Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2020; : 15-19

ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ НА СЕМЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДЕТСТВОМ РОДИТЕЛЕЙ

Дыбина О. В.

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-15-19

Аннотация

В практике дошкольного образования недостаточно показана система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с детством родителей, недооценивается результативность данного процесса, его влияние на формирование семейных ценностей, желание подражать родителям как образцам-ориентирам в поведении и действиях. В статье раскрывается проблема ориентации дошкольников на семью в процессе ознакомления детей с детством родителей. Актуальность работы обосновывается процессом обновления подходов к организации взаимодействия воспитателей детского сада с семьей, формированию ценностного отношения к семье. Исследование показывает, что взрослые члены семьи и дети дошкольного возраста не владеют достаточными сведениями друг о друге. Дети затрудняются назвать профессии своих родителей, не всегда проявляют стремление рассказать о своей семье. Всё это говорит об утрате связей между поколениями и, как следствие, недостаточно сформированных представлениях о семье у детей, об утрате восприятия семьи как ценности, о слабых эмоциональных связях между родителями и детьми. По результатам проведенного исследования установлено, что ориентация дошкольников на семью возможна в процессе ознакомления с членами семьи, в нашем случае с родителями, их детством. Особое внимание уделяется раскрытию ярких событий из детства родителей, их отношений с членами своей семьи, важных моментов из их жизни. В процессе ознакомления дошкольников с детством родителей у детей появляется чувство гордости за свой род, проявляется интерес к своей семье как носителю семейных традиций.

Список литературы

1. Буланова Д.Д. Формирование принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 189-192.

2. Гладкова Ю.А. Педагог и семья // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. С. 103-110.

3. Дыбина О.В., Шнайдер Р.Е. Приобщение детей к истокам семьи посредством семейного музея // Детский сад от А до Я. 2007. № 6. С. 124-129.

4. Дыбина О.В., Щеглова А.Е. Воспитание уважения к старшим у детей 6-7 лет в условиях семьи и дошкольной образовательной организации // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 12. С. 136-140.

5. Клопотова Е.Е. Особенности ценностных ориентаций современных дошкольников // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 1. С. 96-105.

6. Тагоева М.Д. Сущность и компоненты взаимодействия семьи и дошкольных учреждений в воспитании ребёнка // Вестник таджикского национального университета. 2018. № 4. С. 224-229.

7. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1985. № 4. С. 10-20.

8. Piotrowska M. Contemporary Parenthood. The Meaning of Mother and Father in the Child’s Life // Wychowanie w Rodzinie. 2014. № 2. Р. 385-398.

9. Кугдарова А.В., Андросова М.И. Актуальные проблемы семейного воспитания // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т26. С. 71-74.

10. Рашковский Е.Б. Феномен семьи (междисциплинарные заметки) // Вопросы философии. 2010. № 10. С. 27-37.

11. Коваленко А.В. Философия семьи: некоторые методологические аспекты // Философия права. 2012. № 6. С. 116-120.

12. Пешина Е.В. Семья как объект изучения социально-гуманитарных наук: проблема определения понятия // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2019. № 1. С. 159-166.

13. Медков В.М. Социологические проблемы демографического прогнозирования: российская семья на рубеже столетий // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2002. № 1. С. 57-76.

14. Беляев В.И. Семейное воспитание: основы отечественной теории // Мир образования - образование в мире. 2007. № 3. С. 80-99.

15. Беляев А.Б. Традиционные семейные ценности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 11. С. 170-175.

16. Игебаева Ф.А. Роль семьи в системе воспитания подрастающего поколения // Социально-политические науки. 2016. № 1. С. 47-49.

17. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 24-33.

18. Торопыгина М.В. Глобализация и российский институт семьи // Философия и культура. 2008. № 7. С. 146-156.

19. Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В., Лисина Е.И. Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 188-191.

20. Дыбина О.В. Исследование проблемы формирования у старших дошкольников отношения к творческому началу в личности взрослого человека (на материале ознакомления с предметным миром) // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2018. № 1. С. 36-42.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2020; : 15-19

ORIENTATION OF CHILDREN TOWARDS A FAMILY IN THE PROCESS OF GETTING FAMILIAR WITH PARENTS’ CHILDHOOD

Dybina O. V.

