Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2021; : 41-53
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ЕЕ КОНТРОЛЬ В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Макусева Т. Г., Яковлева Е. В.
https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-88-4-41-53Аннотация
В работе рассматриваются некоторые направления совершенствования самостоятельной работы студентов и ее контроля, в частности, совместимость самостоятельной работы студентов в вузе, направленной на формирование у молодежи новых навыков, в которой многое возлагается на планирование этой деятельности, управление ею и осуществление за ней контроля, с инновационным характером современного образования.
В общей проблеме организации самостоятельной работы студентов значительное место занимают формы и методы ее контроля, целью которого является активизация работы студента, воспитание у него ответственности за свой продукт умственного труда. Авторы подробно рассматривают задачу использования полученной информации для управления учебным процессом, в том числе процессом самообучения студентов, предлагая свой вариант системы организации и контроля успешности выполнения студентами самостоятельной работы. Непременным условием осуществления такой системы контроля самостоятельной работы студентов («микрозачетов») является наличие достаточно достоверной информации о трудоемкости всех заданий, которые студент обязан выполнить в течение семестра. Без этого система не работает, как не работает и система контроля текущей успеваемости без согласования её с принятой методикой учебных занятий. Авторами отмечено, что в предложенной системе контролируется только та часть самостоятельной работы, которая связана с обязательными заданиями.
Для определения фактических затрат времени на самостоятельную работу студентов по выполнению её отдельных элементов использовались следующие методы: экспертные оценки преподавателей о трудоемкости отдельных элементов; определение фактических затрат времени методом контроля самостоятельной работы студентов в присутствии преподавателя (во внеучебное время); самофотографирование самостоятельных занятий студентами; экспериментальное определение преподавателями затрат собственного времени на выполнение отдельных элементов студенческой самостоятельной работы.
В статье показаны результаты анализа трудоёмкости основных оценочных средств СРС, а также средних затрат времени на один элемент самостоятельной работы. Приведены основные требования к формированию системы контроля выполнения обязательных заданий.
Список литературы
1. Лошкарева, Е., Лукша, П., Ниненко, И., Смагин, И., Судаков, Д. (2017). Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://arzumanyan.com.ru/files/2017/wsdoklad_12_okt_rus.pdf (дата обращения 05.07.2021г.)
2. Markova, N.G., Yakovleva, E.V., Krasnova, E.L., Gerasimova, O.Yu. (2021). Forming Conflictological Competence of a Would-Be Teacher in the Multicultural Educational Space of a University. Psychology and education. 58(3). S.98-112. – DOI: https://doi.org/10.17762/pae.v58i3.2474
3. Пидкасистый, П.И. (1980). Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика. - 240 с.
4. Половникова, Н.А. (1977). Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении // Дис. д-ра. пед. наук: 13.00.01. Ленингр. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Ленинград. 483 с.
5. Усова, А.В., Вологодская, З.А. (1981). Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1981. -158 с.
6. Ярцева С.Е. (б.г.) Дидактическое моделирование самостоятельной работы студентов: на примере заочного обучения физике. Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Ташкент. - 221 с.
7. Серикбаева, Д.А. (2019). Особенности использования самостоятельной работы на уроках математики // Вестник Казахского национального женского педагогического университета. № 2. С.29-34.
8. Яковлева, Е.В. (2015). Самостоятельная управляемая работа студентов как эффективное средство профессиональной подготовки // В мире научных открытий. Социально-гуманитарные науки. № 7.4. (67). С.1429-1440.
9. Яковлева, Е.В., Макусева, Т.Г. (2019). Организация управляемой самостоятельной деятельностью студентов в ходе лекции // Управление устойчивым развитием. № 2 (21). С.112-118. – Режим доступа: http://www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=287619
10. Богоявленская, А.Е. (2002). Педагогическое руководство самостоятельной работой и развитием познавательной самостоятельности студентов // Учеб. пособие. М-во образования Рос. Федерации. Твер. гос. унт. Тверь: Твер. гос. ун-т. - 106 с.
11. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46741. (дата обращения 10.07.2021г.)
12. Dreher, R., Kondratyev, V.V., Kazakova, U.A., Kuznetsova, M.N. (2021) New Concept of Engineering Education for Sustainable Development of Society // Advances in Intelligent Systems and Computing. в.1329. С.819-831.
13. Диниц, Г.Н. (2002). Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов // Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Москва. - 176 с.
14. Бессонова, В.Н. (1986). Творческая самостоятельная работа студентов как средство формирования профессиональных умений: на примере подготовки специалистов для системы автоматизированного проектирования // Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Новосибирск. - 226 с.
15. Дубровская, Ю.А. (2005). Педагогическое сопровождение самообразования студентов в условиях дистанционного обучения // Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. СПб. - 159 с.
16. Починалина, Л.Н. (2007). Педагогическое обеспечение самостоятельной работы студентов ВУЗа в условиях дистанционного обучения // Дис… канд. пед. наук: 13.00.01. Москва. - 163 с.
17. Козакова, В.А. (1990). Самостоятельная работа студентов и её информационно-методическое обеспечение. Киев: Высшая школа. - 68 с.
