Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019; : 39-44
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ СТУДЕНТАМИ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСОВ НА ПЕРВОМ ГОДУ ОБУЧЕНИЯ
https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-4-39-44Аннотация
Успешная адаптация студентов к первому году обучения является одной из приоритетных задач в системе современного образования. Установлено, что для студентов-первокурсников характерно переживание кризисов разной степени интенсивности. В процессе переживания кризисных ситуаций может сформироваться кризисная идентичность, отражающая нарушения стабильности и устойчивости личности и содержащая проявления в различных аспектах: поведенческом, эмоциональном, межличностном, семейном и т. д. Для преодоления тяжелых стрессовых состояний и переживаний, к которым можно отнести и кризисные, используются разные ресурсы, одними из которых являются психологические защиты. В настоящее время актуальным является анализ характера взаимосвязи психологических защит с кризисами, переживаемыми на первом году обучения у студентов.
В исследовании приняли участие 222 студента первого курса города Новосибирска. Средний возраст участников исследования составил 18,3±1,1 года, из них 56 юношей и 166 девушек. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что для студентов первого курса характерна высокая степень напряженности таких психологических защит, как проекция, компенсация, интеллектуализация, регрессия, реактивные образования, а также общая напряженность психологических защит. Среди защит средней степени напряженности доминирует замещение.
Психологические защиты «проекция», «регрессия», «замещение» положительно коррелируют практически со всеми типами кризисов, характерными для студенческого периода, а также практически со всеми показателями кризисной идентичности. Все эти типы защит можно отнести к защитам с низкой и средней степенью конструктивности. Полученные результаты могут быть использованы педагогами-психологами для грамотного психологического сопровождения студентов.
Список литературы
1. Принада Н.А. Психологическое сопровождение процесса адаптации студентов первого курса к среде высшего учебного заведения // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2017. № 1. С. 120-123.
2. Курусь И.А. Содержание переживания кризисных ситуаций у студентов 1 курса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 1. С. 87-92.
3. Mohr C., Braun S., Chmetz F., Kluckner V.J., Lott P., Schrag Y., Stassen H. Cross-cultural assessment of coping behavior under chronic stress. A three-center study of 407+404+406 students // Personality and Individual Differences. 2014. Vol. 60. P. 29-29.
4. Фалева Е.Е. Основные психологические проблемы и кризисы в развитии личности студента // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2008. № 7. С. 138-141.
5. Дмитриева Н.В., Перевозкин С.Б., Перевозкина Ю.М., Самойлик Н.А. Диагностика кризиса идентичности. Новокузнецк: КузГПА, 2012. 134 с.
6. Исаева Д.А. Особенности личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 2. С. 78-85.
7. Ариас А.-М., Карпова Е.А., Кукулите Т.Г. Динамика профессиональной идентичности у студентов вуза (психологический анализ) // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 3. С. 241-253.
8. Самсонова Е.А. Профессиональная идентичность студентов первых курсов // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. 2016. № 3. С. 43-51.
9. Солдатова Е.Л., Шляпникова И.А. Связь эго-идентичности и личностной зрелости // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 29-33.
10. Мельников Н.М. Психологические аспекты поведения человека в кризисной ситуации // Вестник Университета Российской академии образования. 2011. № 1. С. 102-105.
11. Садовникова Н.О. Переживание как деятельность по разрешению профессионального кризиса личности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-6. С. 1328-1332.
12. Безуглова А.А., Васильева О.С., Правдина Л.Р. Особенности социально-психологической адаптации у лиц с разными стратегиями совладающего поведения // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 4. С. 180-204.
13. Парфенова Г.Л., Королева А.Ф. Механизмы психологической защиты личности в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2016. № 4. С. 88-92.
14. Искусных А.Ю. Исследование напряженности психологических защит у студентов вузов // Центральный научный вестник. 2017. Т. 2. № 14. С. 8-9.
15. Шакура К.В., Иващенко К.А., Талдыкина Е.А. Взаимосвязь механизмов психологических защит с копинг-стратегиями у студентов-психологов // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 10. С. 185-190.
16. Соловьева С.Л. Кризисная психология. М.: АСТ, 2007. 286 с.
