Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2022; : 41-48
Содержание и взаимосвязи ресурсов и когнитивно-личностных свойств у подростков с нарушениями зрения
Адеева Татьяна Николаевна, Тихонова Инна Викторовна, Хазова Светлана Абдурахмановна
https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-4-41-48Аннотация
Ограниченные возможности здоровья традиционно рассматриваются в психологии как затрудненные условия жизнедеятельности, обуславливающие специфику личностного развития и связанные с необходимостью актуализации системы ресурсов. Проблема специфики содержания ресурсов в ситуации ограниченных возможностей здоровья долгое время не находила должного внимания в психологии. Многообразие внешних и внутренних ресурсов ставит вопрос об обуславливающих их факторах, о поиске качеств или способностей личности, определяющих актуализацию ресурсов. В статье представлена семантика понятия «ресурс» в группе подростков с нарушениями зрения, описаны основные взаимосвязи ресурсов и когнитивно-личностных свойств (рефлексии, самоэффективности), ресурсов и копинг-стратегий. Наиболее часто подростки с нарушениями зрения определяют ресурс как средство достижения цели, потенциал, возможности, имеющиеся у человека. Основная функция ресурса для подростков заключается в помощи и поддержке. Менее часто используются указания на качества личности как ресурс. С точки зрения подростков с нарушениями зрения, наиболее значимым является ресурс социальной поддержки, а наименьшее значение имеет ресурс контроля напряжения, что может быть объяснено спецификой возраста. Определены достоверные прямые корреляционные связи между такими ресурсами, как уверенность, социальная поддержка и параметрами самоэффективности и рефлексии. Для подростков с нарушениями зрения оказалось важным системное использование параметров рефлексии и ресурсов. Совокупность параметров рефлексии является предиктором ресурса здоровья, а также является предиктором множественного копинга. Использование подростками совокупности параметров рефлексии определяет применение ресурса социальной поддержки и здоровья. Наибольшее влияние на использование ресурса социальной поддержки имеет рефлексия общения. Системное использование ресурсов совладания определяет параметр самоэффективности.
Список литературы
1. Aitchison B., Rushton A.B., Martin P., Barr M., Soundy A., Heneghan N.R. The experiences and perceived health benefits of individuals with a disability participating in sport: A systematic review and narrative synthesis // Disability and Health Journal. 2022. Vol. 15. № 1. Article number 101164. DOI: 10.1016/j.dhjo.2021.101164.
2. Anizam M.Y., Manisah M.A., Amla M.S. Youth Workers with Disabilities: The Views of Employers in Malaysia // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 204. P. 105–113. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.08.122.
3. Gromisch E.S., Neto L.O., Turner A.P. What Biopsychosocial Factors Explain Self-management Behaviors in Multiple Sclerosis? The Role of Demographics, Cognition, Personality, and Psychosocial and Physical Functioning // Archives of Physical Medicine and Rehabilitation. 2021. Vol. 102. № 10. P. 1982–1988.e4. DOI: 10.1016/j.apmr.2021.05.012.
4. Леонтьев Д.А. Развитие личности в норме и в затрудненных условиях // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 3. С. 97–106. EDN: TCBZVL.
5. Леонтьев Д.А., Лебедева А.А., Силантьева Т.А. Место и функции социальной поддержки в структуре личностных ресурсов лиц с ограниченными возможностями здоровья // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 120–134. DOI: 10.17759/chp.2015110311.
6. Kayama M., Johnstone Ch., Limaye S. Adjusting the “self” in social interaction: Disability and stigmatization in India // Children and Youth Services Review. 2019. Vol. 96. P. 463–474. DOI: 10.1016/j.childyouth.2018.11.047.
7. Hall J.P., Ipsen C., Kurth N.K., McCormick S., Chambless C. How family crises may limit engagement of youth with disabilities in services to support successful transitions to postsecondary education and employment // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 118. Article number 105339. DOI: 10.1016/j.childyouth.2020.105339.
