Журналов:     Статей:        

Вестник Казахского национального женского педагогического университета.

ПРОБЛЕМА ПРЕДИКТИВНОГО АНАЛИЗА В ОЦЕНИВАНИИ РИСКОВ И УГРОЗ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Лозицкий Вячеслав Леонтьевич

Аннотация

В статье в ее целевой направленности автором рассматриваются проблемные аспекты изучения вопросов, связанных с реализацией процессов цифровой трансформации в сфере образования в Республике Беларусь с учетом прогностического анализа представляемых рисков и угроз, возникающих перед обществом нарождающейся эпохи цифровизации. Во многом именно объективно и верно осуществляемое прогнозирование является опорной позицией для принятия взвешенных решений в определении стратегических направлений развития образования в его краткосрочной и долгосрочной перспективе. Анализ существующих публикаций в данной области в Республике Беларусь позволяет сделать вывод о недостаточности глубоких и системных исследований, которые в своей междисциплинарности позволили бы преодолеть методологическую неразработанность проблемы предиктивной аналитики в оценке рисков и угроз, связанных с процессами цифровой трансформации в образовательной сфере, в том числе и с учетом психолого-педагогической проблематики. Сравнительно-сопоставительный анализ исследований белорусских ученых, концептуальных положений государственных программ в сфере цифровизации образования вместе с конкретизацией применяемого понятийно-терминологического аппарата, позволили автору определить необходимые методологические основания научного поиска. В рамках научной рефлексии при учете разработанных в психолого-педагогической науке теоретико-методологических подходов автором выделены основы осуществляемого предиктивного анализа с опорой на четкое понимание ведущих тенденций развития современного образования. В статье выделены детерминанты – факторы, обуславливающие динамику технологизации образовательной сферы, специфику интеграции инновационных информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность, осуществляемую ее субъектами. Отмеченные положения наряду с определением рисков и угроз цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь позволили осмыслить условия их минимизации и преодоления в императивности предлагаемых требований к их реализации.

Список литературы

1. Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 годы: утв. Министром образования Респ. Беларусь 15.03.2019. https://drive.google.com/file/d/1T0v7iQqQ9ZoxO2IIwR_OlhqZ3rjKVqY-/view (дата обращения 26.02.2024).

2. О Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 30 нояб. 2021 г., № 683. https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100683 (дата обращения 26.02.2024).

3. О Государственной программе «Цифровое развитие Беларуси» на 2021—2025 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 2 февраля 2021 г., № 66. https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100066 (дата обращения 26.02.2024).

4. Абламейко С.В., Воротницкий Ю.И., Листопад Н.И. (2014) Стратегия информатизации и информационная безопасность системы образования в условиях развития информационного общества // Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации: РИНТИ–2014: материалы XIII междунар. науч. конф. (Минск, ноябрь 2014): Минск. С. 12–17.

5. Басько В.В., Воротницкий Ю.И., Курбацкий А.Н., Листопад Н.И. (2003) О некоторых вопросах стратегии информатизации образования Республики Беларусь // Информатизация образования. № 1. С. 23–28.

6. Дылян Г.Д., Ратобыльская Э.С., Цветкова М.С. (2005) Модели управления процессами комплексной информатизации общего среднего образования. Москва: БИНОМ. – 111 с.

7. Богуш В.А., Е.Н. Шнейдеров (2021) Цифровизация образования: проблемы, вызовы и перспективы // Адукацыя і выхаванне. № 1. С. 14–21.

8. Новицкий Е.Н. (2021) Цифровизация в Республике Беларусь в контексте распространения COVID–19 // Социальное знание в современном обществе: проблемы, закономерности, перспективы: материалы II междунар. науч. конф. (Минск, ноябрь 2021). Минск. С. 355-357.

9. Титаренко Л.Г. (2022) Влияние цифровизации на учебно-воспитательный процесс: перспективы и риски // Вышэйшая школа. № 1. С. 5–7.

