Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2020; : 35-42
О ПРАВОСЛАВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-35-42Аннотация
Актуальность исследования в научно-теоретическом плане обусловлена необходимостью теоретико-педагогического определения содержания новой социально-педагогической реальности, сформировавшейся в связи с изменением места и статуса религии в общественном сознании. Актуальность обращения к православию в практическом плане связана с поиском путей духовного возрождения России, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. В работе анализируются статистические данные, иллюстрирующие динамику отношения россиян к православию. Рассмотрена нормативно-правовая база православного образования. Обсуждается структура православного образования в современной России. Описаны начальная, средняя, профессиональная и научная ступени подготовки в православном образовании. Для каждой ступени образования приведены характерные формы обучения. Показано, что православное образование использует как традиционные, так и современные методы и технологии. При этом самообразование является актуальным и необходимым на всех ступенях православного образования. Основные проблемы, стоящие перед православным образованием, связаны с повышением качества православного образования, совершенствованием форм и методов образования, уровнем подготовки высококвалифицированных специалистов для религиозных организаций, преподавателей средней и высшей школы, специалистов в сфере межрелигиозных и церковно-государственных отношений. Одной из основных проблем на каждой ступени образования является конкретизация содержания образования, а также выбор оптимальных способов оценки и контроля усвоения пройденного материала. Автор приходит к выводу, что у жителей России имеется возможность получить православное образование в любом возрасте, с использованием различных форм и методов обучения.
Список литературы
1. Ефремова У.П. Учебно-воспитательная работа в церковно-приходских школах Урала в конце XIX - начале XX века // Вестник Пермского университета. История. 2014. № 1. С. 135-145.
2. Конюхов Д.А. Православное образование в России после 1917 г. и в СССР // Человек и образование. 2011. № 2. С. 50-54.
3. Комашинская Т.С., Цуркан Г.П. Об образовании в воскресных школах России // Образование и наука. 2016. № 10. С. 151-169.
4. Поповкина Г.С. Религиозное образование на юге Дальнего Востока России в постсоветский период // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 9. С. 144-163.
5. Налётова Н.Ю. Тенденции развития православного образования в России (X - начало XXI вв.) // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии. 2017. № 4. С. 65-73.
6. Лескин Д. Государственно-церковное взаимодействие в области образования: опыт Самарского региона // Казачество. 2019. № 37. С. 8-15.
7. Становская Т.А. Православное образование в России: исторический опыт и возможности его использования // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2017. № 27. С. 298-301.
8. Конева Л.Н., Углик И.Г. Христианские ценности в духовной культуре общества // Вопросы педагогики. 2019. № 10-1. С. 75-78.
9. Поповкин А.В., Поповкина Г.С. Исцеление логосом: христианские аспекты некоторых современных психолого-педагогических практик // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 7. С. 143-163.
10. Селезнев О.В. Возрождение церковных структур русской православной церкви в Приамурье в 1988-2005 гг. // Преподаватель XXI век. 2017. № 3-2. С. 288-297.
11. Склярова Т.В., Агеева А.В. Становление и развитие системы начального религиозного образования Русской Православной Церкви в период с 1990 по 2015 г. // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 6. С. 112-119.
12. Дейч Б.А. Воскресные школы в России в 50-60-е годы XIX века // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2. № 4. С. 70-75.
13. Уфимцева Е.И. Воскресная школа в системе религиозного образования Русской Православной Церкви // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2015. Т. 15. № 2. С. 44-52.
14. Komashinskaia T.S., Tsurkan G.P. The History and Revival of Sunday Schools in Russia // Religious Education. 2019. Vol. 114. № 1. P. 42-56.
15. Агеева А.В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2010. № 3. С. 58-66.
16. Склярова Т.В. Православное образование в современной России: структура и содержание // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2016. № 1. С. 9-16.
17. Акишева М.С. Сущность курса «Основы религиозной культуры и светской этики» и специфика его внедрения в спектр общеобразовательных дисциплин // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6. С. 327-329.
18. Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. М.: Книгоиздательство Польза В. Антик и Ко, 1912. 224 с.
19. Завгородняя Е.Л. Типология современных субъектов социально-культурного воспитания детей на основе православных традиций // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2. С. 165-170.
20. Баранец Н.Г., Веревкин А.Б., Федосеева Е.Ю. Об идеологическом конфликте науки и богословия // Власть. 2013. № 5. С. 063-067.
21. Алфеев Г.В. Теология в современном российском академическом пространстве // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. Т. 34. № 3. С. 224-239.
22. Баранец Н.Г., Верёвкин А.Б. Ученые и философы о совместимости науки и религии // Христианское чтение. 2018. № 6. С. 148-155.
Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2020; : 35-42
ABOUT ORTHODOX EDUCATION IN MODERN RUSSIA
https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-35-42Abstract
The relevance of the study in regards to the science and theory is caused by the necessity of theoretical and pedagogical determination of the content of a new social and pedagogical reality developed due to the change of the place and status of religion in the public mind. The relevance of considering Orthodoxy in practice is caused by the search for ways for the spiritual revival of Russia as the society and the state desperately need educational models ensuring spiritual-moral components in the content of education. The paper analyzes the statistical data illustrating the dynamics of the Russians’ attitude to Orthodoxy. The author considers the legal and regulatory framework of Orthodox education. The author discusses the structure of Orthodox education in modern Russia. The paper describes the primary, secondary, vocational, and scientific training levels in Orthodox education and gives the typical forms of training for each level of education. The study shows that Orthodox learning uses both traditional and contemporary methods and techniques. In this respect, self-education is significant and necessary at all levels of Orthodox education. The main issues facing Orthodox education are associated with Orthodox education quality improvement, education forms and methods development, the training level of high-quality specialists for religious organizations, secondary and high school teachers, specialists in the sphere of inter-religious and church-state relations. One of the main problems at each level of learning is the specialization of education content and the selection of optimal ways of assessment and control for material retention. The author concludes that Russian people can get Orthodox education at any age, using various forms and methods of teaching.