8. Emerson E., Fortune N., Aitken Z., Hatton C., Stancliffe R., Llewellyn G. The wellbeing of working-age adults with and without disability in the UK: Associations with age, gender, ethnicity, partnership status, educational attainment and employment status // Disability and Health Journal. 2020. Vol. 13. № 3. Article number 100889. DOI: 10.1016/j.dhjo.2020.100889.
9. Xie Z., Tanner R., Striley C.L., Marlow N.M. Association of functional disability with mental health services use and perceived unmet needs for mental health care among adults with serious mental illness // Journal of Affective Disorders. 2022. Vol. 299. P. 449–455. DOI: 10.1016/j.jad.2021.12.040.
10. Estrada-López M., Reguera-García M.M., Pérez Rivera F.J., Molina A.J. Physical disability and personality traits in multiple sclerosis // Multiple Sclerosis and Related Disorders. 2020. Vol. 37. Article number 101465. DOI: 10.1016/j.msard.2019.101465.
11. Luu T.T. The well-being among hospitability employees with disabilities: The role of disability inclusive benevolent leadership // International Journal of Hospitality Management. 2019. Vol. 80. P. 25–35. DOI: 10.1016/j.ijhm.2019.01.004.
12. Dietmaier J.-M., von dem Knesebeck O., Heesen C., Kofahl C. Personality and its association with self-management in multiple sclerosis // Multiple Sclerosis and Related Disorders. 2022. Vol. 61. Article number 103752. DOI: 10.1016/j.msard.2022.103752.
13. Park Y.M., Kim H.Y., Kim J.Y., Kim S.R., Choe Y.H. Relationship between type D personality, symptoms, cancer stigma, and quality of life among patients with lung cancer // European Journal of Oncology Nursing. 2022. Vol. 57. Article number 102098. DOI: 10.1016/j.ejon.2022.102098.
14. Khosravi M., Hassani F. The protective effect of emotional intelligence on suicidality: A multiple mediation model among patients with borderline personality disorder // Personality and Individual Differences. 2022. Vol. 189. Article number 111488. DOI: 10.1016/j.paid.2021.111488.
15. Калашникова С.А. Жизненное самоопределение человека с ограниченными возможностями здоровья: к проблеме свободы личности // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. 2012. № 5. С. 220–226. EDN: PFOVBX.
16. Shorey S., Debby E. The Lived Experiences of Children and Adolescents with Non-Communicable Disease: A Systematic Review of Qualitative Studies // Journal of Pediatric Nursing. 2020. Vol. 51. P. 75–84. DOI: 10.1016/j.pedn.2019.12.013.
17. Тихонова И.В., Адеева Т.Н. Исследование жизненных траекторий лиц с ограниченными возможностями здоровья: методологический дискурс и типология // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, социокинетика. 2017. Т. 23. № 3. С. 210–217. EDN: ZUCJWV.
18. Хазова С.А., Бардашевич Е.М. Ресурсная роль Я-концепции в совладающем поведении подростков // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития. М.: Институт психологии РАН, 2017. С. 1064–1071. EDN: ZVEAXV.
19. Казакова Т.В., Фирер Н.Д., Суслова Д.В. Взаимосвязь копинг-механизмов с показателями социально-психологической адаптации (на примере людей с ОВЗ) // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. С. 256–259. EDN: XSFZHZ.
20. Sommantico M., Parrello S., Rosa B. Adult siblings of people with and without intellectual and developmental disabilities: Sibling relationship attitudes and psychosocial outcomes // Research in Developmental Disabilities. 2020. Vol. 99. Article number 103594. DOI: 10.1016/j.ridd.2020.103594.
21. Робустова Е.В., Баглюк С.Б. Личностные и мотивационные особенности обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при интегрированном обучении с условно здоровыми учащимися // Высшее образование сегодня. 2017. № 4. С. 55–61. EDN: YNUBAB.
