Журналов:     Статей:        

Вопросы радиоэлектроники. 2018; : 99-104

ИННОВАЦИОННЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ И ИХ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Алексеев А. Л., Блатова Т. А., Макаров В. В., Шувал-Сергеев Н. С.

https://doi.org/10.21778/2218-5453-2018-9-99-104

Аннотация

Цифровая экономика стремительно растет и проникает во все сферы деятельности современного общества от электронной коммерции в розничной торговле до автоматизированных транспортных средств, онлайн-образования, персонализированной медицины и социальных сетей. Достижения в области цифровых технологий и циф-ровизация бизнес-процессов привели к появлению новых бизнес-моделей, которые потенциально могут изменить статус-кво многих отраслей и обеспечить им долгосрочные конкурентные преимущества. Новые жизнеспособные бизнес-модели в цифровой экономике, с одной стороны, должны следовать фундаментальным экономическим принципам, а с другой - давать возможность извлекать коммерческую выгоду за счет использования прорывных информационно-коммуникационных технологий. При переходе на такие технологии возникает ряд проблем, связанных с функциональной совместимостью и реализацией конкретных решений. Кроме того, новые бизнес-модели обладают определенными недостатками бизнес-моделей открытого типа. Поэтому специалистам, работающим с новыми бизнес-моделями, требуются новые знания и навыки. Использование цифровых технологий становится глобальным процессом и играет ключевую роль в повышении конкурентоспособности не только отдельных компаний, но и стран. При выборе новых эффективных бизнес-моделей необходимо учитывать как развитие цифровых технологий и изменение потребительского спроса, так и трансформацию конкуренции в процессе глобализации.
Список литературы

1. Экономика Рунета. Цифровая Экономика России 2017. Ежегодный аналитический отчет РАЭК [Электронный ресурс]. URL: http://raec.ru/live/raec news/10192/ (дата обращения: 19.05.2018)

2. Кристенсен К. М. Дилемма инноватора: как из-за новых технологий погибают сильные компании / пер. с англ. Т. Овсенева. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 239 с.

3. Использование Интернета вещей для достижения конкурентного преимущества [Электронный ресурс] // Клуб логистов. 2016. URL: http://www.logists.by/library/view/ispolzovanie interneta veshej dlya dostizheniya konkyretnogo preimyzhestva (дата обращения: 19.05.2018)

4. Бурец Ю. С. Эволюция моделей управления инновационным процессом // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 4. С. 125–139.

5. Басов Н. В. Сети межорганизационных взаимодействий как основа реализации открытых инноваций // Инновации. 2010. № 7. С. 36–47.

6. Тагайбекова Н. П. Управление инновационной деятельностью на основе открытых инноваций // Вестник КазНУ. 2013. № 5. С. 151–157.

7. О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 г. (с изменениями на 17 июля 2013 г.). Постановление Правительства Санкт Петербурга от 28.03.2012 № 275 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации справочных систем «Кодекс» и «Техэксперт». URL: http://docs.cntd.ru/document/822400528 (дата обращения: 21.05.2018)

8. Кущ С. П., Рафинеджад Д., Афанасьев А. А. Сетевой подход в маркетинге: российский опыт // Вестник Санкт Петербургского университета. 2002. № 1. С. 81–107.

9. Макаров В. В., Блатова Т. А. Информационно коммуникационные технологии как индикатор развития экономики знаний // Российский гуманитарный журнал. 2014. Т. 3. № 4. С. 275–281.

10. Управление отраслевой наукой как инструмент инновационного развития / А. Л. Алексеев, Т. А. Блатова, В. В. Макаров, Н. С. Шувал Сергеева // Вопросы радиоэлектроники. 2016. № 9. С. 98–102.

Issues of radio electronics. 2018; : 99-104

INNOVATIVE BUSINESS MODELS IN THE DIGITAL ECONOMY AND THEIR COMPETITIVE ADVANTAGES

Alexeev A. L., Blatova T. A., Makarov V. V., Shuval-Sergeeva N. S.

https://doi.org/10.21778/2218-5453-2018-9-99-104

Abstract

The digital economy promptly grows and gets into all spheres of world economy from e-commerce in retail trade to the automated vehicles, online education, the personalized medicine and social networks. Advances in digital technologies and digitalization of business processes have led to new business models that could potentially change the status quo of many industries and provide them with long-term competitive advantages. New viable business models in digital of economy, on the one hand, shall follow the fundamental economic principles, and with another - to give the chance to take commercial benefit due to use of breakthrough information and communication technologies. When choosing new business models, it is necessary to take into account not only the development of digital technologies and changes in consumer demand, but also the transformation of competition in the process of globalization.
References

1. Ekonomika Runeta. Tsifrovaya Ekonomika Rossii 2017. Ezhegodnyi analiticheskii otchet RAEK [Elektronnyi resurs]. URL: http://raec.ru/live/raec news/10192/ (data obrashcheniya: 19.05.2018)

2. Kristensen K. M. Dilemma innovatora: kak iz-za novykh tekhnologii pogibayut sil'nye kompanii / per. s angl. T. Ovseneva. M.: Al'pina Biznes Buks, 2004. 239 s.

3. Ispol'zovanie Interneta veshchei dlya dostizheniya konkurentnogo preimushchestva [Elektronnyi resurs] // Klub logistov. 2016. URL: http://www.logists.by/library/view/ispolzovanie interneta veshej dlya dostizheniya konkyretnogo preimyzhestva (data obrashcheniya: 19.05.2018)

4. Burets Yu. S. Evolyutsiya modelei upravleniya innovatsionnym protsessom // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 4. S. 125–139.

5. Basov N. V. Seti mezhorganizatsionnykh vzaimodeistvii kak osnova realizatsii otkrytykh innovatsii // Innovatsii. 2010. № 7. S. 36–47.

6. Tagaibekova N. P. Upravlenie innovatsionnoi deyatel'nost'yu na osnove otkrytykh innovatsii // Vestnik KazNU. 2013. № 5. S. 151–157.

7. O Kontseptsii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Sankt-Peterburga do 2020 g. (s izmeneniyami na 17 iyulya 2013 g.). Postanovlenie Pravitel'stva Sankt Peterburga ot 28.03.2012 № 275 [Elektronnyi resurs] // Elektronnyi fond pravovoi i normativno-tekhnicheskoi dokumentatsii spravochnykh sistem «Kodeks» i «Tekhekspert». URL: http://docs.cntd.ru/document/822400528 (data obrashcheniya: 21.05.2018)

8. Kushch S. P., Rafinedzhad D., Afanas'ev A. A. Setevoi podkhod v marketinge: rossiiskii opyt // Vestnik Sankt Peterburgskogo universiteta. 2002. № 1. S. 81–107.

9. Makarov V. V., Blatova T. A. Informatsionno kommunikatsionnye tekhnologii kak indikator razvitiya ekonomiki znanii // Rossiiskii gumanitarnyi zhurnal. 2014. T. 3. № 4. S. 275–281.

10. Upravlenie otraslevoi naukoi kak instrument innovatsionnogo razvitiya / A. L. Alekseev, T. A. Blatova, V. V. Makarov, N. S. Shuval Sergeeva // Voprosy radioelektroniki. 2016. № 9. S. 98–102.