References
1. Efremova U.P. Uchebno-vospitatel'naya rabota v tserkovno-prikhodskikh shkolakh Urala v kontse XIX - nachale XX veka // Vestnik Permskogo universiteta. Istoriya. 2014. № 1. S. 135-145.
2. Konyukhov D.A. Pravoslavnoe obrazovanie v Rossii posle 1917 g. i v SSSR // Chelovek i obrazovanie. 2011. № 2. S. 50-54.
3. Komashinskaya T.S., Tsurkan G.P. Ob obrazovanii v voskresnykh shkolakh Rossii // Obrazovanie i nauka. 2016. № 10. S. 151-169.
4. Popovkina G.S. Religioznoe obrazovanie na yuge Dal'nego Vostoka Rossii v postsovetskii period // Obrazovanie i nauka. 2017. T. 19. № 9. S. 144-163.
5. Naletova N.Yu. Tendentsii razvitiya pravoslavnogo obrazovaniya v Rossii (X - nachalo XXI vv.) // Niva Gospodnya. Vestnik Penzenskoi Dukhovnoi Seminarii. 2017. № 4. S. 65-73.
6. Leskin D. Gosudarstvenno-tserkovnoe vzaimodeistvie v oblasti obrazovaniya: opyt Samarskogo regiona // Kazachestvo. 2019. № 37. S. 8-15.
7. Stanovskaya T.A. Pravoslavnoe obrazovanie v Rossii: istoricheskii opyt i vozmozhnosti ego ispol'zovaniya // Ezhegodnaya bogoslovskaya konferentsiya Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. 2017. № 27. S. 298-301.
8. Koneva L.N., Uglik I.G. Khristianskie tsennosti v dukhovnoi kul'ture obshchestva // Voprosy pedagogiki. 2019. № 10-1. S. 75-78.
9. Popovkin A.V., Popovkina G.S. Istselenie logosom: khristianskie aspekty nekotorykh sovremennykh psikhologo-pedagogicheskikh praktik // Obrazovanie i nauka. 2019. T. 21. № 7. S. 143-163.
10. Seleznev O.V. Vozrozhdenie tserkovnykh struktur russkoi pravoslavnoi tserkvi v Priamur'e v 1988-2005 gg. // Prepodavatel' XXI vek. 2017. № 3-2. S. 288-297.
11. Sklyarova T.V., Ageeva A.V. Stanovlenie i razvitie sistemy nachal'nogo religioznogo obrazovaniya Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi v period s 1990 po 2015 g. // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. 2019. № 6. S. 112-119.
12. Deich B.A. Voskresnye shkoly v Rossii v 50-60-e gody XIX veka // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2013. T. 2. № 4. S. 70-75.
13. Ufimtseva E.I. Voskresnaya shkola v sisteme religioznogo obrazovaniya Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sotsiologiya. Politologiya. 2015. T. 15. № 2. S. 44-52.
14. Komashinskaia T.S., Tsurkan G.P. The History and Revival of Sunday Schools in Russia // Religious Education. 2019. Vol. 114. № 1. P. 42-56.
15. Ageeva A.V. Tserkovno-prikhodskie voskresnye shkoly: istoriya vozniknoveniya i tendentsii razvitiya // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya. 2010. № 3. S. 58-66.
16. Sklyarova T.V. Pravoslavnoe obrazovanie v sovremennoi Rossii: struktura i soderzhanie // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya. 2016. № 1. S. 9-16.
17. Akisheva M.S. Sushchnost' kursa «Osnovy religioznoi kul'tury i svetskoi etiki» i spetsifika ego vnedreniya v spektr obshcheobrazovatel'nykh distsiplin // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019. № 6. S. 327-329.
18. Chekhov N.V. Narodnoe obrazovanie v Rossii s 60-kh godov XIX veka. M.: Knigoizdatel'stvo Pol'za V. Antik i Ko, 1912. 224 s.
19. Zavgorodnyaya E.L. Tipologiya sovremennykh sub\"ektov sotsial'no-kul'turnogo vospitaniya detei na osnove pravoslavnykh traditsii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2015. № 2. S. 165-170.
20. Baranets N.G., Verevkin A.B., Fedoseeva E.Yu. Ob ideologicheskom konflikte nauki i bogosloviya // Vlast'. 2013. № 5. S. 063-067.
21. Alfeev G.V. Teologiya v sovremennom rossiiskom akademicheskom prostranstve // Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom. 2016. T. 34. № 3. S. 224-239.
22. Baranets N.G., Verevkin A.B. Uchenye i filosofy o sovmestimosti nauki i religii // Khristianskoe chtenie. 2018. № 6. S. 148-155.
События
-
Журнал «Концепт: Философия, религия, культура» принят в Scopus >>>
9 июл 2025 | 13:25 -
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32