Журналов:     Статей:        

Специальное образование. 2018; : 86-99

ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ФАКТОРАМИ РИСКА РАННЕГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА

Соколова Л. В., Казакова Е. В., Васильева Н. В.

Аннотация

Данная работа посвящена актуальной теме - анализу факторов риска возникновения трудностей чтения у первоклассников. Обследовано 428 первоклассников, обучающихся в общеобразовательных школах г. Архангельска. В ходе экспериментального качественно-количественного исследования с помощью анкет «Особенности раннего развития ребенка», «Наследственность и чтение», «Трудности при обучении чтению», «Характеристики навыка чтения школьника» проведен анализ факторов риска раннего дизонтогенеза и характеристик навыка чтения. Обсуждается влияние условий микросоциальной среды на способность ребенка к чтению. Показана взаимосвязь трудностей чтения у ребенка с трудностями в чтении у матери, отца, сестер или братьев, с традициями семейного чтения и с образованием родителей. Анализ затруднений при чтении у младших школьников и членов их семей выявил схожесть проблем, причинами которых являются несформированность зрительно-пространственного восприятия, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, внимания. Подтверждено влияние неблагоприятных факторов раннего онтогенеза (недоношенность, искусственное вскармливание ребенка с рождения) на показатели навыка чтения. Повышенная частотность негативных факторов в раннем онтогенезе у школьников с трудностями формирования навыка чтения обусловливает наиболее выраженное неравномерное развитие школьно значимых функций. Дефицит базиса познавательных функций, возникший в предшкольный период развития, является основой различных форм школьной дезадаптации, особенно на начальном этапе школьного обучения. Дети, имеющие затруднения в чтении, нуждаются в специальной помощи, поэтому своевременное выявление таких школьников позволит оценить потенциальные возможности ребенка и спроектировать индивидуальную траекторию коррекционно-развивающих мероприятий.
Список литературы

1. Алтухова, Т. А. Организация обследования смыслового компонента чтения младших школьников с общим недоразвитием речи / Т. А. Алтухова, И. Н. Карачевцева // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 1. - С. 32-43.

2. Антипкина, И. В. Почему нужно исследовать формирование навыков чтения. Что способствует и что мешает прогрессу детей в чтении / И. В. Антипкина, М. И. Кузнецова, Е. Ю. Карданова // Вопросы образования. - 2017. - № 2. - С. 206-233.

3. Григоренко, Е. Л. Биологическая природа дислексии: краткий обзор литературы и примеры исследования / Е. Л. Григоренко // Журнал Высшей школы экономики. Психология. - 2010. - Т. 7. - № 4. - С. 20-44.

4. Дьячкова, Н. М. Нейропсихологическое исследование детей, проживающих в экологически неблагополучных условиях / Н. М. Дьячкова // Успехи современного естествознания. - 2006. - № 4. - С. 37-39.

5. Зелинская, Д. И. Организационная поддержка грудного вскармливания в России / Д. И. Зелинская, К. С. Ладодо // Российский педиатрический журнал. - 2000. - № 2. - С. 44-47.

6. Зеткина, И. А. Семейное чтение в России: в поисках утраченных традиций / И. А. Зеткина, Е. А. Николаева // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2011. - № 3 (27). - С. 6-10.

7. Казакова, Е. В. Факторы риска в раннем онтогенезе и особенности вербального развития детей-северян 7-8 лет г. Архангельска и г. Мезени / Е. В. Казакова, Л. В. Соколова // Экспериментальная психология. - 2013. - № 3. - C. 122-135.

8. Конь, И. Я. Результаты мультицентрового исследования особенностей вскармливания детей в основных регионах Российской Федерации. Сообщение 1. Распространенность грудного вскармливания и факторы, влияющие на продолжительность лактации / И. Я. Конь, М. В. Гмошинская, Т. Э. Боровик [и др.] // Вопросы детской диетологии. - 2006. - Т. 4. - № 2. - С. 5-8.

9. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : моногр. / А. Н. Корнев. - СПб. : Речь, 2003. - 330 с.

10. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция : моногр. / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 224 с.

11. Левина, Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей. Избр. труды / Р. Е. Левина. - М. : Аркти, 2005. - 222 с.

12. Луковцева, З. В. Особенности психического развития глубоко недоношенных детей первого года жизни : автореф. дис. … канд. психол. наук / Луковцева З. В. - М., 2002. - 23 с.

13. Ляксо, Е. Е. Развитие речи и формирование навыка чтения у детей: лонгитюдное исследование от рождения до 7 лет / Е. Е. Ляксо, О. В. Фролова // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34. - № 3. - С. 24-35.

14. Маслова, О. И. Современные аспекты изучения когнитивной сферы в развитии ребенка / О. И. Маслова, А. А. Баранов, Л. С. Намазова-Баранова [и др.] // Педиатрическая фармакология. - 2012. - Т. 9. - № 6. - С. 72-78.

