g. Mezeni / E. V. Kazakova, L. V. Sokolova // Eksperimental'naya psikhologiya. - 2013. - № 3. - C. 122-135.
8. Kon', I. Ya. Rezul'taty mul'titsentrovogo issledovaniya osobennostei vskarmlivaniya detei v osnovnykh regionakh Rossiiskoi Federatsii. Soobshchenie 1. Rasprostranennost' grudnogo vskarmlivaniya i faktory, vliyayushchie na prodolzhitel'nost' laktatsii / I. Ya. Kon', M. V. Gmoshinskaya, T. E. Borovik [i dr.] // Voprosy detskoi dietologii. - 2006. - T. 4. - № 2. - S. 5-8.
9. Kornev, A. N. Narusheniya chteniya i pis'ma u detei : monogr. / A. N. Kornev. - SPb. : Rech', 2003. - 330 s.
10. Lalaeva, R. I. Narusheniya chteniya i pis'ma u mladshikh shkol'nikov. Diagnostika i korrektsiya : monogr. / R. I. Lalaeva, L. V. Venediktova. - Rostov n/D : Feniks, 2004. - 224 s.
11. Levina, R. E. Nedostatki chteniya i pis'ma u detei. Izbr. trudy / R. E. Levina. - M. : Arkti, 2005. - 222 s.
12. Lukovtseva, Z. V. Osobennosti psikhicheskogo razvitiya gluboko nedonoshennykh detei pervogo goda zhizni : avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk / Lukovtseva Z. V. - M., 2002. - 23 s.
13. Lyakso, E. E. Razvitie rechi i formirovanie navyka chteniya u detei: longityudnoe issledovanie ot rozhdeniya do 7 let / E. E. Lyakso, O. V. Frolova // Psikhologicheskii zhurnal. - 2013. - T. 34. - № 3. - S. 24-35.
14. Maslova, O. I. Sovremennye aspekty izucheniya kognitivnoi sfery v razvitii rebenka / O. I. Maslova, A. A. Baranov, L. S. Namazova-Baranova [i dr.] // Pediatricheskaya farmakologiya. - 2012. - T. 9. - № 6. - S. 72-78.
15. Mnukhin, S. S. O vrozhdennoi aleksii i agrafii / S. S. Mnukhin // Logopediya : metod. nasledie / pod red. L. S. Volkovoi. - M. : Gumanit. izd. tsentr «VLADOS», 2003. - Kn. IV : Narusheniya pis'mennoi rechi: Disleksiya. Disgrafiya. - S. 7-13.
16. Perezhigina, N. V. Neiropsikhologicheskie sindromy disleksii u mladshikh shkol'nikov i ikh korrektsiya / N. V. Perezhigina // Shkola zdorov'ya. - 2002. - № 4. - S. 28-35.
17. Ravich-Shcherbo, I. V. Rol' sredy i nasledstvennosti v formirovanii individual'nosti cheloveka / I. V. Ravich-Shcherbo. - M. : Pedagogika, 1988. - 239 s.
18. Crunelle, D. Langage oral et écrit chez des enfants prématurés: résultats à 7,5 ans / D. Crunelle, M. T. Le Normand, M. J. Delfosse // Folia phoniatrica et logopaedica: official organ of the International Association of Logopedics and Phoniatrics (IALP). - 2003. - № 55 (3). - R. 115-127.
19. Deriziotis, P. Speech and Language: Translating the Genome / P. Deriziotis, S. E. Fisher // Trends in Genetics. - 2017. - Vol. 33. - Iss. 9. - P. 642-656.
20. Hallgren, B. Specific dyslexia (congenital word-blindness): A clinical and genetic study / B. Hallgren // Acta Psychiatrica et Neurologica. - 1950. - № 65. - P. 1-287.
21. Javier, G. G. The evolution of research on dyslexia / Gaýan Guardiola Javier // Anuariode Psicologa. - 2001. - № 32 (1). - R. 3-30.
22. Jiménez-Bravo, M. An oscillopathic approach to developmental dyslexia: From genes to speech processing / M. Jiménez-Bravo, V. Marrero, A. Benítez-Burrac // Behavioural Brain Research. - 2017. - Vol. 329. - № 30. - R. 84-95.
23. Kong, R. Research advances in susceptible genes for developmental dyslexia in children / R. Kong, R. R. Song // Zhongguo Dang Dai Er Ke Za Zhi. - 2016. - Vol. 18 (12). - P. 1308-1312.
24. Mascheretti, S. Neurogenetics of developmental dyslexia: from genes to behavior through brain neuroimaging and cognitive and sensorial mechanisms / S. Mascheretti, A. De Luca, V. Trezzi [et al.] // Translational Psychiatry. - 2017. - № 7 (1). - e987. - Doi: 10.1038/tp.2016.240. PMID 28045463.
25. Menckes, J. H. Early feeding history of children with learning disorders / J. H. Menckes // Developm. Medic. and Child Neurology. - 1977. - V. 19. - P. 169-177.
26. Morley, R. Breast feeding and cognitive outcome in children born prematurely / R. Morley // Advances in experimental medicine and biology. - 2002. - № 503. - R. 77-82.
27. Narayan, S. Survival and morbidity in extremely low birth weight (ELBW) infants / S. Narayan, R. Aggarwal, A. Upadhyay [et al.] // Indian pediatrics. - 2003. - № 40 (2). - R. 130-135.
28. Narberhaus, A. Estudio neuropsicologico de trillizas con antecedentes de prematuridad / A. Narberhaus, M. Giménez-Navarro, X. Caldú-Ferrús [et al.] // Revista de neurologia. - 2003. - V. 16-31. - № 37 (2). - R. 118-121.
29. Schulte-Korne, G. Annotation: Genetics of Reading and Spilling disorder / Gerd Schulte-Korne // J. Child. Psychol. Psychiat. - 2001. - Vol. 42. - № 8. - P. 985-997.
30. Snowling, M. J. Developmental dyslexia / M. J. Snowling // Current Paediatrics. - 2001. - № 1. - P. 10-13.
31. Stephenson, S. Congenital world - blendness / S. Stephenson // The Lancet. - 1904. - V. 11. - P. 827-828.
32. Thomas, C. J. Congenital “world - blindness” and its treatment / C. J. Thomas // Ophthalmoscope. - 1905. - V. 3. - P. 380-385.
33. Wimmer, H. Reading and dual-task balancing: Evidence against the automatization deficit explanation of developmental dyslexia / H. Wimmer, H. Mayringer, T. Raberger // Journ. of Learning Disabilities. - 1999. - № 32. - P. 473-478.
События
-
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32 -
Журнал «Творчество и современность» присоединился к Elpub! >>>
27 мая 2025 | 12:38