17. Манукян В.Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода : дис.. канд. психол. наук. СПб., 2003. 217 c.
18. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. СПб.: СПбНИПНИ им. В.А. Бехтерева, 2005. 50 с.
19. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. СПб.: СПбГМУ, 2009. 135 с.
20. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукорович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Речь, 2007. 256 с.
21. Медведева Н.И., Цечоева Р.Х. Влияние кризиса идентичности на психическое здоровье студента вуза // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1. С. 321-322.
22. Петросянц В.Р. Особенности проявления механизмов психологической защиты студентов-психологов в вузе в зависимости от жизнестойкости // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 3. С. 250-254.
23. Александров И.Ю., Маркелов В.В. Особенности психологических защит и копинг-стратегий в структуре личности студентов факультета физической культуры // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. № 2-1. С. 10-16.
24. Панасенко Е.А., Морозова И.С. Параметры психологических защит студентов первых курсов во взаимосвязи с личностными особенностями // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 4. С. 176-180.
25. Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита. М.: Перо, 2014. 160 с.
Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2019; : 39-44
THE APPLICATION OF PSYCHOLOGICAL DEFENSES BY THE FIRST-YEAR STUDENTS IN THE PROCESS OF EXPERIENCING THE CRISES
https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-4-39-44Abstract
The successful adaptation of first-year students to the educational process is one of the priority tasks in the system of modern education. The study identified that various intensity of experiencing crisis is typical for the first-year students. In the process of experiencing the crises, the crisis identity can form, which reflects the misbalance of stability and tolerance of a personality and has manifestations in various aspects: behavioral, emotional, interpersonal, family, etc. To overcome heavy stress conditions including crisis, various resources are used, one of which is the psychological defenses. The analysis of the correlation of psychological defenses and crises experienced by the first-year students is important today. 222 first-year students (56 male and 166 female) from Novosibirsk participated in the study. The average age of the study participants was 18.3±1.1 years. The results of the study allow concluding that the high intensity of such psychological defenses as projection, compensation, intellectualization, regression, reaction formation and general tension of psychological defenses are typical for the first-year students. The substitution dominates among medium intensity defenses. Psychological defenses, such as projection, regression, and substitution positively correlate practically with all types of crises typical for students, and almost with all indicators of a crisis identity. All these types of psychological defense can be attributed to inefficient defenses with a low and medium degree of constructiveness. The results of the study can be used by psychologists for the appropriate psychological support of the students.
References
1. Prinada N.A. Psikhologicheskoe soprovozhdenie protsessa adaptatsii studentov pervogo kursa k srede vysshego uchebnogo zavedeniya // Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. 2017. № 1. S. 120-123.
2. Kurus' I.A. Soderzhanie perezhivaniya krizisnykh situatsii u studentov 1 kursa // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. 2016. № 1. S. 87-92.
3. Mohr C., Braun S., Chmetz F., Kluckner V.J., Lott P., Schrag Y., Stassen H. Cross-cultural assessment of coping behavior under chronic stress. A three-center study of 407+404+406 students // Personality and Individual Differences. 2014. Vol. 60. P. 29-29.
4. Faleva E.E. Osnovnye psikhologicheskie problemy i krizisy v razvitii lichnosti studenta // Pedagogika, psikhologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta. 2008. № 7. S. 138-141.
5. Dmitrieva N.V., Perevozkin S.B., Perevozkina Yu.M., Samoilik N.A. Diagnostika krizisa identichnosti. Novokuznetsk: KuzGPA, 2012. 134 s.
6. Isaeva D.A. Osobennosti lichnostnoi i professional'noi identichnosti v yunosti i rannei vzroslosti // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika. 2013. № 2. S. 78-85.
7. Arias A.-M., Karpova E.A., Kukulite T.G. Dinamika professional'noi identichnosti u studentov vuza (psikhologicheskii analiz) // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2016. № 3. S. 241-253.
8. Samsonova E.A. Professional'naya identichnost' studentov pervykh kursov // APRIORI. Ceriya: Gumanitarnye nauki. 2016. № 3. S. 43-51.