18. Речкина, Т.Д. (2003). Учебно-методическое обеспечение самостоятельной деятельности студентов педвуза // Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Рост. гос. пед. ун-т. Ростов н/Д. - 20 с.
19. Жильцова, Ю.Л. (2001). Самостоятельная работа студентов как основа самообразования // Журн. аналит. химии. Т. 56. № 10. С. 102–106.
20. Зуева, О.А. (2004). Формирование мотивации самообразования у студентов в системе высшего профессионального образования // Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Волгоград. - 192 с.
21. Макусева, Т.Г. (2016). Формирование самообразовательной деятельности обучающихся на основе общекультурных компетенций в информационно-образовательной среде вуза. // Проблемы социальноэкономического развития Сибири. № 1. С.175-180.
22. Яковлева, Е.В. (2020). Психолого-педагогическая характеристика потребности студентов в самообразовании при обучении в вузе. // Бюллетень науки и практики. Т. 6. № 9. С. 379-386.
23. Царева, Г.В. (2004). Тестовый контроль как средство организации самостоятельной работы студентов технического вуза по гуманитарным предметам // Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Брянск. – 198с.
24. Сокольский, А.Г., Сокольская. Н.В. (2006). Исследование самоконтроля как важного средства самоуправления в учебной деятельности // Инновации в образовании. № 1. С. 99–105.
25. Макусева, Т.Г., Яковлева, Е.В. (2010). Использование логических задач в процессе самостоятельной работы студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). Вып. 12 (102). С.102-104.
Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2021; : 41-53
INDEPENDENT WORK AND ITS CONTROL IN THE CONTEXT OF IMPROVING UNIVERSITY EDUCATION
Makuseva T. G., Yаkovleva E. V.
https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-88-4-41-53Abstract
The paper considers some areas of improving students' independent work and its control, in particular, the compatibility of students' independent work at the university, aimed at developing new skills among young people, in which much is assigned to planning this activity, managing it and exercising control over it, with the innovative nature of modern education. In the general problem of the organization of independent work of students, a significant place is occupied by the forms and methods of its control, the purpose of which is to activate the student's work, educating him to be responsible for his product of intellectual labor. The authors consider in detail the task of using the information received to manage the educational process, including the process of self-study of students, offering their own version of the system of organizing and monitoring the success of students' independent work. An indispensable condition for the implementation of such a system for monitoring students' independent work ("micro-credits") is the availability of sufficiently reliable information about the complexity of all tasks that a student is required to complete during the semester. Without this, the system does not work, as does the system for monitoring current academic performance without coordinating it with the accepted methodology of training sessions. The authors noted that in the proposed system, only the part of independent work that is associated with mandatory tasks is controlled. The following methods were used to determine the actual time spent on students' independent work on the implementation of its individual elements: expert assessments of teachers on the complexity of individual elements; determination of actual time spent by monitoring students' independent work in the presence of a teacher (during extracurricular time); self-photographing of independent studies by students; experimental determination by teachers of their own time spent on the implementation of individual elements of student independent work. The article shows the results of the analysis of the complexity of the main evaluation tools of the independent work of a student, as well as the average time spent on one element of independent work. The basic requirements for the formation of a system for monitoring the performance of mandatory tasks are given.
References
1. Loshkareva, E., Luksha, P., Ninenko, I., Smagin, I., Sudakov, D. (2017). Navyki budushchego. Chto nuzhno znat' i umet' v novom slozhnom mire. – [Elektronnyi resurs] – Rezhim dostupa http://arzumanyan.com.ru/files/2017/wsdoklad_12_okt_rus.pdf (data obrashcheniya 05.07.2021g.)
2. Markova, N.G., Yakovleva, E.V., Krasnova, E.L., Gerasimova, O.Yu. (2021). Forming Conflictological Competence of a Would-Be Teacher in the Multicultural Educational Space of a University. Psychology and education. 58(3). S.98-112. – DOI: https://doi.org/10.17762/pae.v58i3.2474
3. Pidkasistyi, P.I. (1980). Samostoyatel'naya poznavatel'naya deyatel'nost' shkol'nikov v obuchenii. M.: Pedagogika. - 240 s.
4. Polovnikova, N.A. (1977). Issledovanie protsessa formirovaniya poznavatel'noi samostoyatel'nosti shkol'nikov v obuchenii // Dis. d-ra. ped. nauk: 13.00.01. Leningr. ped. in-t im. A. I. Gertsena. Leningrad. 483 s.
5. Usova, A.V., Vologodskaya, Z.A. (1981). Samostoyatel'naya rabota uchashchikhsya po fizike v srednei shkole. M.: Prosveshchenie, 1981. -158 s.
6. Yartseva S.E. (b.g.) Didakticheskoe modelirovanie samostoyatel'noi raboty studentov: na primere zaochnogo obucheniya fizike. Dis. kand. ped. nauk: 13.00.01. Tashkent. - 221 s.
7. Serikbaeva, D.A. (2019). Osobennosti ispol'zovaniya samostoyatel'noi raboty na urokakh matematiki // Vestnik Kazakhskogo natsional'nogo zhenskogo pedagogicheskogo universiteta. № 2. S.29-34.