22. Collins J., Barnoux M., Langdon P.E. Adults with intellectual disabilities and/or autism who deliberately set fires: A systematic review // Aggression and Violent Behavior. 2021. Vol. 56. Article number 101545. DOI: 10.1016/j.avb.2020.101545.
23. Адеева Т.Н., Тихонова И.В. Самоэффективность, рефлексия и ресурсы совладания со стрессом: возрастные особенности и детерминация // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27. № 4. С. 208–216. DOI: 10.34216/2073-1426-2021-27-4-208-216.
24. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45–57. EDN: OOYBSN.
25. Ромек В.Г., Шварцер Р., Ерусалем М. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71–77. EDN: VLYGQL.
26. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Институт психологии РАН, 2012. 288 с.
27. Махнач А.В., Постылякова Ю.В. CRIS: опросник оценки ресурсов совладания со стрессом // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М.: Институт психологии РАН, 1999. С. 282–302. EDN: VQQADD.
28. Екимчик О.А., Крюкова Т.Л. Русскоязычная адаптация опросника самовоспринимаемой гибкости совладания со стрессом // Вопросы психологии. 2020. № 5. С. 145–156. EDN: ZBIFXF.
29. Hobfoll S.E., Halbesleben J., Neveu J.-P., Westman M. Conservation of Resources in the Organizational Context: The Reality of Resources and Their Consequences // The Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2018. Vol. 5. P. 103–128. DOI: 10.1146/annurev-orgpsych-032117-104640.
Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2022; : 41-48
The content and interrelations of resources and cognitive-personal characteristics among the adolescents with visual impairments
Adeeva Tatiana Nikolaevna, Tikhonova Inna Viktorovna, Khazova Svetlana Abdurakhmanovna
https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-4-41-48Abstract
Health limitations are traditionally considered in psychology as difficult living conditions determining the specifics of personal development and related to the necessity of updating the resource system. The problem of the resource content specifics in the situation of health limitations did not find proper attention in psychology for a long time. The variety of external and internal resources raises the question about the factors causing them, about the search for the person’s qualities or abilities determining the resources updating. The paper presents the semantics of the resource concept in the group of adolescents with visual impairments, describes the basic interrelations of resources and cognitive-personal characteristics (reflection, self-efficacy), resources and coping strategies. Most frequently, visually impaired adolescents define a resource as a means to achieve a goal, as a potential and opportunities available to a person. The main function of a resource for teenagers is to help and support. Less frequently, the adolescents use the references to personal qualities as a resource. From the point of view of visually impaired adolescents, the social support resource is the most significant, and the stress control resource is less significant, which can be explained by age specifics. The authors identified fair direct correlation relationships between such resources as confidence, social support and parameters of self-efficacy and reflection. For visually impaired adolescents, the systemic use of parameters of reflection and resources proved to be important. The set of reflection parameters is both a health resource predictor and a multiple coping predictor. The use of a set of reflection parameters by adolescents determines the application of the social support and health resource. The communication reflection has the greatest influence on the use of the social support resource. The systemic use of the coping resources determines the self-efficacy parameter.
References
1. Aitchison B., Rushton A.B., Martin P., Barr M., Soundy A., Heneghan N.R. The experiences and perceived health benefits of individuals with a disability participating in sport: A systematic review and narrative synthesis // Disability and Health Journal. 2022. Vol. 15. № 1. Article number 101164. DOI: 10.1016/j.dhjo.2021.101164.
2. Anizam M.Y., Manisah M.A., Amla M.S. Youth Workers with Disabilities: The Views of Employers in Malaysia // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 204. P. 105–113. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.08.122.
3. Gromisch E.S., Neto L.O., Turner A.P. What Biopsychosocial Factors Explain Self-management Behaviors in Multiple Sclerosis? The Role of Demographics, Cognition, Personality, and Psychosocial and Physical Functioning // Archives of Physical Medicine and Rehabilitation. 2021. Vol. 102. № 10. P. 1982–1988.e4. DOI: 10.1016/j.apmr.2021.05.012.