15. Мнухин, С. С. О врожденной алексии и аграфии / С. С. Мнухин // Логопедия : метод. наследие / под ред. Л. С. Волковой. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - Кн. IV : Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. - С. 7-13.

16. Пережигина, Н. В. Нейропсихологические синдромы дислексии у младших школьников и их коррекция / Н. В. Пережигина // Школа здоровья. - 2002. - № 4. - С. 28-35.

17. Равич-Щербо, И. В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / И. В. Равич-Щербо. - М. : Педагогика, 1988. - 239 с.

18. Crunelle, D. Langage oral et écrit chez des enfants prématurés: résultats à 7,5 ans / D. Crunelle, M. T. Le Normand, M. J. Delfosse // Folia phoniatrica et logopaedica: official organ of the International Association of Logopedics and Phoniatrics (IALP). - 2003. - № 55 (3). - Р. 115-127.

19. Deriziotis, P. Speech and Language: Translating the Genome / P. Deriziotis, S. E. Fisher // Trends in Genetics. - 2017. - Vol. 33. - Iss. 9. - P. 642-656.

20. Hallgren, B. Specific dyslexia (congenital word-blindness): A clinical and genetic study / B. Hallgren // Acta Psychiatrica et Neurologica. - 1950. - № 65. - P. 1-287.

21. Javier, G. G. The evolution of research on dyslexia / Gaýan Guardiola Javier // Anuariode Psicologa. - 2001. - № 32 (1). - Р. 3-30.

22. Jiménez-Bravo, M. An oscillopathic approach to developmental dyslexia: From genes to speech processing / M. Jiménez-Bravo, V. Marrero, А. Benítez-Burrac // Behavioural Brain Research. - 2017. - Vol. 329. - № 30. - Р. 84-95.

23. Kong, R. Research advances in susceptible genes for developmental dyslexia in children / R. Kong, R. R. Song // Zhongguo Dang Dai Er Ke Za Zhi. - 2016. - Vol. 18 (12). - P. 1308-1312.

24. Mascheretti, S. Neurogenetics of developmental dyslexia: from genes to behavior through brain neuroimaging and cognitive and sensorial mechanisms / S. Mascheretti, A. De Luca, V. Trezzi [et al.] // Translational Psychiatry. - 2017. - № 7 (1). - e987. - Doi: 10.1038/tp.2016.240. PMID 28045463.

25. Menckes, J. H. Early feeding history of children with learning disorders / J. H. Menckes // Developm. Medic. and Child Neurology. - 1977. - V. 19. - P. 169-177.

26. Morley, R. Breast feeding and cognitive outcome in children born prematurely / R. Morley // Advances in experimental medicine and biology. - 2002. - № 503. - Р. 77-82.

27. Narayan, S. Survival and morbidity in extremely low birth weight (ELBW) infants / S. Narayan, R. Aggarwal, A. Upadhyay [et al.] // Indian pediatrics. - 2003. - № 40 (2). - Р. 130-135.

28. Narberhaus, A. Estudio neuropsicologico de trillizas con antecedentes de prematuridad / A. Narberhaus, M. Giménez-Navarro, X. Caldú-Ferrús [et al.] // Revista de neurologia. - 2003. - V. 16-31. - № 37 (2). - Р. 118-121.

29. Schulte-Korne, G. Annotation: Genetics of Reading and Spilling disorder / Gerd Schulte-Korne // J. Child. Psychol. Psychiat. - 2001. - Vol. 42. - № 8. - P. 985-997.

30. Snowling, M. J. Developmental dyslexia / M. J. Snowling // Current Paediatrics. - 2001. - № 1. - P. 10-13.

31. Stephenson, S. Congenital world - blendness / S. Stephenson // The Lancet. - 1904. - V. 11. - P. 827-828.

32. Thomas, C. J. Congenital “world - blindness” and its treatment / C. J. Thomas // Ophthalmoscope. - 1905. - V. 3. - P. 380-385.

33. Wimmer, H. Reading and dual-task balancing: Evidence against the automatization deficit explanation of developmental dyslexia / H. Wimmer, H. Mayringer, T. Raberger // Journ. of Learning Disabilities. - 1999. - № 32. - P. 473-478.

Special Education. 2018; : 86-99

PROBLEMS OF FORMATION OF THE READING SKILL IN FIRST GRADERS FACING THE RISK OF EARLY DYSONTOGENESIS

Sokolova L. V., Kazakova E. V., Vasil'eva N. V.

