Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019; : 52-57

ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Пономаренко И. В., Курусь И. А., Митенко А. А., Волохова С. А., Андреев А. Б.

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-4-52-57

Аннотация

Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимы специальные условия развития, социализации и воспитания. Процесс адаптации у таких детей проходит значительно труднее и длительнее. Зачастую они отстают в развитии в эмоциональной, волевой и познавательной сферах, так как психические структуры и функции у них развиваются иначе, чем у здоровых детей.

Одним из важнейших аспектов воспитания ребенка с ОВЗ является умение принять и понять его, так как для таких детей очень важен эмоциональный контакт с родителями. Родителям необходимо выстроить с ребенком теплые эмоциональные взаимоотношения и радоваться времени, проведенному с ним. Поэтому родителям детей с ОВЗ очень важно иметь хорошо развитый эмоциональный интеллект и высокий уровень эмпатии.

В статье отражены данные эмпирического исследования особенностей эмпатии и эмоционального интеллекта родителей детей с ОВЗ по сравнению с родителями условно здоровых детей. Эмпирическое исследование эмпатии и эмоционального интеллекта родителей детей с ограниченными возможностями здоровья было проведено в апреле 2019 года. В нем приняло участие 28 человек, 14 из которых – родители детей с ОВЗ и 14 – родители условно здоровых детей. Для диагностики уровня эмпатических способностей использовали методику В.В. Бойко, для оценки «эмоционального интеллекта» использовали методику Н. Холла (опросник EQ).

Установлено, что родители детей с ОВЗ не сопереживают другим людям и не проявляют соучастия к другим людям, но при этом способны хорошо управлять эмоциями и понимать состояния других людей. Выявленные особенности могут быть связаны с характером воспитательной и образовательной ситуации в их семейной системе.

Список литературы

1. Титов Д.Е., Сошинов А.Г. Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ в России // Сборник научных трудов SWORLD. 2013. № 3. С. 45-50.

2. Матяш Н.В., Павлова Т.А. Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Брянского госуниверситета. 2015. № 2. С. 119-122.

3. Пономарева М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие. Минск: Бестпринт, 2009. 76 с.

4. Бутина-Гречаная С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. 2010. № 5. С. 244-247.

5. Сумина К.С. Теоретические аспекты исследования роли семьи в развитии ребенка // Акмеология. 2016. № SI. С. 94-95.

6. Копылова Т.П. Развитие эмпатии у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья как условие успешной реализации инклюзивного образования // Молодежная наука: тенденции развития. 2018. № 1. С. 26-31.

7. Маллер А.Р. Повышение качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальной адаптации средствами воспитания в обществе эмпатии и толератности: «Дети как дети» // Профилактика зависимостей. 2015. № 1. С. 14-22.

8. Мукина Е.Ю. Ограниченные возможности здоровья ребенка как педагогическая проблема и десоциализирующий фактор // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 6. С. 122-132.

9. Альбекова С.Б., Данилова Т.Н. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка // Молодежный научный вестник. 2017. № 4. С. 45-48.

10. Готтман Дж., Деклер Дж. Эмоциональный интеллект ребенка. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 272 с.

11. Ерохина Е.В. Эмпирическое обоснования психологических типов эмоционального интеллекта // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. № 1. С. 103-109.

12. Кузьмина В.П. Развитие эмпатии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья через оптимизацию детско-родительских отношений // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 11. С. 250-255.

13. Комлик Л.Ю., Меренкова В.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта родителей и детско-родительских отношений // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 3. С. 37-40.

14. Чернышева Н.С., Фоминых Е.С. Проблема деструктивного взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. Т. 2. № 3. С. 237-240.

15. Арбатская К.И., Устинова Н.А. Психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями // Педагогическое образование в России. 2017. № 8. С. 85-89.

16. Гребенникова Е.В., Шелехов И.Л., Берестнева О.Г. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей инвалидов // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 2. С. 129-141.

17. Кустова Н.В. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегративного) образования и воспитания // Специальное образование: материалы XI Международной научной конференции. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2015. С. 176-179.

18. Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 2. С. 163-168.

19. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах-М, 2015. 667 с.

20. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт Психотерапии, 2009. 544 с.

21. Гришко Е.А., Ермолова В.М. Исследование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2017. Т. 2. С. 28-33.

22. Иванова В.С., Гребенникова Е.В., Шелехов И.Л. Личностные особенности матерей и родительско-детские отношения в семьях, воспитывающих детей-инвалидов с детским церебральным параличом // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 12. С. 48-53.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2019; : 52-57

SPECIAL ASPECTS OF EMPATHY AND EMOTIONAL INTELLIGENCE OF PARENTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Ponomarenko I. V., Kurus I. A., Mitenko A. A., Volokhova S. A., Andreev A. B.

