Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2022; : 32-38

Изучение гравитационных явлений в иноязычной аудитории на примере фильма «Гравитация»

Ульянов Максим Николаевич, Ульянова Евгения Павловна

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-4-32-38

Аннотация

Стремительное развитие цифровых технологий и актуализация дистанционного образования создает необходимые условия для активного использования видеоматериала на занятиях в аудитории иностранных студентов. Его включение в процесс изучения физики, несомненно, имеет практическую значимость. При этом демонстрация фильма не является самоцелью – ключевую роль играет система предпросмотровых, просмотровых и постпросмотровых заданий, что позволяет обеспечить качественное понимание информации, повышает мотивацию обучающихся и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине. Целью настоящей статьи стало описание основных этапов и приемов работы над видеофильмом на занятии по физике. Внимание авторов сосредоточено на наглядной демонстрации основных законов и явлений физики, для чего выбран оскароносный фильм Альфонсо Куарона «Гравитация». Представлены типы заданий и упражнений, которые позволяют подготовить обучающихся к просмотру и пониманию фильма, а также осуществить контроль усвоения теоретической и практической информации. В ходе исследования были проведены опросы студентов, выявляющие трудности восприятия фильма, качество понимания и усвоения изучаемого материала, положительные и отрицательные стороны организации проведенного занятия. В результате исследования установлено, что такая форма занятия позволяет студентам научиться излагать изученный материал, решать поставленные задачи, строить гипотезы, научно аргументировать свою точку зрения, грамотно отвечать на вопросы. Следует отметить практическую направленность статьи, которая видится в представлении полностью готового занятия, адаптированного под уровень учащегося – слушателя подготовительного факультета, бакалавра или магистра.

Список литературы

1. Стрельчук Е.Н. Ради чего стоит жить. Современный художественный фильм о Великой отечественной войне и его презентация в иностранной аудитории // Русский язык за рубежом. 2011. № 1. С. 95–101. EDN: NDLPJX.

2. Чайбок-Тверефу И. Использование кинофильмов на практических занятиях РКИ // Русский язык за рубежом. 2010. № 4. С. 96–100. EDN: MVMFDL.

3. Ульянова Е.П., Ульянов М.Н. Формирование коммуникативной компетенции на занятиях по литературе в аудитории иностранных студентов // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2022. Т. 26. № 1. С. 181–193. DOI: 10.18522/1995-0640-2022-1-181-193.

4. Ульянова Е.П., Ульянов М.Н. Пресс-конференция как форма интерактивного обучения русскому как иностранному // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. № 1. С. 70–75. DOI: 10.52070/2500-3488_2022_1_842_70.

5. Ульянова Е.П., Ульянов М.Н. «Занимательная» теория относительности на занятиях РКИ: просмотр художественного фильма «Интерстеллар» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2021. № 4. С. 23–29. DOI: 10.18323/2221-5662-2021-4-23-29.

6. Ульянов М.Н., Ульянова Е.П. Интегративный подход в организации занятия по физике для иностранцев // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 15. № 9. С. 1253–1268. EDN: ZGFICT.

7. Мельник Ю.А., Руссу К.Р. Лингводидактический потенциал современных художественных фильмов на занятиях по русскому языку как иностранному // Неофилология. 2021. Т. 7. № 25. С. 111–120. DOI: 10.20310/2587-6953-2021-7-25-111-120.

8. Иванова И.С., Ильина С.А. Обучение аудированию на материале художественного фильма (на примере киноленты «Ирония судьбы, или С легким паром!») // Педагогическое образование в России. 2016. № 12. С. 77–82. DOI: 10.26170/po16-12-15.

9. Березняцкая М.А., Денисенко А.В. Аутентичный художественный фильм как средство обучения русскому языку как иностранному // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9-3. С. 204–207. EDN: WKDXSN.

10. Назаренко Е.Б., Халявина Д.В. Современные фильмы на уроках РКИ. «Питер FM» // Русский язык за рубежом. 2014. № 2. С. 41–47. EDN: SHOXYD.

11. Березняцкая М.А., Денисенко А.В., Калинина Ю.М. Работа с аутентичными аудиовизуальными материалами на уроках РКИ (на примере кинокомедии Т. Бекмамбетова «Ёлки») // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. № 192. С. 168–177. EDN: MTVRQZ.