9. Soldatova E.L., Shlyapnikova I.A. Svyaz' ego-identichnosti i lichnostnoi zrelosti // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya. 2015. T. 8. № 1. S. 29-33.
10. Mel'nikov N.M. Psikhologicheskie aspekty povedeniya cheloveka v krizisnoi situatsii // Vestnik Universiteta Rossiiskoi akademii obrazovaniya. 2011. № 1. S. 102-105.
11. Sadovnikova N.O. Perezhivanie kak deyatel'nost' po razresheniyu professional'nogo krizisa lichnosti // Fundamental'nye issledovaniya. 2015. № 2-6. S. 1328-1332.
12. Bezuglova A.A., Vasil'eva O.S., Pravdina L.R. Osobennosti sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii u lits s raznymi strategiyami sovladayushchego povedeniya // Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal. 2017. T. 14. № 4. S. 180-204.
13. Parfenova G.L., Koroleva A.F. Mekhanizmy psikhologicheskoi zashchity lichnosti v kontekste professional'nogo samoopredeleniya studentov-psikhologov // Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016. № 4. S. 88-92.
14. Iskusnykh A.Yu. Issledovanie napryazhennosti psikhologicheskikh zashchit u studentov vuzov // Tsentral'nyi nauchnyi vestnik. 2017. T. 2. № 14. S. 8-9.
15. Shakura K.V., Ivashchenko K.A., Taldykina E.A. Vzaimosvyaz' mekhanizmov psikhologicheskikh zashchit s koping-strategiyami u studentov-psikhologov // Alleya nauki. 2017. T. 1. № 10. S. 185-190.
16. Solov'eva S.L. Krizisnaya psikhologiya. M.: AST, 2007. 286 s.
17. Manukyan V.R. Sub\"ektivnaya kartina zhiznennogo puti i krizisy vzroslogo perioda : dis.. kand. psikhol. nauk. SPb., 2003. 217 c.
18. Vasserman L.I., Eryshev O.F., Klubova E.B. Psikhologicheskaya diagnostika indeksa zhiznennogo stilya. SPb.: SPbNIPNI im. V.A. Bekhtereva, 2005. 50 s.
19. Isaeva E.R. Koping-povedenie i psikhologicheskaya zashchita lichnosti v usloviyakh zdorov'ya i bolezni. SPb.: SPbGMU, 2009. 135 s.
20. Romek V.G., Kontorovich V.A., Krukorovich E.I. Psikhologicheskaya pomoshch' v krizisnykh situatsiyakh. SPb.: Rech', 2007. 256 s.
21. Medvedeva N.I., Tsechoeva R.Kh. Vliyanie krizisa identichnosti na psikhicheskoe zdorov'e studenta vuza // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019. № 1. S. 321-322.
22. Petrosyants V.R. Osobennosti proyavleniya mekhanizmov psikhologicheskoi zashchity studentov-psikhologov v vuze v zavisimosti ot zhiznestoikosti // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. 2016. T. 5. № 3. S. 250-254.
23. Aleksandrov I.Yu., Markelov V.V. Osobennosti psikhologicheskikh zashchit i koping-strategii v strukture lichnosti studentov fakul'teta fizicheskoi kul'tury // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya № 1. Psikhologicheskie i pedagogicheskie nauki. 2016. № 2-1. S. 10-16.
24. Panasenko E.A., Morozova I.S. Parametry psikhologicheskikh zashchit studentov pervykh kursov vo vzaimosvyazi s lichnostnymi osobennostyami // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 4. S. 176-180.
25. Dolgova V.I., Kondrat'eva O.A. Psikhologicheskaya zashchita. M.: Pero, 2014. 160 s.
События
-
К платформе Elpub присоединился журнал «Научный журнал «Экономические системы» >>>
10 дек 2025 | 11:58 -
Журнал «Известия высших учебных заведений: Нефть и газ» принят в DOAJ >>>
9 дек 2025 | 11:58 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Амурский медицинский журнал» >>>
26 ноя 2025 | 13:19 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Актуальные вопросы лесного хозяйства» >>>
20 ноя 2025 | 13:18 -
Журнал «Вестник Самарского государственного экономического университета» теперь на Elpub >>>
11 ноя 2025 | 14:28
