Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2023; : 10-21
Компетентностный подход как основа системы образования учителей русского языка и литературы
https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-96-4-10-21Аннотация
В данной статье автор исследует научно-теоретическое обоснование формирования профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы. Выделяет ключевые компетенции, которые будут востребованы в ближайшем будущем и которым уже в настоящее время необходимо обучать специалистов системы образования. Особенное внимание уделяется тому, что компетентностный подход в настоящее время приобретает особую значимость в профессиональной подготовке учителей. Внутри компетентностного подхода выделяют два базовых понятия: компетенция и компетентность. В статье приводится подробное исследование данных понятий, предлагаемых различными учеными. В качестве проблемы выделяется составление модели компетенций, которые будут необходимы для высокоэффективной деятельности учителей русского языка и литературы. Модели компетенций разрабатывались значительным числом авторов, но казахстанская практика в данном вопросе указывает, тем не менее, на наличие «белых» пятен в исследуемой теме. В качестве вывода внимание акцентируется на том, что компетенции в сфере образования (как, впрочем, и в любой другой области) представляют собой сферу, через которую происходит осмысление постоянно изменяющейся действительности. При этом организации образования выступают одновременно интеграторами деятельности, как пространства и как субъекты когнитивных построений, определяющих конечный результат работы, выраженный в профессиональных компетенциях учителей русского языка и литературы
Список литературы
1. Жаркынбекова Ш.К. (2018) Русский язык в условиях образовательных реформ Казахстана функционирование русского языка в Казахстане, образовательные реформы, языковая политика / https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/150208/F_ryalvtm2018_V.1_161_166.pdf?sequence=-1&isAllowed=y (дата обращения 04.12.2023)
2. Назарбаев Н.А. (2012). Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства. Послание народу Казахстана. Астана, 14 декабря 2012 года
3. Клюшин А.А., Первухина И.Ю. (2020). Актуальность формирования управленческих компетенций студентов посредством инновационной образовательной методики // StudNet. №1
4. Biesta, G. Reclaiming a future that has not been: The Faure report, UNESCO’s humanism and the need for emancipation in education. International Review of Education. Advance online publication. 2021. Pp. 655-672. https://doi.org/10.1007/s11159-021-09921-x
5. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018 — 28 с. - (Современная аналитика образования. 2018. № 2 (19)).
6. Батракова И.С., Тряпицын А.В. (2019). Социальные технологии в компетентностном образовательном процессе современного педагогического вуза // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 31. С.24-33
7. Доклад WorldSkills Russia «Россия 2025: от кадров к талантам». URL: http://d-russia.ru/wpcontent/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26175469.pdf (дата обращения: 18.10.2023).
8. Амандаева М.А. (2023) Развитие профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы // adebiportal.kz (дата обращения: 14.11.2023)
9. Божко Е.М., Ильнер А.О. (2019). Компетентностный подход в России и за рубежом: исторические и теоретические аспекты // Мир науки. Педагогика и психология. №1. https://mir-nauki.com/PDF/38PDMN119.pdf (дата обращения 03.12.2023)
10. Rappleye, J. (2012). Education policy transfer in an era of globalization: Theory--History--Comparison. Comparative Studies Series. Volume23.
11. Хуторской А.В. (2003). Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. № 2. Сс. 58-64.
12. Курманкулова А.К., Киынова Ж.К., Сералиева Н.Ж. (2022). Профессиональное развитие казахстанских сельских учителей русского языка и литературы в условиях цифровизации образования // Перспективы науки и образования. 5 (59). С.641-656 / https://pnojournal.wordpress.com/2022/11/11/kurmankulova/ (дата обращения 16.11.2023)
13. Равен Дж. (1999). Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. М. 14. Глоссарий: основные понятия педагогики высшей школы [Электронный ресурс]. Режим обращения: https://www.twirpx.com/file/287368/
14. Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей / Т. А. Бабакова, Т. М. Акинина − Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2023. − 64 с.
15. Ситченко А.Л., Гладышев, В.В. (2019). Методика преподавания литературы: актуальные проблемы теории, истории, практики: монография. Москва: ФЛИНТА. - 273 с.
16. Макарьев И.С. (2021). Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования: терминологический словарь. СПб.: СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж». – 84 с.
17. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. (2018). Педагогический словарь. М.: Академия. – 343 с.