Abstract

The paper is devoted to an urgent issue of analysis of the risk of reading problems in first graders. The sample includes 428 first graders of general education schools of Archangelsk. In the course of the experimental qualitative and quantitative observation, the authors have analyzed the risk factors of early dysontogenesis and the reading skills formation with the help of the questionnaires “Characteristics of early child development”, “Heredity and reading”, “Challenges of teaching reading”, “Typical features of reading skills in schoolchildren”. The article discusses the impact of the micro-social environ-ment on the child’s reading skills. It demonstrates the relationship between the child’s reading problems and the similar problems of the mother, father, siblings or the traditions of family reading and the parents’ education. The analysis of reading problems in junior schoolchildren and the members of their families revealed the similarity of the problems caused by the immaturity of visual-spatial perception, phonetic-phonemic awareness and attention. The article confirms the negative impact of unfavorable factors of early ontogenesis (prematurity and artificial feeding of the baby from birth) on the child’s reading skills. The high rate of negative factors in the early ontogenesis of schoolchildren with problems of reading skills formation causes a saliently uneven development of certain functions significant for effective learning. The basic cognitive functions deficit during the pre-school period of development brings about various forms of school disadaptation, especially at an early stage of schooling. The children who have prob-lems with reading need special support; therefore, timely identification of such schoolchildren will allow to assess their learning potential and to design an individual trajectory of rehabilitation and development for each child.
References

1. Altukhova, T. A. Organizatsiya obsledovaniya smyslovogo komponenta chteniya mladshikh shkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi / T. A. Altukhova, I. N. Karachevtseva // Prakticheskaya psikhologiya i logopediya. - 2006. - № 1. - S. 32-43.

2. Antipkina, I. V. Pochemu nuzhno issledovat' formirovanie navykov chteniya. Chto sposobstvuet i chto meshaet progressu detei v chtenii / I. V. Antipkina, M. I. Kuznetsova, E. Yu. Kardanova // Voprosy obrazovaniya. - 2017. - № 2. - S. 206-233.

3. Grigorenko, E. L. Biologicheskaya priroda disleksii: kratkii obzor literatury i primery issledovaniya / E. L. Grigorenko // Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. Psikhologiya. - 2010. - T. 7. - № 4. - S. 20-44.

4. D'yachkova, N. M. Neiropsikhologicheskoe issledovanie detei, prozhivayushchikh v ekologicheski neblagopoluchnykh usloviyakh / N. M. D'yachkova // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. - 2006. - № 4. - S. 37-39.

5. Zelinskaya, D. I. Organizatsionnaya podderzhka grudnogo vskarmlivaniya v Rossii / D. I. Zelinskaya, K. S. Ladodo // Rossiiskii pediatricheskii zhurnal. - 2000. - № 2. - S. 44-47.

6. Zetkina, I. A. Semeinoe chtenie v Rossii: v poiskakh utrachennykh traditsii / I. A. Zetkina, E. A. Nikolaeva // Vestn. Chelyab. gos. akad. kul'tury i iskusstv. - 2011. - № 3 (27). - S. 6-10.

7. Kazakova, E. V. Faktory riska v rannem ontogeneze i osobennosti verbal'nogo razvitiya detei-severyan 7-8 let g. Arkhangel'ska i g. Mezeni / E. V. Kazakova, L. V. Sokolova // Eksperimental'naya psikhologiya. - 2013. - № 3. - C. 122-135.

8. Kon', I. Ya. Rezul'taty mul'titsentrovogo issledovaniya osobennostei vskarmlivaniya detei v osnovnykh regionakh Rossiiskoi Federatsii. Soobshchenie 1. Rasprostranennost' grudnogo vskarmlivaniya i faktory, vliyayushchie na prodolzhitel'nost' laktatsii / I. Ya. Kon', M. V. Gmoshinskaya, T. E. Borovik [i dr.] // Voprosy detskoi dietologii. - 2006. - T. 4. - № 2. - S. 5-8.

9. Kornev, A. N. Narusheniya chteniya i pis'ma u detei : monogr. / A. N. Kornev. - SPb. : Rech', 2003. - 330 s.

10. Lalaeva, R. I. Narusheniya chteniya i pis'ma u mladshikh shkol'nikov. Diagnostika i korrektsiya : monogr. / R. I. Lalaeva, L. V. Venediktova. - Rostov n/D : Feniks, 2004. - 224 s.

11. Levina, R. E. Nedostatki chteniya i pis'ma u detei. Izbr. trudy / R. E. Levina. - M. : Arkti, 2005. - 222 s.

12. Lukovtseva, Z. V. Osobennosti psikhicheskogo razvitiya gluboko nedonoshennykh detei pervogo goda zhizni : avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk / Lukovtseva Z. V. - M., 2002. - 23 s.

13. Lyakso, E. E. Razvitie rechi i formirovanie navyka chteniya u detei: longityudnoe issledovanie ot rozhdeniya do 7 let / E. E. Lyakso, O. V. Frolova // Psikhologicheskii zhurnal. - 2013. - T. 34. - № 3. - S. 24-35.