8. Yakovleva, E.V. (2015). Samostoyatel'naya upravlyaemaya rabota studentov kak effektivnoe sredstvo professional'noi podgotovki // V mire nauchnykh otkrytii. Sotsial'no-gumanitarnye nauki. № 7.4. (67). S.1429-1440.
9. Yakovleva, E.V., Makuseva, T.G. (2019). Organizatsiya upravlyaemoi samostoyatel'noi deyatel'nost'yu studentov v khode lektsii // Upravlenie ustoichivym razvitiem. № 2 (21). S.112-118. – Rezhim dostupa: http://www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=287619
10. Bogoyavlenskaya, A.E. (2002). Pedagogicheskoe rukovodstvo samostoyatel'noi rabotoi i razvitiem poznavatel'noi samostoyatel'nosti studentov // Ucheb. posobie. M-vo obrazovaniya Ros. Federatsii. Tver. gos. unt. Tver': Tver. gos. un-t. - 106 s.
11. Natsional'naya doktrina obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii do 2025 goda. - [Elektronnyi resurs] – Rezhim dostupa: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46741. (data obrashcheniya 10.07.2021g.)
12. Dreher, R., Kondratyev, V.V., Kazakova, U.A., Kuznetsova, M.N. (2021) New Concept of Engineering Education for Sustainable Development of Society // Advances in Intelligent Systems and Computing. v.1329. S.819-831.
13. Dinits, G.N. (2002). Samostoyatel'naya rabota kak sredstvo professional'noi podgotovki studentov // Dis. kand. ped. nauk: 13.00.08. Moskva. - 176 s.
14. Bessonova, V.N. (1986). Tvorcheskaya samostoyatel'naya rabota studentov kak sredstvo formirovaniya professional'nykh umenii: na primere podgotovki spetsialistov dlya sistemy avtomatizirovannogo proektirovaniya // Dis. kand. ped. nauk: 13.00.01. Novosibirsk. - 226 s.
15. Dubrovskaya, Yu.A. (2005). Pedagogicheskoe soprovozhdenie samoobrazovaniya studentov v usloviyakh distantsionnogo obucheniya // Dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. SPb. - 159 s.
16. Pochinalina, L.N. (2007). Pedagogicheskoe obespechenie samostoyatel'noi raboty studentov VUZa v usloviyakh distantsionnogo obucheniya // Dis… kand. ped. nauk: 13.00.01. Moskva. - 163 s.
17. Kozakova, V.A. (1990). Samostoyatel'naya rabota studentov i ee informatsionno-metodicheskoe obespechenie. Kiev: Vysshaya shkola. - 68 s.
18. Rechkina, T.D. (2003). Uchebno-metodicheskoe obespechenie samostoyatel'noi deyatel'nosti studentov pedvuza // Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Rost. gos. ped. un-t. Rostov n/D. - 20 s.
19. Zhil'tsova, Yu.L. (2001). Samostoyatel'naya rabota studentov kak osnova samoobrazovaniya // Zhurn. analit. khimii. T. 56. № 10. S. 102–106.
20. Zueva, O.A. (2004). Formirovanie motivatsii samoobrazovaniya u studentov v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya // Dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Volgograd. - 192 s.
21. Makuseva, T.G. (2016). Formirovanie samoobrazovatel'noi deyatel'nosti obuchayushchikhsya na osnove obshchekul'turnykh kompetentsii v informatsionno-obrazovatel'noi srede vuza. // Problemy sotsial'noekonomicheskogo razvitiya Sibiri. № 1. S.175-180.
22. Yakovleva, E.V. (2020). Psikhologo-pedagogicheskaya kharakteristika potrebnosti studentov v samoobrazovanii pri obuchenii v vuze. // Byulleten' nauki i praktiki. T. 6. № 9. S. 379-386.
23. Tsareva, G.V. (2004). Testovyi kontrol' kak sredstvo organizatsii samostoyatel'noi raboty studentov tekhnicheskogo vuza po gumanitarnym predmetam // Dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Bryansk. – 198s.
24. Sokol'skii, A.G., Sokol'skaya. N.V. (2006). Issledovanie samokontrolya kak vazhnogo sredstva samoupravleniya v uchebnoi deyatel'nosti // Innovatsii v obrazovanii. № 1. S. 99–105.
25. Makuseva, T.G., Yakovleva, E.V. (2010). Ispol'zovanie logicheskikh zadach v protsesse samostoyatel'noi raboty studentov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). Vyp. 12 (102). S.102-104.
События
-
Журнал «Вестник Самарского государственного экономического университета» теперь на Elpub >>>
11 ноя 2025 | 14:28 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» >>>
11 ноя 2025 | 14:26 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Eurasian Journal of Economic and Business Studies» >>>
5 ноя 2025 | 08:43 -
Журнал «Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі: Серыя фізіка-тэхнічных наву» принят в DOAJ >>>
5 ноя 2025 | 08:42 -
Журнал «Ученые записки Российской академии предпринимательства» принят в DOAJ >>>
5 ноя 2025 | 08:41