18. Хуторской А.В. (2021). Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Эйдос: интернет-журнал. № 4. / URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
19. Смородинова М.В. (2012). Технология формирования предметной компетенции учащихся основного звена общеобразовательной школы // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, ноябрь 2012). СПб. Сс. 93-94.
20. Корчемный П.А. (2022). Психологические аспекты компетентностного и квалификационного подходов в обучении // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Психологические науки. . № 1. - С. 26-35.
21. Колесникова Л.Г., Васильева И.Л. (2011). Компетентностный подход как отражение общенаучного уровня методологии в теоретико-методической подготовке менеджеров // Проблемы и перспективы развития образования в России. С.200-204
22. Рагозина Г.А., Панская Е.С., Манжосова И.В. (2019). Структура и содержание профессиональной педагогической компетентности учителя русского языка средней общеобразовательной школы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 1 (33). Сс.94-99.
Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2023; : 10-21
Competence-based approach as the basis of the education system for teachers of Russian language and literature
https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-96-4-10-21Abstract
In this article, the author explores the scientific and theoretical basis for the formation of professional competencies of teachers of Russian language and literature. Highlights key competencies that will be in demand in the near future and which currently need to be taught to specialists in the education system. The author of the article pays special attention to the fact that the competency-based approach is currently acquiring particular importance in the professional training of teachers. Within the competency-based approach, two basic concepts are distinguished: competence and competency. The article provides a detailed examination of these concepts proposed by various scientists. The problem highlighted is the development of a model of competencies that will be necessary for highly effective activities of teachers of the Russian language and literature. Competency models have been developed by a significant number of authors, but Kazakhstan’s practice in this matter nevertheless indicates the presence of “blank” spots in the topic under study. As a conclusion, attention is focused on the fact that competencies in the field of education (as, indeed, in any other field) represent a sphere of conceptual understanding of reality. At the same time, educational organizations act simultaneously as integrators of activities, both as spaces and as subjects of cognitive constructions that determine the final result of the work, expressed in the professional competencies of teachers of the Russian language and literature.
References
1. Zharkynbekova Sh.K. (2018) Russkii yazyk v usloviyakh obrazovatel'nykh reform Kazakhstana funktsionirovanie russkogo yazyka v Kazakhstane, obrazovatel'nye reformy, yazykovaya politika / https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/150208/F_ryalvtm2018_V.1_161_166.pdf?sequence=-1&isAllowed=y (data obrashcheniya 04.12.2023)
2. Nazarbaev N.A. (2012). Strategiya "Kazakhstan-2050": novyi politicheskii kurs sostoyavshegosya gosudarstva. Poslanie narodu Kazakhstana. Astana, 14 dekabrya 2012 goda
3. Klyushin A.A., Pervukhina I.Yu. (2020). Aktual'nost' formirovaniya upravlencheskikh kompetentsii studentov posredstvom innovatsionnoi obrazovatel'noi metodiki // StudNet. №1
4. Biesta, G. Reclaiming a future that has not been: The Faure report, UNESCO’s humanism and the need for emancipation in education. International Review of Education. Advance online publication. 2021. Pp. 655-672. https://doi.org/10.1007/s11159-021-09921-x
5. Universal'nye kompetentnosti i novaya gramotnost': chemu uchit' segodnya dlya uspekha zavtra. Predvaritel'nye vyvody mezhdunarodnogo doklada o tendentsiyakh transformatsii shkol'nogo obrazovaniya / I. D. Frumin, M. S. Dobryakova, K. A. Barannikov, I. M. Remorenko; Natsional'nyi issledovatel'skii universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», Institut obrazovaniya. — M.: NIU VShE, 2018 — 28 s. - (Sovremennaya analitika obrazovaniya. 2018. № 2 (19)).
6. Batrakova I.S., Tryapitsyn A.V. (2019). Sotsial'nye tekhnologii v kompetentnostnom obrazovatel'nom protsesse sovremennogo pedagogicheskogo vuza // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. № 31. S.24-33
7. Doklad WorldSkills Russia «Rossiya 2025: ot kadrov k talantam». URL: http://d-russia.ru/wpcontent/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26175469.pdf (data obrashcheniya: 18.10.2023).