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-15-19

Abstract

The practice of preschool education insufficiently shows the system of work on getting preschool-age children familiar with parents’ childhood, undervalues the effectiveness of this process, its influence on the formation of family values, the desire to follow suit parents as the examples in the behavior and actions. The paper reveals the problem of the orientation of preschool-age children towards the family in the process of getting children familiar with parents’ childhood. The relevance of the study is justified by the process of updating the approaches to the organization of interaction of kindergarten teachers with the family, the formation of a valued attitude to the family. The study shows that adult family members and preschool-age children do not have sufficient information about each other. Children find it difficult to name their parents’ professions, not always tend to speak about the family. All this gives evidence of the loss of generational connection, and, as a result, insufficiently formed ideas about the family in children; the loss of perception of the family as a value; the weak emotional bonds between parents and children. According to the results of the study, the author identified that the orientation of preschoolers towards the family is possible when getting children familiar with parents, their childhood. The research pays special attention to the disclosure of bright events from parents’ childhood, their relations with their family members, and important moments from their lives. In the process of getting preschool-age children familiar with their parents’ childhood, children begin to take pride in their family, fill interest in their family as the bearer of family traditions.

References

1. Bulanova D.D. Formirovanie prinadlezhnosti k sem'e u detei starshego doshkol'nogo vozrasta // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2015. № 3. S. 189-192.

2. Gladkova Yu.A. Pedagog i sem'ya // Doshkol'noe vospitanie. 2008. № 4. S. 103-110.

3. Dybina O.V., Shnaider R.E. Priobshchenie detei k istokam sem'i posredstvom semeinogo muzeya // Detskii sad ot A do Ya. 2007. № 6. S. 124-129.

4. Dybina O.V., Shcheglova A.E. Vospitanie uvazheniya k starshim u detei 6-7 let v usloviyakh sem'i i doshkol'noi obrazovatel'noi organizatsii // Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 2019. № 12. S. 136-140.

5. Klopotova E.E. Osobennosti tsennostnykh orientatsii sovremennykh doshkol'nikov // Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. 2017. T. 9. № 1. S. 96-105.

6. Tagoeva M.D. Sushchnost' i komponenty vzaimodeistviya sem'i i doshkol'nykh uchrezhdenii v vospitanii rebenka // Vestnik tadzhikskogo natsional'nogo universiteta. 2018. № 4. S. 224-229.

7. Gozman L.Ya., Aleshina Yu.E. Sotsial'no-psikhologicheskie issledovaniya sem'i: problemy i perspektivy // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya. 1985. № 4. S. 10-20.

8. Piotrowska M. Contemporary Parenthood. The Meaning of Mother and Father in the Child’s Life // Wychowanie w Rodzinie. 2014. № 2. R. 385-398.

9. Kugdarova A.V., Androsova M.I. Aktual'nye problemy semeinogo vospitaniya // Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal Kontsept. 2017. № T26. S. 71-74.

10. Rashkovskii E.B. Fenomen sem'i (mezhdistsiplinarnye zametki) // Voprosy filosofii. 2010. № 10. S. 27-37.

11. Kovalenko A.V. Filosofiya sem'i: nekotorye metodologicheskie aspekty // Filosofiya prava. 2012. № 6. S. 116-120.

12. Peshina E.V. Sem'ya kak ob\"ekt izucheniya sotsial'no-gumanitarnykh nauk: problema opredeleniya ponyatiya // Sotsial'nye i gumanitarnye nauki: teoriya i praktika. 2019. № 1. S. 159-166.

13. Medkov V.M. Sotsiologicheskie problemy demograficheskogo prognozirovaniya: rossiiskaya sem'ya na rubezhe stoletii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sotsiologiya i politologiya. 2002. № 1. S. 57-76.

14. Belyaev V.I. Semeinoe vospitanie: osnovy otechestvennoi teorii // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2007. № 3. S. 80-99.

15. Belyaev A.B. Traditsionnye semeinye tsennosti // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2008. № 11. S. 170-175.

16. Igebaeva F.A. Rol' sem'i v sisteme vospitaniya podrastayushchego pokoleniya // Sotsial'no-politicheskie nauki. 2016. № 1. S. 47-49.

17. Bouen M. Dukhovnost' i lichnostno-tsentrirovannyi podkhod // Voprosy psikhologii. 1992. № 3-4. S. 24-33.

18. Toropygina M.V. Globalizatsiya i rossiiskii institut sem'i // Filosofiya i kul'tura. 2008. № 7. S. 146-156.

19. Plotnikova E.E., Bystrova N.V., Lisina E.I. Pedagogicheskaya kul'tura roditelei kak komponent vospitatel'nogo potentsiala sem'i // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. № 58-2. S. 188-191.

20. Dybina O.V. Issledovanie problemy formirovaniya u starshikh doshkol'nikov otnosheniya k tvorcheskomu nachalu v lichnosti vzroslogo cheloveka (na materiale oznakomleniya s predmetnym mirom) // Doshkol'nik. Metodika i praktika vospitaniya i obucheniya. 2018. № 1. S. 36-42.