Журналов:     Статей:        

Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2021; : 79-89

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИКО - АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Макусева Т. Г., Яковлева Е. В.

https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-86-2-79-89

Аннотация

В работе обосновывается необходимость формирования логико-алгоритмической культуры обучающихся, способствующей осознанному восприятию учебного материала, что адекватно современному школьному и вузовскому образованию в целях привития подрастающему поколению информационной и компьютерной грамотности. Научить учащихся обобщать, систематизировать, применять логические знания в новой ситуации, переносить полученные знания с одного предмета в другой — одна из главнейших задач современной школы. При этом логико-алгоритмический уровень их усвоения обеспечивает такое качество знаний, как полнота и действенность, т.е. обучающийся может перечислить все ведущие элементы знаний, дать определение каждому из них, охарактеризовать основные их признаки, а также выполнить задания по теме с применением полученных знаний и умений. Обобщение практического опыта организации образовательного процесса позволило предложить методические рекомендации по организации формирования логико-алгоритмической культуры обучающихся на основе межпредметных связей в процессе преподавания естественно-научных дисциплин. В статье данная методика реализуется с помощью одной из новых форм организации аудиторной работы в вузе – комплексных семинаров. Приведены планы  комплексных семинаров по темам «Гармонические колебания» и «Интеграл и его применение в физике».

Список литературы

1. Markova N.G., Yakovleva E.V., Krasnova E.L., Gerasimova O.Yu. (2021) Forming Conflictological Competence of a Would-Be Teacher in the Multicultural Educational Space of a University. Psychology and education. 58(3): 98-112. - DOI: https://doi.org/10.17762/pae.v58i3.2474

2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017. № 203 [Электронный ресурс].

3. Указ Президента РФ от 21.07. 2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс].

4. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/ (дата обращения 20.02.2021г.).

5. Яковлева Е.В. (2021) Важнейшие тенденции устойчивого развития профессионального образования // Международный научно-исследовательский журнал. № 6 (108), Часть 4. С.200 – 205. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.108.6.136

6. Яковлева Е.В., Макусева Т.Г. (2020) Влияние индивидуально-ориентированного обучения на успешность адаптации первокурсников к обучению в вузе // Управление устойчивым развитием. №3(28). С.111 -117.

7. Dreher R., Kondratyev V.V., Kuznetsova M.N. (2021) Social-ecologic Oriented Curricula in Engineering Education: “Leonardo’s Oath” as an Answer to Janus-Headedness in Engineering Work // Высшее образование в России. Т.30 (в.1). С.115-124.

8. Kondratyev V.V., Kazakova U.A., Kuznetsova M.N. (2021) Features of the System of Advanced Training and Professional Retraining of Educators of Higher Technical Schools in Modern Conditions. Advances in Intelligent Systems and Computing. В.1329. С.24-35.

9. Мутанов Г.М., Щеткина Н.Д. (1999) Снижение границы развития логико-алгоритмической культуры // Вестник Высшей школы Казахстана. №3. С.36-38.

10. Яковлева Е.В. (2011) Формирование логической культуры студентов высших учебных заведений: монография. Нижнекамск: Нижнекамский муниципальный институт. – 252 с.

11. Чад Б. (1983) Развить алгоритмическую культуру учащихся // Математика в школе. № 2. С. 62.

12. Борзенкова О.В., Василенко А.С., Голенкова А.С. (2019) Методические условия развития алгоритмической деятельности младших школьников в процессе обучения математике // Научен вектор на Балканите. Т. 3. N 1(3). С.53-56.

13. Остапенко С.И. (2015) Алгоритмическая деятельность будущих учителей в процессе дистанционного обучения как фактор повышения качества образования // Научный альманах. №10-2(12). ¬ С.348-352.

14. Вебер К. (1978) О математическом образовании в общеобразовательных школах // Математика в школе. № 2. С. 45-48.

15. Гаврилова И.В. (2019) Трит-методика решения алгоритмических задач на уроках информатики в основной школе. Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Красноярск. – 163 с.

16. Родионова О.Н. (2008) Развитие алгоритмической культуры личности дошкольника // Известия Рос. Гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. № 69. С. 473-476.