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-4-52-57

Abstract

Physically disabled children need special conditions for development, socializing and upbringing. The adaptation process of such children is much more difficult and longer. They are often behind other children in their emotional, cognitive, and volitional spheres because their mental structures and functions develop in another way than those of healthy children. One of the most important educational aspects of the disabled children is the skill to understand and accept them because the emotional contacts with their parents are very important for such children. Parents should build up warm emotional mutual relations and enjoy the time spent with a child. Therefore it is very significant for such parents to have well-developed emotional intelligence and empathy at a high level. The paper deals with the empirical study of special aspects of empathy and emotional intelligence of parents of physically disabled children compared to parents whose children are conditionally healthy. The empirical study of empathy and emotional intelligence of parents of physically disabled children was carried out in April 2019. 28 parents participated in the study: 14 parents of physically disabled children and 14 parents of healthy children. To determine the level of empathetic abilities, the authors used the technique of B.B. Boiko. To evaluate the emotional intelligence, the authors used the technique of N. Hall (EQ questionnaire). The study determined that parents of physically disabled children do not sympathize with other people while they can control their own emotions and understand other people’s state. The revealed peculiarities can be the result of the nature of the educational and educative situation in their family system.

References

1. Titov D.E., Soshinov A.G. Obrazovanie detei-invalidov i detei s OVZ v Rossii // Sbornik nauchnykh trudov SWORLD. 2013. № 3. S. 45-50.

2. Matyash N.V., Pavlova T.A. Psikhologicheskie problemy sem'i, vospityvayushchei rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Vestnik Bryanskogo gosuniversiteta. 2015. № 2. S. 119-122.

3. Ponomareva M.A. Empatiya: teoriya, diagnostika, razvitie. Minsk: Bestprint, 2009. 76 s.

4. Butina-Grechanaya S.V. Teoreticheskie podkhody k analizu detsko-roditel'skikh otnoshenii // Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im. N.G. Chernyshevskogo. 2010. № 5. S. 244-247.

5. Sumina K.S. Teoreticheskie aspekty issledovaniya roli sem'i v razvitii rebenka // Akmeologiya. 2016. № SI. S. 94-95.

6. Kopylova T.P. Razvitie empatii u roditelei detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya kak uslovie uspeshnoi realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya // Molodezhnaya nauka: tendentsii razvitiya. 2018. № 1. S. 26-31.

7. Maller A.R. Povyshenie kachestva zhizni detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya, ikh sotsial'noi adaptatsii sredstvami vospitaniya v obshchestve empatii i toleratnosti: «Deti kak deti» // Profilaktika zavisimostei. 2015. № 1. S. 14-22.

8. Mukina E.Yu. Ogranichennye vozmozhnosti zdorov'ya rebenka kak pedagogicheskaya problema i desotsializiruyushchii faktor // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2014. № 6. S. 122-132.

9. Al'bekova S.B., Danilova T.N. Detsko-roditel'skie otnosheniya kak faktor vliyaniya na psikhicheskoe razvitie rebenka // Molodezhnyi nauchnyi vestnik. 2017. № 4. S. 45-48.

10. Gottman Dzh., Dekler Dzh. Emotsional'nyi intellekt rebenka. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2019. 272 s.

11. Erokhina E.V. Empiricheskoe obosnovaniya psikhologicheskikh tipov emotsional'nogo intellekta // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya. 2011. № 1. S. 103-109.

12. Kuz'mina V.P. Razvitie empatii u mladshikh shkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya cherez optimizatsiyu detsko-roditel'skikh otnoshenii // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2014. № 11. S. 250-255.

13. Komlik L.Yu., Merenkova V.S. Vzaimosvyaz' emotsional'nogo intellekta roditelei i detsko-roditel'skikh otnoshenii // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. 2017. T. 23. № 3. S. 37-40.

14. Chernysheva N.S., Fominykh E.S. Problema destruktivnogo vzaimodeistviya v sem'yakh, vospityvayushchikh detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Pedagogicheskii opyt: teoriya, metodika, praktika. 2015. T. 2. № 3. S. 237-240.

15. Arbatskaya K.I., Ustinova N.A. Psikhologicheskie osobennosti semei, vospityvayushchikh rebenka s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2017. № 8. S. 85-89.

16. Grebennikova E.V., Shelekhov I.L., Berestneva O.G. Psikhologo-pedagogicheskaya kompetentnost' roditelei, vospityvayushchikh detei invalidov // Internet-zhurnal Naukovedenie. 2015. T. 7. № 2. S. 129-141.

17. Kustova N.V. Osobennosti psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detei s OVZ v usloviyakh inklyuzivnogo (integrativnogo) obrazovaniya i vospitaniya // Spetsial'noe obrazovanie: materialy XI Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. SPb.: Leningradskii gosudarstvennyi universitet im. A.S. Pushkina, 2015. S. 176-179.

18. Grinina E.S., Rudzinskaya T.F. Osobennosti detsko-roditel'skikh otnoshenii v sem'yakh, vospityvayushchikh rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. 2016. T. 5. № 2. S. 163-168.

19. Raigorodskii D.Ya. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy. Samara: Bakhrakh-M, 2015. 667 s.

20. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp. M.: Institut Psikhoterapii, 2009. 544 s.

21. Grishko E.A., Ermolova V.M. Issledovanie detsko-roditel'skikh otnoshenii v sem'yakh, vospityvayushchikh detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Integrativnye tendentsii v meditsine i obrazovanii. 2017. T. 2. S. 28-33.

22. Ivanova V.S., Grebennikova E.V., Shelekhov I.L. Lichnostnye osobennosti materei i roditel'sko-detskie otnosheniya v sem'yakh, vospityvayushchikh detei-invalidov s detskim tserebral'nym paralichom // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2017. № 12. S. 48-53.