8. Amandaeva M.A. (2023) Razvitie professional'nykh kompetentsii uchitelya russkogo yazyka i literatury // adebiportal.kz (data obrashcheniya: 14.11.2023)
9. Bozhko E.M., Il'ner A.O. (2019). Kompetentnostnyi podkhod v Rossii i za rubezhom: istoricheskie i teoreticheskie aspekty // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. №1. https://mir-nauki.com/PDF/38PDMN119.pdf (data obrashcheniya 03.12.2023)
10. Rappleye, J. (2012). Education policy transfer in an era of globalization: Theory--History--Comparison. Comparative Studies Series. Volume23.
11. Khutorskoi A.V. (2003). Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannoi paradigmy obrazovaniya // Narodnoe obrazovanie. № 2. Ss. 58-64.
12. Kurmankulova A.K., Kiynova Zh.K., Seralieva N.Zh. (2022). Professional'noe razvitie kazakhstanskikh sel'skikh uchitelei russkogo yazyka i literatury v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya // Perspektivy nauki i obrazovaniya. 5 (59). S.641-656 / https://pnojournal.wordpress.com/2022/11/11/kurmankulova/ (data obrashcheniya 16.11.2023)
13. Raven Dzh. (1999). Pedagogicheskoe testirovanie: problemy, zabluzhdeniya, perspektivy / Per. s angl. M. 14. Glossarii: osnovnye ponyatiya pedagogiki vysshei shkoly [Elektronnyi resurs]. Rezhim obrashcheniya: https://www.twirpx.com/file/287368/
14. Pedagogika i psikhologiya vysshei shkoly: metodika raboty s ponyatiinym apparatom: uchebnoe posobie dlya studentov, aspirantov i prepodavatelei / T. A. Babakova, T. M. Akinina − Petrozavodsk: Izd-vo PetrGU, 2023. − 64 s.
15. Sitchenko A.L., Gladyshev, V.V. (2019). Metodika prepodavaniya literatury: aktual'nye problemy teorii, istorii, praktiki: monografiya. Moskva: FLINTA. - 273 s.
16. Makar'ev I.S. (2021). Kratkii slovar' sistemy ponyatii inklyuzivnogo obrazovaniya: terminologicheskii slovar'. SPb.: SPb GB POU «Okhtinskii kolledzh». – 84 s.
17. Zagvyazinskii V.I., Zakirova A.F. (2018). Pedagogicheskii slovar'. M.: Akademiya. – 343 s.
18. Khutorskoi A.V. (2021). Tekhnologiya proektirovaniya klyuchevykh i predmetnykh kompetentsii. Eidos: internet-zhurnal. № 4. / URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
19. Smorodinova M.V. (2012). Tekhnologiya formirovaniya predmetnoi kompetentsii uchashchikhsya osnovnogo zvena obshcheobrazovatel'noi shkoly // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy II mezhdunar. nauch. konf. (Sankt-Peterburg, noyabr' 2012). SPb. Ss. 93-94.
20. Korchemnyi P.A. (2022). Psikhologicheskie aspekty kompetentnostnogo i kvalifikatsionnogo podkhodov v obuchenii // Vestn. Mosk. gos. obl. un-ta. Ser.: Psikhologicheskie nauki. . № 1. - S. 26-35.
21. Kolesnikova L.G., Vasil'eva I.L. (2011). Kompetentnostnyi podkhod kak otrazhenie obshchenauchnogo urovnya metodologii v teoretiko-metodicheskoi podgotovke menedzherov // Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii. S.200-204
22. Ragozina G.A., Panskaya E.S., Manzhosova I.V. (2019). Struktura i soderzhanie professional'noi pedagogicheskoi kompetentnosti uchitelya russkogo yazyka srednei obshcheobrazovatel'noi shkoly // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 1 (33). Ss.94-99.
События
-
Журнал «Вестник Самарского государственного экономического университета» теперь на Elpub >>>
11 ноя 2025 | 14:28 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» >>>
11 ноя 2025 | 14:26 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Eurasian Journal of Economic and Business Studies» >>>
5 ноя 2025 | 08:43 -
Журнал «Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі: Серыя фізіка-тэхнічных наву» принят в DOAJ >>>
5 ноя 2025 | 08:42 -
Журнал «Ученые записки Российской академии предпринимательства» принят в DOAJ >>>
5 ноя 2025 | 08:41