17. Антонова Н.А. (2006) Необходимость повышения уровня алгоритмической культуры студентов информационных специальностей в системе профессиональной подготовки. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/NTSB_2006/Pedagogica/5_antonovoy.doc.htm

18. Батршина Г.С. (2010) Формирование и развитие логико-алгоритмического мышления учащихся начальной школы // Информатика и образование. №9. С. 21-23.

19. Лебедева Т.Н. (2013) Формирование алгоритмического мышления школьников в процессе обучения рекурсивным алгоритмам в профильных классах средней общеобразовательной школы. Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет. – 20 с.

20. Аблова В.С. (1995) Формирование элементов логико-алгоритмической культуры учащихся в процессе обучения математике в начальной школе. Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Орел. – 188 с.

21. Макусев О.Н. (2019) Реализация межпредметных связей для активизации занятий физической культурой // Евразийское научное объединение. Т.8 (54). С.259-263.

22. Макусева Т.Г. (2016) Формирование самообразовательной деятельности обучающихся на основе общекультурных компетенций в информационно-образовательной среде вуза // Проблемы социально-экономического развития Сибири. №1. С.175-180.

23. Shemelova О.V., Yakovleva E.V., Makuseva T.G., Eremina I.I., Makusev O.N. (2019) Solving optimization problems when designing power supply circuits. E3S Web of Conferences 124: International Scientific and Technical Conference Smart Energy Systems. Kazan. (SES-2019), id.04011. – DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/201912404011

Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2021; : 79-89

FORMATION OF LOGIC - ALGORITHMIC CULTURE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING NATURAL SCIENTIFIC DISCIPLINES

Makuseva T. G., Yakovleva E. V.

https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-86-2-79-89

Abstract

The paper substantiates the need for the formation of a logical and algorithmic culture of students, which contributes to the conscious perception of educational material, which is adequate to modern school and university education in order to instill information and computer literacy in the younger generation. Teaching students to generalize, systematize, apply logical knowledge in a new situation, transfer the acquired knowledge from one subject to another is one of the main tasks of a modern school. At the same time, the logical and algorithmic level of their assimilation provides such a quality of knowledge as completeness and effectiveness, i.e. the student can list all the leading elements of knowledge, define each of them, characterize their main features, and also perform tasks on the topic using the acquired knowledge and skills. The generalization of the practical experience of the organization of the educational process allowed us to offer methodological recommendations for the organization of the formation of the logical and algorithmic culture of students on the basis of interdisciplinary connections in the process of teaching natural science disciplines. In the article, this technique is implemented with the help of one of the new forms of organization of classroom work at the university – complex seminars. The plans of conducting complex seminars on the topics "Harmonic oscillations" and "Integral and its application in physics" are given.

References

1. Markova N.G., Yakovleva E.V., Krasnova E.L., Gerasimova O.Yu. (2021) Forming Conflictological Competence of a Would-Be Teacher in the Multicultural Educational Space of a University. Psychology and education. 58(3): 98-112. - DOI: https://doi.org/10.17762/pae.v58i3.2474

2. Strategiya razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii na 2017-2030 gody, utverzhdennaya Ukazom Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 09.05.2017. № 203 [Elektronnyi resurs].

3. Ukaz Prezidenta RF ot 21.07. 2020 № 474 «O natsional'nykh tselyakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda». [Elektronnyi resurs].

4. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/ (data obrashcheniya 20.02.2021g.).

5. Yakovleva E.V. (2021) Vazhneishie tendentsii ustoichivogo razvitiya professional'nogo obrazovaniya // Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal. № 6 (108), Chast' 4. S.200 – 205. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.108.6.136

6. Yakovleva E.V., Makuseva T.G. (2020) Vliyanie individual'no-orientirovannogo obucheniya na uspeshnost' adaptatsii pervokursnikov k obucheniyu v vuze // Upravlenie ustoichivym razvitiem. №3(28). S.111 -117.

7. Dreher R., Kondratyev V.V., Kuznetsova M.N. (2021) Social-ecologic Oriented Curricula in Engineering Education: “Leonardo’s Oath” as an Answer to Janus-Headedness in Engineering Work // Vysshee obrazovanie v Rossii. T.30 (v.1). S.115-124.

