Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2022; : 6-16
Символ мирового дерева в ритуально-бытовой практике казахов
Сайкенева Д. К., Наурзбаева А. Б., Хазбулатов А. Р.
https://doi.org/10.52512/2306-5079-2022-92-4-6-16Аннотация
Образ мирового дерева в мифологии народов мира символизирует axis mundi – центр вселенной, место создания пространства и времени. Этот универсальный мифологический символ несет в себе также смысл амбивалентности жизни и смерти. Концепция мирового дерева в разных аспектах традиций жизненного цикла человека имеет многообразие смыслов. От колыбели и до погребения это символическое «дерево» сопровождало обряды казахского народа. В культуре казахского народа мировое дерево выступает ключевым элементом кодификации мира и присутствует во всех пластах традиционного мировоззрения. В обрядах казахов символ мирового дерева со временем получил дополнительную трактовку, внося трансформацию изначального смысла. Предпринятый в статье семантический анализ позволил приблизиться к изначальному значению мирового дерева, рассматривая его в качестве ключевого элемента структуры казахского традиционного миропонимания. Структурно-семиотический и сравнительный методы, используемые в данном исследовании, способствовали изучению символа мирового дерева в ритуально-бытовой практике казахского народа. Авторы пришли к выводу, что используемые в быту бакан, коновязь и ритуальный посох отражают представление казахского народа о мировом дереве не только как о сакральном центре мира, но и как об упорядочивающем хаос элементе.
Список литературы
1. Топоров В.Н. Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы. Т.1. - М.: Рукописные памятники Древней Руси. 2010. – 448с.
2. Элиаде М. Космос и история. Избранные труды. – М.: «Прогресс», 1987– 299 с.
3. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. - М.: «Политиздат». 1980- 832 с.
4. Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. – Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние. 1988– 225с.
5. Сатанар М.Т. К семиотической интерпретации мифологического образа древа Аал Луук Мас в эпосе олонхо// Oriental Studies (Вестник КИГИ РАН), 2020. Том 13. № 4. С.1135-1154.
6. Шараева Т.И. Сакральный код в пространстве традиционного жилища у калмыков// Oriental Studies (Вестник КИГИ РАН), 2020. Том 13. № 1. С.41-54.
7. Ormsby A.A. Diverse values and benefits of urban sacred natural sites// Trees, forests and people. 2021 (6) https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2666719321000753?via%3Dihub
8. Ngulani Т., Shackleton C.M. Use of public urban green spaces for spiritual services in Bulawayo, Zimbabwe // Urban Forestry & Urban Greening. 2019. Vol.38, pp. 97-104.
9. Dampilova L.S. Mythologizing history in Buryat Shamanic rites// Archeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia, 2021. Vol 49(2), pp.118-124.
10. Уарзиати В.С., Галиев А. А. Символы и знаки великой степи (История культуры древних номадов)/ Ответ. ред. А.К. Султангалиева. - Алматы. 2006– 160 с.
11. Тохтабаева Ш. Ж. Этикетные нормы казахов. Часть I. Будни и праздники. Товарищество с ограниченной ответственностью «LA GRÂCE». 2017– 221 с.
12. Валиханов Ч.Ч. Избранные произведения, М: Наука. 1986. – 414с.
13. Токтабай А. Культ коня у казахов. - Алматы: КазИздат-КТ. 2004– 121с.
14. Катанов Н.Ф. Качинская легенда о сотворении мира. – Изд-во ОАИЭ. 1894. – Т.12. – Вып.2. – С.185-188.
15. Жанабаев К. Тюркский миф в эпосе, обряде и ритуале: монография. – Алматы: Казак университеты. 2016– 154 с.
16. Сорокин С.С. К проблеме этнической истории тюркоязычных народов Сибири. // Проблемы происхождения и этнической истории тюркских народов Сибири. Томск: ТГУ, 1987. С.7-18.
17. Ажигали С.Е. Архитектура кочевников - феномен истории и культуры Евразии (памятники Арало-Каспийского региона). Алматы: «Гылым». 2002- 645 с.
18. Аристов Н. А. Опыт выяснения этнического состава киргиз-казаков Большой Орды и каракиргизов на основании родословных сказаний и сведений о существующих родовых делениях и о родовых тамгах, а также исторических данных и начинающихся антропологических исследований // Живая Старина. 1894. Вып. 3-4. – С. 391–486.