4. Leont'ev D.A. Razvitie lichnosti v norme i v zatrudnennykh usloviyakh // Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. 2014. T. 10. № 3. S. 97–106. EDN: TCBZVL.
5. Leont'ev D.A., Lebedeva A.A., Silant'eva T.A. Mesto i funktsii sotsial'noi podderzhki v strukture lichnostnykh resursov lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. 2015. T. 11. № 3. S. 120–134. DOI: 10.17759/chp.2015110311.
6. Kayama M., Johnstone Ch., Limaye S. Adjusting the “self” in social interaction: Disability and stigmatization in India // Children and Youth Services Review. 2019. Vol. 96. P. 463–474. DOI: 10.1016/j.childyouth.2018.11.047.
7. Hall J.P., Ipsen C., Kurth N.K., McCormick S., Chambless C. How family crises may limit engagement of youth with disabilities in services to support successful transitions to postsecondary education and employment // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 118. Article number 105339. DOI: 10.1016/j.childyouth.2020.105339.
8. Emerson E., Fortune N., Aitken Z., Hatton C., Stancliffe R., Llewellyn G. The wellbeing of working-age adults with and without disability in the UK: Associations with age, gender, ethnicity, partnership status, educational attainment and employment status // Disability and Health Journal. 2020. Vol. 13. № 3. Article number 100889. DOI: 10.1016/j.dhjo.2020.100889.
9. Xie Z., Tanner R., Striley C.L., Marlow N.M. Association of functional disability with mental health services use and perceived unmet needs for mental health care among adults with serious mental illness // Journal of Affective Disorders. 2022. Vol. 299. P. 449–455. DOI: 10.1016/j.jad.2021.12.040.
10. Estrada-López M., Reguera-García M.M., Pérez Rivera F.J., Molina A.J. Physical disability and personality traits in multiple sclerosis // Multiple Sclerosis and Related Disorders. 2020. Vol. 37. Article number 101465. DOI: 10.1016/j.msard.2019.101465.
11. Luu T.T. The well-being among hospitability employees with disabilities: The role of disability inclusive benevolent leadership // International Journal of Hospitality Management. 2019. Vol. 80. P. 25–35. DOI: 10.1016/j.ijhm.2019.01.004.
12. Dietmaier J.-M., von dem Knesebeck O., Heesen C., Kofahl C. Personality and its association with self-management in multiple sclerosis // Multiple Sclerosis and Related Disorders. 2022. Vol. 61. Article number 103752. DOI: 10.1016/j.msard.2022.103752.
13. Park Y.M., Kim H.Y., Kim J.Y., Kim S.R., Choe Y.H. Relationship between type D personality, symptoms, cancer stigma, and quality of life among patients with lung cancer // European Journal of Oncology Nursing. 2022. Vol. 57. Article number 102098. DOI: 10.1016/j.ejon.2022.102098.
14. Khosravi M., Hassani F. The protective effect of emotional intelligence on suicidality: A multiple mediation model among patients with borderline personality disorder // Personality and Individual Differences. 2022. Vol. 189. Article number 111488. DOI: 10.1016/j.paid.2021.111488.
15. Kalashnikova S.A. Zhiznennoe samoopredelenie cheloveka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: k probleme svobody lichnosti // Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im. N.G. Chernyshevskogo. 2012. № 5. S. 220–226. EDN: PFOVBX.
16. Shorey S., Debby E. The Lived Experiences of Children and Adolescents with Non-Communicable Disease: A Systematic Review of Qualitative Studies // Journal of Pediatric Nursing. 2020. Vol. 51. P. 75–84. DOI: 10.1016/j.pedn.2019.12.013.
17. Tikhonova I.V., Adeeva T.N. Issledovanie zhiznennykh traektorii lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: metodologicheskii diskurs i tipologiya // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya, sotsiokinetika. 2017. T. 23. № 3. S. 210–217. EDN: ZUCJWV.