10. Жук О.Л. (2020) Актуальные направления развития образования и научно-педагогических исследований в условиях цифровой трансформации // Педагогика. № 3. С. 5–14.

11. Зубрилина И.В. (2023) Цифровизация образования в контексте приоритетов Дорожной карты по реализации ЦУР в Республике Беларусь // Адукацыя і выхаванне. № 8. С. 11–19.

12. Карпенко И.В. (2020) Формирование новой образовательной среды // Наука и инновации. № 7 (209). С. 66–68.

13. Унсович А.Н., Толкач А.Г. (2020) Повышение эффективности управления в системе высшего образования и качества подготовки специалистов в условиях цифровой трансформации образовательного процесса // Вестник БарГУ. Серия. «Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки». № 8. С. 46–55.

14. Шевлякова-¬Борзенко И. Л. Конвергентные процессы в образовании: истоки, факторы, динамика // Университетский педагогический журнал. № 2. С. 3–10.

15. Лозицкий В. Л. (2024) Цифровая трансформация образования: проблемы, риски и перспективы развития // Вестник БарГУ. Серия: «Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки». № 1. С. 25–32.

16. Разработка программно-методического обеспечения республиканской информационно-образовательной среды : отчет о научно-исследовательской работе (заключительный) / БГУ; научный руководитель Ю.И. Воротницкий / https://elib.bsu.by/handle/123456789/236401 (дата обращения 26.02.2024).

Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University.

The problem of predictive analysis in assessing the risks and threats of digital transformation of processes in the education system of the Republic of Belarus

Lozitsky Vyacheslav L.

Abstract

The article in its targeted focus by the author considers problematic aspects of studying issues related to the implementation of digital transformation processes in the field of education in the Republic of Belarus, taking into account the predictive analysis of the presented risks and threats arising before society of the emerging era of digitalization. In many ways, it is objectively and correctly implemented forecasting that is the reference position for making balanced decisions in determining the strategic directions for the development of education in its short and long term. Analysis of existing publications in this field in the Republic of Belarus allows us to conclude that there are insufficient in-depth and systemic studies that, in their interdisciplinary nature, would overcome the methodological inconsistency of the problem of predictive analytics in assessing the risks and threats associated with the processes of digital transformation in the educational sphere, including taking into account psychological and pedagogical problems. A comparative analysis of the studies of Belarusian scientists, the conceptual provisions of state programs in the field of digitalization of education, together with the concretization of the used conceptual and terminological apparatus, allowed the author to determine the necessary methodological grounds for scientific search. Within the framework of scientific reflection, when taking into account the theoretical and methodological approaches developed in psychological and pedagogical science, the author highlighted the foundations of the predictive analysis carried out based on a clear understanding of the leading trends in the development of modern education. The article highlights the determinants - the factors that determine the dynamics of the technologization of the educational sphere, the specifics of the integration of innovative information and communication technologies into the educational activities carried out by its subjects. The noted provisions, along with the definition of risks and threats to digital transformation of processes in the education system of the Republic of Belarus, made it possible to comprehend the conditions for their minimization and overcoming the imperatives of the proposed requirements for their implementation.

References

1. Kontseptsiya tsifrovoi transformatsii protsessov v sisteme obrazovaniya Respubliki Belarus' na 2019–2025 gody: utv. Ministrom obrazovaniya Resp. Belarus' 15.03.2019. https://drive.google.com/file/d/1T0v7iQqQ9ZoxO2IIwR_OlhqZ3rjKVqY-/view (data obrashcheniya 26.02.2024).

2. O Kontseptsii razvitiya sistemy obrazovaniya Respubliki Belarus' do 2030 goda : postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Belarus', 30 noyab. 2021 g., № 683. https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100683 (data obrashcheniya 26.02.2024).

3. O Gosudarstvennoi programme «Tsifrovoe razvitie Belarusi» na 2021—2025 gody: postanovlenie Soveta Ministrov Resp. Belarus', 2 fevralya 2021 g., № 66. https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100066 (data obrashcheniya 26.02.2024).