19. Алтынсарин И. Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства // Записки Оренбургского отдела Императорского Русского Географического Общества / Императорское Русское Географическое Общество, Оренбургский отдел. – Казань: Университетская типография, 1870. – Вып. 1. – С. 117 - 136.
20. Кастанье И.А. Древности Киргизской степи и Оренбургского края //Труды Оренбургской учёной архивной комиссии. Вып. 22. Оренбург. 1910. -329с.
21. Тохтабаева Ш. Ж. Этикетные нормы казахов. Часть II. Семья и социум. –Алматы: Товарищество с ограниченной ответственностью «LA GRÂCE». 2017– 168 с.
22. Диваев А. Древнекиргизские похоронные обычаи. - Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1897. - 8 с.
23. Толеубаев А. Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (Х1Х – начало XX века). – Алма-Ата: Гылым. 1991– 214с.
24. Бекхожина Т. Песни-плачи жоктау // Музыкознание. – Алма-Ата: Мин-во высш. и ср. спец. образования Каз. ССР. 1971. – Вып. V. – С. 71–77.
25. Суразаков С.С. Из глубины веков. – Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во: Горн.-Алт. отд-ние, 1982. - 144 c.
26. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. –М: «Языки русской культуры», 1996. – 464с.
Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2022; : 6-16
The symbol of the world tree in the ritual and everyday practice of the Kazakhs
Saikeneva D. K., Naurzbayeva A. B., Khazbulatov A. R.
https://doi.org/10.52512/2306-5079-2022-92-4-6-16Abstract
The image of the world tree is universal in the mythology of the peoples of the world, it symbolizes the axis Mundi - the centre of the universe, the place of creation of space and time. This universal mythological symbol also carries the meaning of life and death. The concept of the world tree in various aspects of the traditions of the human life cycle has many meanings. From the cradle to the grave the «tree» accompanied the rites of the Kazakh people. In the cultural space of the Kazakh people, the world tree is a key element of the codification of traditional culture and is present in all layers of the traditional worldview. In the rites of the Kazakh people, the symbol of the world tree received an additional interpretation over time, losing its original meaning. Still, despite this, semantic analysis allows to reproduce of its original meaning and is considered a key element of the structure of the world. This article analyses the symbols of the world tree in the ritual-everyday practice of the Kazakh people with the help of structural-semiotic and comparative methods. The authors believe that the bakan, the hitching post and the ritual staff used in everyday life reflect the perception of the Kazakh people about the world tree not only as a sacral centre of the world but also as an ordering element of chaos.
References
1. Toporov V.N. Mirovoe derevo. Universal'nye znakovye kompleksy. T.1. - M.: Rukopisnye pamyatniki Drevnei Rusi. 2010. – 448s.
2. Eliade M. Kosmos i istoriya. Izbrannye trudy. – M.: «Progress», 1987– 299 s.
3. Frezer Dzh.Dzh. Zolotaya vetv'. Issledovanie magii i religii. - M.: «Politizdat». 1980- 832 s.
4. L'vova E.L., Oktyabr'skaya I.V., Sagalaev A.M., Usmanova M.S. Traditsionnoe mirovozzrenie tyurkov yuzhnoi Sibiri. Prostranstvo i vremya. Veshchnyi mir. – Novosibirsk: Nauka. Sib. Otd-nie. 1988– 225s.
5. Satanar M.T. K semioticheskoi interpretatsii mifologicheskogo obraza dreva Aal Luuk Mas v epose olonkho// Oriental Studies (Vestnik KIGI RAN), 2020. Tom 13. № 4. S.1135-1154.
6. Sharaeva T.I. Sakral'nyi kod v prostranstve traditsionnogo zhilishcha u kalmykov// Oriental Studies (Vestnik KIGI RAN), 2020. Tom 13. № 1. S.41-54.
7. Ormsby A.A. Diverse values and benefits of urban sacred natural sites// Trees, forests and people. 2021 (6) https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2666719321000753?via%3Dihub
8. Ngulani T., Shackleton C.M. Use of public urban green spaces for spiritual services in Bulawayo, Zimbabwe // Urban Forestry & Urban Greening. 2019. Vol.38, pp. 97-104.
9. Dampilova L.S. Mythologizing history in Buryat Shamanic rites// Archeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia, 2021. Vol 49(2), pp.118-124.