12. Чечик И.В. Художественный фильм о Великой Отечественной войне на занятиях по РКИ как эффективное средство формирования лингвокультурной компетенции иностранных студентов // Современное педагогическое образование. 2019. № 11. С. 221–225. EDN: PVASFO.

13. Кашпирева Т.Б. Поговорим «Про любоff»: формирование лингвокультурной компетенции учащихся, изучающих русский язык как иностранный // Мир русского слова. 2017. № 3. С. 106–111. EDN: ZQQYGR.

14. Кабяк Н.В., Кудрявцева Е.Л. «Дом для Кузьки». Анимация в обучении детей-билингвов 6-7 лет (развивающий урок) // Русский язык за рубежом. 2014. № 2. С. 4–21. EDN: SHOXWP.

15. Тумакова Е.В., Драчева С.О. Анимационные ресурсы на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере мультипликационного сериала «Смешарики») // Русский язык за рубежом. 2018. № 2. С. 102–113. EDN: YXOVGR.

16. Ефремова М., Королева И.А. Мультфильмы на уроках РКИ как средство формирования иноязычной социокультурной и коммуникативной компетенции // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 8. С. 25–29. EDN: HAFOWQ.

17. Мельник Ю. Работа с видеоматериалами на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере русской сказки) // Филология и культура. 2017. № 4. С. 209–213. EDN: YLSISN.

18. Мельник Ю.А. Мультфильм-сказка на занятии по русскому языку как иностранному: проблемный подход // Филология и культура. 2016. № 3. С. 190–195. EDN: XCSYFH.

19. Ариас А.-М. Художественный фильм как средство формирования лингвосоциокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку в ВУЗе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 8. С. 7–13. EDN: WKDVET.

20. Дармилова С.В. Использование художественных фильмов в процессе формирования межкультурной и коммуникативной компетенции в вузе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 170–172. EDN: KVUULR.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2022; : 32-38

Studying gravitation phenomena in a foreign-language audience using the example of the “Gravity” movie

Ulyanov Maxim Nikolaevich, Ulyanova Evgeniya Pavlovna

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-4-32-38

Abstract

The rapid development of digital technologies and actualization of online education create the necessary conditions for the active use of a video material when teaching foreign students. Its application in the process of learning physics is definitely of considerable practical importance. However, the film demonstration is not a goal in itself – the system of previewing, viewing, and post-viewing tasks plays a key role, which allows ensuring a qualitative understanding of the information, improves the students’ motivation, and promotes the formation of interest in the studied discipline. This paper was aimed to describe the main stages and methods of work with a video film in a physics class. The authors focused their attention on the visual demonstration of the basic laws and phenomena of physics; for this purpose, the Oscar-winning film “Gravity” by Alfonso Cuaron was chosen. The paper presents the types of tasks and exercises that allow preparing students for watching and understanding the film, as well as controlling the assimilation of theoretical and practical information. During the study, the authors conducted the surveys of the students to identify difficulties of film perception, the quality of understanding and acquiring of the studied material, pros and cons of organizing a lesson. As a result of the study, the authors identified that such form of a lesson allows the students to present the studied material, solve problems, form hypotheses, scientifically argue their point of view, and competently answer questions. The practical orientation of this paper is in the presentation of a well-planned lesson adapted to the level of a student – a pre-university training student, a bachelor, or a master.

References

1. Strel'chuk E.N. Radi chego stoit zhit'. Sovremennyi khudozhestvennyi fil'm o Velikoi otechestvennoi voine i ego prezentatsiya v inostrannoi auditorii // Russkii yazyk za rubezhom. 2011. № 1. S. 95–101. EDN: NDLPJX.

2. Chaibok-Tverefu I. Ispol'zovanie kinofil'mov na prakticheskikh zanyatiyakh RKI // Russkii yazyk za rubezhom. 2010. № 4. S. 96–100. EDN: MVMFDL.

3. Ul'yanova E.P., Ul'yanov M.N. Formirovanie kommunikativnoi kompetentsii na zanyatiyakh po literature v auditorii inostrannykh studentov // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Filologicheskie nauki. 2022. T. 26. № 1. S. 181–193. DOI: 10.18522/1995-0640-2022-1-181-193.