18. Khazova S.A., Bardashevich E.M. Resursnaya rol' Ya-kontseptsii v sovladayushchem povedenii podrostkov // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya sovremennoi psikhologii: rezul'taty i perspektivy razvitiya. M.: Institut psikhologii RAN, 2017. S. 1064–1071. EDN: ZVEAXV.
19. Kazakova T.V., Firer N.D., Suslova D.V. Vzaimosvyaz' koping-mekhanizmov s pokazatelyami sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii (na primere lyudei s OVZ) // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020. № 67-3. S. 256–259. EDN: XSFZHZ.
20. Sommantico M., Parrello S., Rosa B. Adult siblings of people with and without intellectual and developmental disabilities: Sibling relationship attitudes and psychosocial outcomes // Research in Developmental Disabilities. 2020. Vol. 99. Article number 103594. DOI: 10.1016/j.ridd.2020.103594.
21. Robustova E.V., Baglyuk S.B. Lichnostnye i motivatsionnye osobennosti obucheniya studentov s invalidnost'yu i ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya pri integrirovannom obuchenii s uslovno zdorovymi uchashchimisya // Vysshee obrazovanie segodnya. 2017. № 4. S. 55–61. EDN: YNUBAB.
22. Collins J., Barnoux M., Langdon P.E. Adults with intellectual disabilities and/or autism who deliberately set fires: A systematic review // Aggression and Violent Behavior. 2021. Vol. 56. Article number 101545. DOI: 10.1016/j.avb.2020.101545.
23. Adeeva T.N., Tikhonova I.V. Samoeffektivnost', refleksiya i resursy sovladaniya so stressom: vozrastnye osobennosti i determinatsiya // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. 2021. T. 27. № 4. S. 208–216. DOI: 10.34216/2073-1426-2021-27-4-208-216.
24. Karpov A.V. Refleksivnost' kak psikhicheskoe svoistvo i metodika ee diagnostiki // Psikhologicheskii zhurnal. 2003. T. 24. № 5. S. 45–57. EDN: OOYBSN.
25. Romek V.G., Shvartser R., Erusalem M. Russkaya versiya shkaly obshchei samoeffektivnosti R. Shvartsera i M. Erusalema // Inostrannaya psikhologiya. 1996. № 7. S. 71–77. EDN: VLYGQL.
26. Kholodnaya M.A. Psikhologiya ponyatiinogo myshleniya: Ot kontseptual'nykh struktur k ponyatiinym sposobnostyam. M.: Institut psikhologii RAN, 2012. 288 s.
27. Makhnach A.V., Postylyakova Yu.V. CRIS: oprosnik otsenki resursov sovladaniya so stressom // Problemnost' v professional'noi deyatel'nosti: teoriya i metody psikhologicheskogo analiza. M.: Institut psikhologii RAN, 1999. S. 282–302. EDN: VQQADD.
28. Ekimchik O.A., Kryukova T.L. Russkoyazychnaya adaptatsiya oprosnika samovosprinimaemoi gibkosti sovladaniya so stressom // Voprosy psikhologii. 2020. № 5. S. 145–156. EDN: ZBIFXF.
29. Hobfoll S.E., Halbesleben J., Neveu J.-P., Westman M. Conservation of Resources in the Organizational Context: The Reality of Resources and Their Consequences // The Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2018. Vol. 5. P. 103–128. DOI: 10.1146/annurev-orgpsych-032117-104640.
События
-
Журнал «Літасфера» присоединился к Elpub! >>>
22 июл 2025 | 11:00 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Труды НИИСИ» >>>
21 июл 2025 | 10:43 -
Журнал «Успехи наук о животных» присоединился к Elpub! >>>
18 июл 2025 | 12:37 -
Журнал «Наука. Инновации. Технологии» принят в DOAJ >>>
17 июл 2025 | 12:17 -
К платформе Elpub присоединился журнал « Библиотечный мир» >>>
15 июл 2025 | 12:17