10. Uarziati V.S., Galiev A. A. Simvoly i znaki velikoi stepi (Istoriya kul'tury drevnikh nomadov)/ Otvet. red. A.K. Sultangalieva. - Almaty. 2006– 160 s.
11. Tokhtabaeva Sh. Zh. Etiketnye normy kazakhov. Chast' I. Budni i prazdniki. Tovarishchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'yu «LA GRÂCE». 2017– 221 s.
12. Valikhanov Ch.Ch. Izbrannye proizvedeniya, M: Nauka. 1986. – 414s.
13. Toktabai A. Kul't konya u kazakhov. - Almaty: KazIzdat-KT. 2004– 121s.
14. Katanov N.F. Kachinskaya legenda o sotvorenii mira. – Izd-vo OAIE. 1894. – T.12. – Vyp.2. – S.185-188.
15. Zhanabaev K. Tyurkskii mif v epose, obryade i rituale: monografiya. – Almaty: Kazak universitety. 2016– 154 s.
16. Sorokin S.S. K probleme etnicheskoi istorii tyurkoyazychnykh narodov Sibiri. // Problemy proiskhozhdeniya i etnicheskoi istorii tyurkskikh narodov Sibiri. Tomsk: TGU, 1987. S.7-18.
17. Azhigali S.E. Arkhitektura kochevnikov - fenomen istorii i kul'tury Evrazii (pamyatniki Aralo-Kaspiiskogo regiona). Almaty: «Gylym». 2002- 645 s.
18. Aristov N. A. Opyt vyyasneniya etnicheskogo sostava kirgiz-kazakov Bol'shoi Ordy i karakirgizov na osnovanii rodoslovnykh skazanii i svedenii o sushchestvuyushchikh rodovykh deleniyakh i o rodovykh tamgakh, a takzhe istoricheskikh dannykh i nachinayushchikhsya antropologicheskikh issledovanii // Zhivaya Starina. 1894. Vyp. 3-4. – S. 391–486.
19. Altynsarin I. Ocherk obychaev pri pokhoronakh i pominkakh u kirgizov Orenburgskogo vedomstva // Zapiski Orenburgskogo otdela Imperatorskogo Russkogo Geograficheskogo Obshchestva / Imperatorskoe Russkoe Geograficheskoe Obshchestvo, Orenburgskii otdel. – Kazan': Universitetskaya tipografiya, 1870. – Vyp. 1. – S. 117 - 136.
20. Kastan'e I.A. Drevnosti Kirgizskoi stepi i Orenburgskogo kraya //Trudy Orenburgskoi uchenoi arkhivnoi komissii. Vyp. 22. Orenburg. 1910. -329s.
21. Tokhtabaeva Sh. Zh. Etiketnye normy kazakhov. Chast' II. Sem'ya i sotsium. –Almaty: Tovarishchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'yu «LA GRÂCE». 2017– 168 s.
22. Divaev A. Drevnekirgizskie pokhoronnye obychai. - Kazan' : tipo-lit. Imp. un-ta, 1897. - 8 s.
23. Toleubaev A. T. Relikty doislamskikh verovanii v semeinoi obryadnosti kazakhov (Kh1Kh – nachalo XX veka). – Alma-Ata: Gylym. 1991– 214s.
24. Bekkhozhina T. Pesni-plachi zhoktau // Muzykoznanie. – Alma-Ata: Min-vo vyssh. i sr. spets. obrazovaniya Kaz. SSR. 1971. – Vyp. V. – S. 71–77.
25. Surazakov S.S. Iz glubiny vekov. – Gorno-Altaisk: Alt. kn. izd-vo: Gorn.-Alt. otd-nie, 1982. - 144 c.
26. Lotman Yu.M. Vnutri myslyashchikh mirov. Chelovek-tekst-semiosfera-istoriya. –M: «Yazyki russkoi kul'tury», 1996. – 464s.
События
-
Журнал «Вестник Самарского государственного экономического университета» теперь на Elpub >>>
11 ноя 2025 | 14:28 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» >>>
11 ноя 2025 | 14:26 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Eurasian Journal of Economic and Business Studies» >>>
5 ноя 2025 | 08:43 -
Журнал «Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі: Серыя фізіка-тэхнічных наву» принят в DOAJ >>>
5 ноя 2025 | 08:42 -
Журнал «Ученые записки Российской академии предпринимательства» принят в DOAJ >>>
5 ноя 2025 | 08:41
