Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2020; : 29-34

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ: ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ И ПОДХОДОВ

Кирина Е. А.

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-29-34

Аннотация

В процессе профессиональной деятельности военных летчиков одним из важных навыков является профессионально ориентированное взаимодействие. Это связано с тем, что им необходимо уметь осуществлять взаимодействие на иностранном языке в режиме радиообмена, а также взаимодействовать с иностранными представителями в профессиональной сфере. В статье наряду с понятием «взаимодействие» рассматриваются схожие по значению понятия «общение», «сотрудничество», «коммуникация», среди которых взаимодействие наиболее точно раскрывает сущность коммуникативной деятельности военных летчиков. Автор определяет содержание понятия «профессионально ориентированное взаимодействие» через призму подходов, дает ему характеристику. При подготовке курсантов авиационного вуза к профессионально ориентированному взаимодействию используются общенаучные подходы: компетентностный, системный, личностно ориентированный, а также культурологический подход, применяемый при обучении иностранному языку. В работе показано значение каждого из подходов для подготовки будущих военных летчиков. Компетентностный подход дает возможность определить компетенции, необходимые для будущих военных летчиков и способствующие осуществлению профессионально ориентированного взаимодействия на иностранном языке. Личностно ориентированный подход указывает на важность учета индивидуальных особенностей будущих военных летчиков в процессе формирования стиля их профессиональной деятельности. Важность системного подхода определяется тем, что при формировании готовности будущих военных летчиков к профессионально ориентированному взаимодействию необходим комплексный охват всех компонентов подготовки. Культурологический подход актуализирует формирование навыков межкультурного взаимодействия между будущими военными специалистами.

Список литературы

1. Макурина И.Ю. Профессиональная направленность в обучении английскому языку будущих военных авиаспециалистов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 1-1. С. 194-197.

2. Гайдукова М.А. Речевые тренажеры по английской стандартной фразеологии радиотелефонной связи в авиации как средство интенсификации обучения профессиональному английскому языку // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 10. С. 142-149.

3. Передерий О.С. Подходы к содержанию понятия «международное взаимодействие» в профессиональной деятельности военных летчиков-штурманов // Военный научно-практический вестник. 2016. № 2. С. 31-35.

4. Суслова Ю.В. Технология развития аудитивной компетенции будущих военных летчиков на основе интерактивного подхода // Проблемы педагогического образования. 2016. № 53-8. С. 66-73.

5. Петращук Е.П. Анализ языкового взаимодействия в авиационном радиообмене // Вестник национального авиационного университета. 2018. Т. 3. № 76. С. 99-106.

6. Асташова Г.В., Дерина Н.В., Савинова Т.А. Обучение пилотов профессиональному языку в процессе иноязычной переподготовки // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 9-18.

7. Носков И.А., Кирина Е.А. Актуальные аспекты готовности будущих военных летчиков к профессионально ориентированному взаимодействию на иностранном языке // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2019. № 1. С. 73-79.

8. Рехлова А.В. Педагогические условия эффективного функционирования интегральной технологии в военном авиационном вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 2-2. С. 206-208.

9. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26-31.

10. Матвеева И.А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности курсантов военного авиационного вуза средствами иностранного языка // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 4-2. С. 504-508.

11. Гельман В.Я., Хмельницкая Н.М. Компетентностный подход в преподавании фундаментальных дисциплин в медицинском вузе // Образование и наука. 2016. № 4. С. 33-45.

12. Аубакирова Г.Т., Бейсенбай А.Б. Личностно ориентированный подход в обучении профессионально ориентированному иностранному языку // Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 4. С. 5-11.

13. Сидакова Н.В. Концептуальная позиция в личностно ориентированном подходе при обучении иностранному языку // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 2. С. 40-43.

14. Жульков М.В. Системный подход и закономерности формирования систем // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 3-1. С. 74-78.

15. Сурикова-Камю Л.Г. Обучение грамматике английского языка с позиций системного подхода // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4-2. С. 61-63.

16. Лапидус Б.А. Проблемы содержания обучения языку в языковом вузе. М.: Высшая школа, 1986. 145 с.

17. Громенко М.В., Петрухин В.И. О роли системного подхода при обучении русскому языку как иностранному (педагогический аспект) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 8. С. 215-217.

18. Тарева Е.Г. Система культуросообразных подходов к обучению иностранному языку // Язык и культура. 2017. № 40. С. 302-320.

19. Сериков В.В., Сильченко А.П. Модель реализации культурологического подхода при изучении учебного предмета // Вестник Тверского государственного университета. Серия: педагогика и психология. 2019. № 1. С. 159-166.

20. Шарипова Э.Р. Сущность культурологического подхода в профессиональном образовании // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2018. № 3. С. 286-291.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2020; : 29-34

PROFESSION-ORIENTED INTERACTION OF FUTURE MILITARY PILOTS: UNDERSTANDING of CONCEPTS AND APPROACHES

Kirina E. A.

