Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014; : 41-43

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Губаева Нина Геннадиевна

Аннотация

В статье раскрывается деятельность просветительных и благотворительных обществ, меценатов Терской области рубежа XIX – XX вв. в рассматриваемый нами период на территории Северного Кавказа и, в частности, Терской области возникает целый ряд обществ: культурно-просветительских, благотворительных, конфессиональных и других. Важную роль многие из этих общества отводили делу просвещения населения, в том числе и горцев, помощи нуждающимся ученикам, распространению грамотности, повышению культурного уровня горожан. 

Список литературы

1. Алборов Б.А. Из истории осетинского тетра. ОРФ Северо-Осетинского НИИ. Ф. 19 (литература.) Оп. 1. Д.92. Л.4.

2. Аристова Т.Ф. Развитие народного просвещения // Культура и быт народов Северного Кавказа. – М.: Наука. 1968. – С. 270-282.

3. Беседина Л. «Форпост на Юге России» // Северная Осетия. 3 октября, 2003. №186.

4. Габеев А.Я. Основные этапы развития народного образования в Осетии (1740-1917 гг.) // Материалы по истории осетинского народа. – Орджоникидзе. 1942. – С. 10-18.

5. Гатагова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. – М.: Наука, 1993. – 228 с.

6. Каймаразов ГШ. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. – 326 с.

7. Канукова З.В. Старый Владикавказ // Историко-этнологическое исследование. – Владикавказ, 2002. – 342 с.

8. Кокиев С. Записки о быте осетин. Сборник материалов, издаваемых при Дашковском этнографическом музее. Вып.1. – М., 1887. – С. 23-29.

9. Краснов М.В. Историческая записка о Ставропольской гимназии. Ставрополь, 1913. – С. 68-77.

10. Макоева Л.С. Развитие системы образовательных учреждений города Владикавказа (Х1Х-ХХ вв.). – М.: ИТОП РАО, 2002. – 284 с.

11. Неверов ЯМ. Еще раз об образовании кавказских горцев // Кавказ, 1859. – №39.

12. Отчет Правления благотворительного общества распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области за1883 г.

13. Отчет общества для содействия распространения народного образования в г. Ставрополе за 1800-1881 уч. год. Ставрополь, 1882. С.2.

14. Тотоев М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе: Ир, 1962. – 437 с.

15. Чеджемов С.Р. Политика российского государства и православной церкви в области образования на юге России до 1917 г. (на примере осетинского народа) // Религиоведение. 2013. – № 1. – С. 36-44.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2014; : 41-43

GOVERNMENTAL ACTIVITIES CULTURAL AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE DEVELOMENT OF EDUCATION IN THE TEREK REGION

Gubaeva Nina Gennadievna

Abstract

The article deals with the activities of educational and charitable societies, patrons of the Terek region boundary XIX - XX centuries. in the period under discussion in the North Caucasus and, in particular, the Terek region there are a number of societies: cultural, educational, charitable, religious and others. The important role of many of these societies withdrawn the case of public education, including the Highlanders, assistance to the needy students, literacy, raising the cultural level of citizens. 

References

1. Alborov B.A. Iz istorii osetinskogo tetra. ORF Severo-Osetinskogo NII. F. 19 (literatura.) Op. 1. D.92. L.4.

2. Aristova T.F. Razvitie narodnogo prosveshcheniya // Kul'tura i byt narodov Severnogo Kavkaza. – M.: Nauka. 1968. – S. 270-282.

3. Besedina L. «Forpost na Yuge Rossii» // Severnaya Osetiya. 3 oktyabrya, 2003. №186.

4. Gabeev A.Ya. Osnovnye etapy razvitiya narodnogo obrazovaniya v Osetii (1740-1917 gg.) // Materialy po istorii osetinskogo naroda. – Ordzhonikidze. 1942. – S. 10-18.

5. Gatagova L.S. Pravitel'stvennaya politika i narodnoe obrazovanie na Kavkaze v XIX v. – M.: Nauka, 1993. – 228 s.

6. Kaimarazov GSh. Prosveshchenie v dorevolyutsionnom Dagestane. Makhachkala: Daguchpedgiz, 1989. – 326 s.

7. Kanukova Z.V. Staryi Vladikavkaz // Istoriko-etnologicheskoe issledovanie. – Vladikavkaz, 2002. – 342 s.

8. Kokiev S. Zapiski o byte osetin. Sbornik materialov, izdavaemykh pri Dashkovskom etnograficheskom muzee. Vyp.1. – M., 1887. – S. 23-29.

9. Krasnov M.V. Istoricheskaya zapiska o Stavropol'skoi gimnazii. Stavropol', 1913. – S. 68-77.

10. Makoeva L.S. Razvitie sistemy obrazovatel'nykh uchrezhdenii goroda Vladikavkaza (Kh1Kh-KhKh vv.). – M.: ITOP RAO, 2002. – 284 s.

11. Neverov YaM. Eshche raz ob obrazovanii kavkazskikh gortsev // Kavkaz, 1859. – №39.

12. Otchet Pravleniya blagotvoritel'nogo obshchestva rasprostraneniya obrazovaniya i tekhnicheskikh svedenii sredi gortsev Terskoi oblasti za1883 g.

13. Otchet obshchestva dlya sodeistviya rasprostraneniya narodnogo obrazovaniya v g. Stavropole za 1800-1881 uch. god. Stavropol', 1882. S.2.

14. Totoev M.S. Narodnoe obrazovanie i pedagogicheskaya mysl' v dorevolyutsionnoi Severnoi Osetii. Ordzhonikidze: Ir, 1962. – 437 s.

15. Chedzhemov S.R. Politika rossiiskogo gosudarstva i pravoslavnoi tserkvi v oblasti obrazovaniya na yuge Rossii do 1917 g. (na primere osetinskogo naroda) // Religiovedenie. 2013. – № 1. – S. 36-44.