4. Ablameiko S.V., Vorotnitskii Yu.I., Listopad N.I. (2014) Strategiya informatizatsii i informatsionnaya bezopasnost' sistemy obrazovaniya v usloviyakh razvitiya informatsionnogo obshchestva // Razvitie informatizatsii i gosudarstvennoi sistemy nauchno-tekhnicheskoi informatsii: RINTI–2014: materialy XIII mezhdunar. nauch. konf. (Minsk, noyabr' 2014): Minsk. S. 12–17.

5. Bas'ko V.V., Vorotnitskii Yu.I., Kurbatskii A.N., Listopad N.I. (2003) O nekotorykh voprosakh strategii informatizatsii obrazovaniya Respubliki Belarus' // Informatizatsiya obrazovaniya. № 1. S. 23–28.

6. Dylyan G.D., Ratobyl'skaya E.S., Tsvetkova M.S. (2005) Modeli upravleniya protsessami kompleksnoi informatizatsii obshchego srednego obrazovaniya. Moskva: BINOM. – 111 s.

7. Bogush V.A., E.N. Shneiderov (2021) Tsifrovizatsiya obrazovaniya: problemy, vyzovy i perspektivy // Adukatsyya і vykhavanne. № 1. S. 14–21.

8. Novitskii E.N. (2021) Tsifrovizatsiya v Respublike Belarus' v kontekste rasprostraneniya COVID–19 // Sotsial'noe znanie v sovremennom obshchestve: problemy, zakonomernosti, perspektivy: materialy II mezhdunar. nauch. konf. (Minsk, noyabr' 2021). Minsk. S. 355-357.

9. Titarenko L.G. (2022) Vliyanie tsifrovizatsii na uchebno-vospitatel'nyi protsess: perspektivy i riski // Vysheishaya shkola. № 1. S. 5–7.

10. Zhuk O.L. (2020) Aktual'nye napravleniya razvitiya obrazovaniya i nauchno-pedagogicheskikh issledovanii v usloviyakh tsifrovoi transformatsii // Pedagogika. № 3. S. 5–14.

11. Zubrilina I.V. (2023) Tsifrovizatsiya obrazovaniya v kontekste prioritetov Dorozhnoi karty po realizatsii TsUR v Respublike Belarus' // Adukatsyya і vykhavanne. № 8. S. 11–19.

12. Karpenko I.V. (2020) Formirovanie novoi obrazovatel'noi sredy // Nauka i innovatsii. № 7 (209). S. 66–68.

13. Unsovich A.N., Tolkach A.G. (2020) Povyshenie effektivnosti upravleniya v sisteme vysshego obrazovaniya i kachestva podgotovki spetsialistov v usloviyakh tsifrovoi transformatsii obrazovatel'nogo protsessa // Vestnik BarGU. Seriya. «Pedagogicheskie nauki. Psikhologicheskie nauki. Filologicheskie nauki». № 8. S. 46–55.

14. Shevlyakova-¬Borzenko I. L. Konvergentnye protsessy v obrazovanii: istoki, faktory, dinamika // Universitetskii pedagogicheskii zhurnal. № 2. S. 3–10.

15. Lozitskii V. L. (2024) Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya: problemy, riski i perspektivy razvitiya // Vestnik BarGU. Seriya: «Pedagogicheskie nauki. Psikhologicheskie nauki. Filologicheskie nauki». № 1. S. 25–32.

16. Razrabotka programmno-metodicheskogo obespecheniya respublikanskoi informatsionno-obrazovatel'noi sredy : otchet o nauchno-issledovatel'skoi rabote (zaklyuchitel'nyi) / BGU; nauchnyi rukovoditel' Yu.I. Vorotnitskii / https://elib.bsu.by/handle/123456789/236401 (data obrashcheniya 26.02.2024).