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-29-34

Abstract

One of the principal skills for military pilots during their professional activity is profession-oriented interaction. That is because they need to be able to interact in a foreign language during radio exchange, as well as to interact with foreign representatives within the professional field. Along with the concept of interaction, the paper considers similar concepts of conversation, cooperation, and communication; however, interaction reveals military pilots’ communicative activity in the most accurate way. The author determines the idea of profession-oriented interaction through the prism of approaches and gives its characteristics. General scientific approaches are used while training military aviation students for profession-oriented interaction: competency-based, systemic, person-centered, as well as the culture-based approach used for teaching a foreign language. The paper shows the significance of each approach for training future military pilots. The competency-based approach makes it possible to determine competencies necessary for future military pilots and contributing to the implementation of profession-oriented interaction in a foreign language. The person-centered approach indicates the importance of taking into account the individual characteristics of future military pilots while forming the style of their professional activity. The systemic approach covers all training components which are necessary for profession-oriented interaction of military pilots. The culture-based approach actualizes the formation of intercultural communication skills between future military specialists.

References

1. Makurina I.Yu. Professional'naya napravlennost' v obuchenii angliiskomu yazyku budushchikh voennykh aviaspetsialistov // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2018. № 1-1. S. 194-197.

2. Gaidukova M.A. Rechevye trenazhery po angliiskoi standartnoi frazeologii radiotelefonnoi svyazi v aviatsii kak sredstvo intensifikatsii obucheniya professional'nomu angliiskomu yazyku // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017. № 10. S. 142-149.

3. Perederii O.S. Podkhody k soderzhaniyu ponyatiya «mezhdunarodnoe vzaimodeistvie» v professional'noi deyatel'nosti voennykh letchikov-shturmanov // Voennyi nauchno-prakticheskii vestnik. 2016. № 2. S. 31-35.

4. Suslova Yu.V. Tekhnologiya razvitiya auditivnoi kompetentsii budushchikh voennykh letchikov na osnove interaktivnogo podkhoda // Problemy pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016. № 53-8. S. 66-73.

5. Petrashchuk E.P. Analiz yazykovogo vzaimodeistviya v aviatsionnom radioobmene // Vestnik natsional'nogo aviatsionnogo universiteta. 2018. T. 3. № 76. S. 99-106.

6. Astashova G.V., Derina N.V., Savinova T.A. Obuchenie pilotov professional'nomu yazyku v protsesse inoyazychnoi perepodgotovki // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018. № 1. S. 9-18.

7. Noskov I.A., Kirina E.A. Aktual'nye aspekty gotovnosti budushchikh voennykh letchikov k professional'no orientirovannomu vzaimodeistviyu na inostrannom yazyke // Gumanitarnye nauki (g. Yalta). 2019. № 1. S. 73-79.

8. Rekhlova A.V. Pedagogicheskie usloviya effektivnogo funktsionirovaniya integral'noi tekhnologii v voennom aviatsionnom vuze // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2017. № 2-2. S. 206-208.

9. Shadrikov V.D. Novaya model' spetsialista: innovatsionnaya podgotovka i kompetentnostnyi podkhod // Vysshee obrazovanie segodnya. 2004. № 8. S. 26-31.

10. Matveeva I.A. Formirovanie professional'no-kommunikativnoi kompetentnosti kursantov voennogo aviatsionnogo vuza sredstvami inostrannogo yazyka // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. 2009. T. 11. № 4-2. S. 504-508.

11. Gel'man V.Ya., Khmel'nitskaya N.M. Kompetentnostnyi podkhod v prepodavanii fundamental'nykh distsiplin v meditsinskom vuze // Obrazovanie i nauka. 2016. № 4. S. 33-45.

12. Aubakirova G.T., Beisenbai A.B. Lichnostno orientirovannyi podkhod v obuchenii professional'no orientirovannomu inostrannomu yazyku // Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2018. № 4. S. 5-11.

13. Sidakova N.V. Kontseptual'naya pozitsiya v lichnostno orientirovannom podkhode pri obuchenii inostrannomu yazyku // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. 2016. T. 22. № 2. S. 40-43.

14. Zhul'kov M.V. Sistemnyi podkhod i zakonomernosti formirovaniya sistem // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2016. № 3-1. S. 74-78.

15. Surikova-Kamyu L.G. Obuchenie grammatike angliiskogo yazyka s pozitsii sistemnogo podkhoda // Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2013. № 4-2. S. 61-63.

16. Lapidus B.A. Problemy soderzhaniya obucheniya yazyku v yazykovom vuze. M.: Vysshaya shkola, 1986. 145 s.

17. Gromenko M.V., Petrukhin V.I. O roli sistemnogo podkhoda pri obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu (pedagogicheskii aspekt) // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2015. № 8. S. 215-217.

18. Tareva E.G. Sistema kul'turosoobraznykh podkhodov k obucheniyu inostrannomu yazyku // Yazyk i kul'tura. 2017. № 40. S. 302-320.

19. Serikov V.V., Sil'chenko A.P. Model' realizatsii kul'turologicheskogo podkhoda pri izuchenii uchebnogo predmeta // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: pedagogika i psikhologiya. 2019. № 1. S. 159-166.

20. Sharipova E.R. Sushchnost' kul'turologicheskogo podkhoda v professional'nom obrazovanii // Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. 2018. № 3. S. 286-291.