8. Kondratyev V.V., Kazakova U.A., Kuznetsova M.N. (2021) Features of the System of Advanced Training and Professional Retraining of Educators of Higher Technical Schools in Modern Conditions. Advances in Intelligent Systems and Computing. V.1329. S.24-35.

9. Mutanov G.M., Shchetkina N.D. (1999) Snizhenie granitsy razvitiya logiko-algoritmicheskoi kul'tury // Vestnik Vysshei shkoly Kazakhstana. №3. S.36-38.

10. Yakovleva E.V. (2011) Formirovanie logicheskoi kul'tury studentov vysshikh uchebnykh zavedenii: monografiya. Nizhnekamsk: Nizhnekamskii munitsipal'nyi institut. – 252 s.

11. Chad B. (1983) Razvit' algoritmicheskuyu kul'turu uchashchikhsya // Matematika v shkole. № 2. S. 62.

12. Borzenkova O.V., Vasilenko A.S., Golenkova A.S. (2019) Metodicheskie usloviya razvitiya algoritmicheskoi deyatel'nosti mladshikh shkol'nikov v protsesse obucheniya matematike // Nauchen vektor na Balkanite. T. 3. N 1(3). S.53-56.

13. Ostapenko S.I. (2015) Algoritmicheskaya deyatel'nost' budushchikh uchitelei v protsesse distantsionnogo obucheniya kak faktor povysheniya kachestva obrazovaniya // Nauchnyi al'manakh. №10-2(12). ¬ S.348-352.

14. Veber K. (1978) O matematicheskom obrazovanii v obshcheobrazovatel'nykh shkolakh // Matematika v shkole. № 2. S. 45-48.

15. Gavrilova I.V. (2019) Trit-metodika resheniya algoritmicheskikh zadach na urokakh informatiki v osnovnoi shkole. Dis. kand. ped. nauk: 13.00.02. Krasnoyarsk. – 163 s.

16. Rodionova O.N. (2008) Razvitie algoritmicheskoi kul'tury lichnosti doshkol'nika // Izvestiya Ros. Gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena. № 69. S. 473-476.

17. Antonova N.A. (2006) Neobkhodimost' povysheniya urovnya algoritmicheskoi kul'tury studentov informatsionnykh spetsial'nostei v sisteme professional'noi podgotovki. – [Elektronnyi resurs] – Rezhim dostupa: http://www.rusnauka.com/NTSB_2006/Pedagogica/5_antonovoy.doc.htm

18. Batrshina G.S. (2010) Formirovanie i razvitie logiko-algoritmicheskogo myshleniya uchashchikhsya nachal'noi shkoly // Informatika i obrazovanie. №9. S. 21-23.

19. Lebedeva T.N. (2013) Formirovanie algoritmicheskogo myshleniya shkol'nikov v protsesse obucheniya rekursivnym algoritmam v profil'nykh klassakh srednei obshcheobrazovatel'noi shkoly. Chelyabinsk: Chelyabinskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet. – 20 s.

20. Ablova V.S. (1995) Formirovanie elementov logiko-algoritmicheskoi kul'tury uchashchikhsya v protsesse obucheniya matematike v nachal'noi shkole. Dis. kand. ped. nauk: 13.00.02. Orel. – 188 s.

21. Makusev O.N. (2019) Realizatsiya mezhpredmetnykh svyazei dlya aktivizatsii zanyatii fizicheskoi kul'turoi // Evraziiskoe nauchnoe ob\"edinenie. T.8 (54). S.259-263.

22. Makuseva T.G. (2016) Formirovanie samoobrazovatel'noi deyatel'nosti obuchayushchikhsya na osnove obshchekul'turnykh kompetentsii v informatsionno-obrazovatel'noi srede vuza // Problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri. №1. S.175-180.

23. Shemelova O.V., Yakovleva E.V., Makuseva T.G., Eremina I.I., Makusev O.N. (2019) Solving optimization problems when designing power supply circuits. E3S Web of Conferences 124: International Scientific and Technical Conference Smart Energy Systems. Kazan. (SES-2019), id.04011. – DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/201912404011