14. Maslova, O. I. Sovremennye aspekty izucheniya kognitivnoi sfery v razvitii rebenka / O. I. Maslova, A. A. Baranov, L. S. Namazova-Baranova [i dr.] // Pediatricheskaya farmakologiya. - 2012. - T. 9. - № 6. - S. 72-78.

15. Mnukhin, S. S. O vrozhdennoi aleksii i agrafii / S. S. Mnukhin // Logopediya : metod. nasledie / pod red. L. S. Volkovoi. - M. : Gumanit. izd. tsentr «VLADOS», 2003. - Kn. IV : Narusheniya pis'mennoi rechi: Disleksiya. Disgrafiya. - S. 7-13.

16. Perezhigina, N. V. Neiropsikhologicheskie sindromy disleksii u mladshikh shkol'nikov i ikh korrektsiya / N. V. Perezhigina // Shkola zdorov'ya. - 2002. - № 4. - S. 28-35.

17. Ravich-Shcherbo, I. V. Rol' sredy i nasledstvennosti v formirovanii individual'nosti cheloveka / I. V. Ravich-Shcherbo. - M. : Pedagogika, 1988. - 239 s.

18. Crunelle, D. Langage oral et écrit chez des enfants prématurés: résultats à 7,5 ans / D. Crunelle, M. T. Le Normand, M. J. Delfosse // Folia phoniatrica et logopaedica: official organ of the International Association of Logopedics and Phoniatrics (IALP). - 2003. - № 55 (3). - R. 115-127.

19. Deriziotis, P. Speech and Language: Translating the Genome / P. Deriziotis, S. E. Fisher // Trends in Genetics. - 2017. - Vol. 33. - Iss. 9. - P. 642-656.

20. Hallgren, B. Specific dyslexia (congenital word-blindness): A clinical and genetic study / B. Hallgren // Acta Psychiatrica et Neurologica. - 1950. - № 65. - P. 1-287.

21. Javier, G. G. The evolution of research on dyslexia / Gaýan Guardiola Javier // Anuariode Psicologa. - 2001. - № 32 (1). - R. 3-30.

22. Jiménez-Bravo, M. An oscillopathic approach to developmental dyslexia: From genes to speech processing / M. Jiménez-Bravo, V. Marrero, A. Benítez-Burrac // Behavioural Brain Research. - 2017. - Vol. 329. - № 30. - R. 84-95.

23. Kong, R. Research advances in susceptible genes for developmental dyslexia in children / R. Kong, R. R. Song // Zhongguo Dang Dai Er Ke Za Zhi. - 2016. - Vol. 18 (12). - P. 1308-1312.

24. Mascheretti, S. Neurogenetics of developmental dyslexia: from genes to behavior through brain neuroimaging and cognitive and sensorial mechanisms / S. Mascheretti, A. De Luca, V. Trezzi [et al.] // Translational Psychiatry. - 2017. - № 7 (1). - e987. - Doi: 10.1038/tp.2016.240. PMID 28045463.

25. Menckes, J. H. Early feeding history of children with learning disorders / J. H. Menckes // Developm. Medic. and Child Neurology. - 1977. - V. 19. - P. 169-177.

26. Morley, R. Breast feeding and cognitive outcome in children born prematurely / R. Morley // Advances in experimental medicine and biology. - 2002. - № 503. - R. 77-82.

27. Narayan, S. Survival and morbidity in extremely low birth weight (ELBW) infants / S. Narayan, R. Aggarwal, A. Upadhyay [et al.] // Indian pediatrics. - 2003. - № 40 (2). - R. 130-135.

28. Narberhaus, A. Estudio neuropsicologico de trillizas con antecedentes de prematuridad / A. Narberhaus, M. Giménez-Navarro, X. Caldú-Ferrús [et al.] // Revista de neurologia. - 2003. - V. 16-31. - № 37 (2). - R. 118-121.

29. Schulte-Korne, G. Annotation: Genetics of Reading and Spilling disorder / Gerd Schulte-Korne // J. Child. Psychol. Psychiat. - 2001. - Vol. 42. - № 8. - P. 985-997.

30. Snowling, M. J. Developmental dyslexia / M. J. Snowling // Current Paediatrics. - 2001. - № 1. - P. 10-13.

31. Stephenson, S. Congenital world - blendness / S. Stephenson // The Lancet. - 1904. - V. 11. - P. 827-828.

32. Thomas, C. J. Congenital “world - blindness” and its treatment / C. J. Thomas // Ophthalmoscope. - 1905. - V. 3. - P. 380-385.

33. Wimmer, H. Reading and dual-task balancing: Evidence against the automatization deficit explanation of developmental dyslexia / H. Wimmer, H. Mayringer, T. Raberger // Journ. of Learning Disabilities. - 1999. - № 32. - P. 473-478.