Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014; : 42-45

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ

Боровицкая Марина Владимировна, Ярыгина Неля Анатольевна

Аннотация

Информационные и коммуникационные технологии на сегодняшний день достигли высочайшего уровня развития, и это позволяет сформировать мощную  систему дистанционного образования – открытую информационную среду, позволяющую свободно  и независимо от национальных особенностей и границ, распространять знания и всевозможную информацию. Развитие и распространение системы дистанционного образования, дает возможность посредством продвижения российского образования за пределы страны, повысить конкурентоспособность системы образования России, обеспечить широкий доступ к получению образования, повысить культурный и образовательный уровень жителей планеты. В  статье рассматриваются актуальные вопросы внедрения и становления системы дистанционного обучения в России. Отражены преимущества дистанционной формы обучения над традиционной формой. Подчеркнута роль системы дистанционного обучения в  расширении доступности и открытости образования,  повышении качества подготовки выпускников, обеспечении роста имиджа и рейтинга образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, расширении возможности граждан в получении непрерывного образования в течение всей жизни,   повышении качества образовательных услуг  путем обеспечения доступа к информационным ресурсам, создании условий и возможности повышения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан. Затронуты проблемы   централизации управления системой дистанционного обучения в России и процессы взаимодействия этой системы с отдельными вузами страны, реализующими программы бакалавриата и магистратуры через дистанционное обучение. Подчеркнута необходимость формирования новой информационной образовательной среды, координации на государственном уровне дистанционной и традиционных форм обучения, координации российских и международных программ в области дистанционного образования, контроля над созданием и функционированием системы дистанционного образования.

Список литературы

1. Широбоков, С. М. Нормативное и правовое обеспечение системы дистанционного образования – актуальная задача развития системы образования в России / С. М. Широбоков// АльмаМатер.- 2008. - №4.- С. 26-35.

2. Муковоз А.П. Возможности использования программно-инструментальных платформ для дистанционного обучения учителей начальной школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 30-32.

3. Горбатов С.В. Использование электронных технологии в процессе обучения лиц с ограниченными возможностями // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 14-15.

4. Гогицаева О.У., Кочисов В.К. Роль дистанционного образования в современных условиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 10-12.

5. Овчинникова Л.П. Индикаторы эффективности функционирования бикорпоративной системы подготовки специалистов по заочной форме обучения // Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 71-73.

6. Ахметова Д.З. Обеспечение качества дистанционного обучения в призме личностного развития обучающихся // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 55-58.

7. Фирсова Е.Ю. Формирование готовности экономистов-менеджеров к профессиональной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 202-207.

8. Бекоева М.И., Кокаева Ф.А., Кубанцева Г.С. Аудиовизуальные технологии обучения как средство повышения качества педагогического образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2011. № 1. С. 30-33.

9. Власенко С.В., Корягина О.В. Развитие инновационной деятельности педагога в системе повышения квалификации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 16-18.

10. Мельник Н.М. Концепция и технология повышения квалификации инженерных кадров в условиях инновационного развития экономики // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 1 (19). С. 86-93.

11. Тимирясова А.В., Крамин Т.В. Предпосылки и направления интеграции в российском образовании // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 144-150.

12. Бондаренко О.Н., Наумова О.Н. Кадровая политика как приоритетное направление развития организации: основы формирования и критерии оценки // Школа университетской науки: парадигма развития. 2011. Т. 2. № 2-3. С. 27-31.

13. Ширина Т.Г. Состояние и проблемы адаптации иностранных студентов в рамках международных образовательных программ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 71-72.

14. Шляхтина. С.А. Перспективы развития дистанционного обучения в мире и в России. КомпьютерПресс №1. 2006г.

15. Ярыгина Н.А. К вопросу о подготовке магистров экономики // Ярыгина Н.А., Боровицкая М.В. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. №3(25).

16. Смирнова Е.В. Формирование коммуникативного пространства языковой среды в условиях иноязычного информационного и коммуникационного взаимодействия // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 33-36.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2014; : 42-45

TO THE QUESTION ABOUT THE DEVELOPMENT OF DISTANCE LEARNING SYSTEM IN THE RUSSIA

Borovitskaya Marina Vladimirovna, Yarygina Nelia Anatolyevna

Abstract

Information and communication technologies have reached the highest level of development today, and it allows us to create a powerful system of distance education - an open information environment that enables you to disseminate knowledge and all sorts of information freely and without dependency on national characteristics and boundaries. Development and dissemination of distance education system gives opportunity to improve Russian education system competitiveness, to ensure broad access to education, to raise our planet inhabitants’ cultural and educational level by promoting Russian education outside the country. The article deals with current issues of distance learning system implementation and development in Russia. The distance learning advantages over traditional form are also viewed in the issue. The distance education role, its increase in the availability and openness, improving graduates quality, educational institution image and ranking growth in the education market, the empowerment of citizens in obtaining continuing education throughout life, educational services quality improving by providing access to information resources, creating conditions and opportunities to improve training, retraining and advanced training of citizens are pointed out in the article. The problems of centralization of distance education system management in Russia and the system interaction processes with country’s separate universities, implementing undergraduate and graduate programmes through distance learning are touched on the issue. A new education information service, coordination of distance learning traditional forms at the national level, coordination of Russian and international programmes in the field of distance education, control over the creation and functioning of the distance education system are required.

References

1. Shirobokov, S. M. Normativnoe i pravovoe obespechenie sistemy distantsionnogo obrazovaniya – aktual'naya zadacha razvitiya sistemy obrazovaniya v Rossii / S. M. Shirobokov// Al'maMater.- 2008. - №4.- S. 26-35.

2. Mukovoz A.P. Vozmozhnosti ispol'zovaniya programmno-instrumental'nykh platform dlya distantsionnogo obucheniya uchitelei nachal'noi shkoly // Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. 2013. № 1. S. 30-32.

3. Gorbatov S.V. Ispol'zovanie elektronnykh tekhnologii v protsesse obucheniya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami // Samarskii nauchnyi vestnik. 2012. № 1 (1). S. 14-15.

4. Gogitsaeva O.U., Kochisov V.K. Rol' distantsionnogo obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh // Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. 2013. № 4. S. 10-12.

5. Ovchinnikova L.P. Indikatory effektivnosti funktsionirovaniya bikorporativnoi sistemy podgotovki spetsialistov po zaochnoi forme obucheniya // Samarskii nauchnyi vestnik. 2013. № 3 (4). S. 71-73.

6. Akhmetova D.Z. Obespechenie kachestva distantsionnogo obucheniya v prizme lichnostnogo razvitiya obuchayushchikhsya // Karel'skii nauchnyi zhurnal. 2013. № 4. S. 55-58.

7. Firsova E.Yu. Formirovanie gotovnosti ekonomistov-menedzherov k professional'noi deyatel'nosti // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2012. № 1. S. 202-207.

8. Bekoeva M.I., Kokaeva F.A., Kubantseva G.S. Audiovizual'nye tekhnologii obucheniya kak sredstvo povysheniya kachestva pedagogicheskogo obrazovaniya // Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Kosta Levanovicha Khetagurova. 2011. № 1. S. 30-33.

9. Vlasenko S.V., Koryagina O.V. Razvitie innovatsionnoi deyatel'nosti pedagoga v sisteme povysheniya kvalifikatsii // Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. 2013. № 3. S. 16-18.

10. Mel'nik N.M. Kontseptsiya i tekhnologiya povysheniya kvalifikatsii inzhenernykh kadrov v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya ekonomiki // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2013. № 1 (19). S. 86-93.

11. Timiryasova A.V., Kramin T.V. Predposylki i napravleniya integratsii v rossiiskom obrazovanii // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. 2013. № 1 (25). S. 144-150.

12. Bondarenko O.N., Naumova O.N. Kadrovaya politika kak prioritetnoe napravlenie razvitiya organizatsii: osnovy formirovaniya i kriterii otsenki // Shkola universitetskoi nauki: paradigma razvitiya. 2011. T. 2. № 2-3. S. 27-31.

13. Shirina T.G. Sostoyanie i problemy adaptatsii inostrannykh studentov v ramkakh mezhdunarodnykh obrazovatel'nykh programm // Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. 2013. № 4. S. 71-72.

14. Shlyakhtina. S.A. Perspektivy razvitiya distantsionnogo obucheniya v mire i v Rossii. Komp'yuterPress №1. 2006g.

15. Yarygina N.A. K voprosu o podgotovke magistrov ekonomiki // Yarygina N.A., Borovitskaya M.V. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. №3(25).

16. Smirnova E.V. Formirovanie kommunikativnogo prostranstva yazykovoi sredy v usloviyakh inoyazychnogo informatsionnogo i kommunikatsionnogo vzaimodeistviya // Baltiiskii gumanitarnyi zhurnal. 2013. № 2. S. 33-36.