4. Ul'yanova E.P., Ul'yanov M.N. Press-konferentsiya kak forma interaktivnogo obucheniya russkomu kak inostrannomu // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2022. № 1. S. 70–75. DOI: 10.52070/2500-3488_2022_1_842_70.

5. Ul'yanova E.P., Ul'yanov M.N. «Zanimatel'naya» teoriya otnositel'nosti na zanyatiyakh RKI: prosmotr khudozhestvennogo fil'ma «Interstellar» // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. 2021. № 4. S. 23–29. DOI: 10.18323/2221-5662-2021-4-23-29.

6. Ul'yanov M.N., Ul'yanova E.P. Integrativnyi podkhod v organizatsii zanyatiya po fizike dlya inostrantsev // Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2022. T. 15. № 9. S. 1253–1268. EDN: ZGFICT.

7. Mel'nik Yu.A., Russu K.R. Lingvodidakticheskii potentsial sovremennykh khudozhestvennykh fil'mov na zanyatiyakh po russkomu yazyku kak inostrannomu // Neofilologiya. 2021. T. 7. № 25. S. 111–120. DOI: 10.20310/2587-6953-2021-7-25-111-120.

8. Ivanova I.S., Il'ina S.A. Obuchenie audirovaniyu na materiale khudozhestvennogo fil'ma (na primere kinolenty «Ironiya sud'by, ili S legkim parom!») // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. № 12. S. 77–82. DOI: 10.26170/po16-12-15.

9. Bereznyatskaya M.A., Denisenko A.V. Autentichnyi khudozhestvennyi fil'm kak sredstvo obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2016. № 9-3. S. 204–207. EDN: WKDXSN.

10. Nazarenko E.B., Khalyavina D.V. Sovremennye fil'my na urokakh RKI. «Piter FM» // Russkii yazyk za rubezhom. 2014. № 2. S. 41–47. EDN: SHOXYD.

11. Bereznyatskaya M.A., Denisenko A.V., Kalinina Yu.M. Rabota s autentichnymi audiovizual'nymi materialami na urokakh RKI (na primere kinokomedii T. Bekmambetova «Elki») // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2019. № 192. S. 168–177. EDN: MTVRQZ.

12. Chechik I.V. Khudozhestvennyi fil'm o Velikoi Otechestvennoi voine na zanyatiyakh po RKI kak effektivnoe sredstvo formirovaniya lingvokul'turnoi kompetentsii inostrannykh studentov // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2019. № 11. S. 221–225. EDN: PVASFO.

13. Kashpireva T.B. Pogovorim «Pro lyuboff»: formirovanie lingvokul'turnoi kompetentsii uchashchikhsya, izuchayushchikh russkii yazyk kak inostrannyi // Mir russkogo slova. 2017. № 3. S. 106–111. EDN: ZQQYGR.

14. Kabyak N.V., Kudryavtseva E.L. «Dom dlya Kuz'ki». Animatsiya v obuchenii detei-bilingvov 6-7 let (razvivayushchii urok) // Russkii yazyk za rubezhom. 2014. № 2. S. 4–21. EDN: SHOXWP.

15. Tumakova E.V., Dracheva S.O. Animatsionnye resursy na zanyatiyakh po russkomu yazyku kak inostrannomu (na primere mul'tiplikatsionnogo seriala «Smeshariki») // Russkii yazyk za rubezhom. 2018. № 2. S. 102–113. EDN: YXOVGR.

16. Efremova M., Koroleva I.A. Mul'tfil'my na urokakh RKI kak sredstvo formirovaniya inoyazychnoi sotsiokul'turnoi i kommunikativnoi kompetentsii // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2020. № 8. S. 25–29. EDN: HAFOWQ.

17. Mel'nik Yu. Rabota s videomaterialami na zanyatiyakh po russkomu yazyku kak inostrannomu (na primere russkoi skazki) // Filologiya i kul'tura. 2017. № 4. S. 209–213. EDN: YLSISN.

18. Mel'nik Yu.A. Mul'tfil'm-skazka na zanyatii po russkomu yazyku kak inostrannomu: problemnyi podkhod // Filologiya i kul'tura. 2016. № 3. S. 190–195. EDN: XCSYFH.

19. Arias A.-M. Khudozhestvennyi fil'm kak sredstvo formirovaniya lingvosotsiokul'turnoi kompetentsii na zanyatiyakh po inostrannomu yazyku v VUZe // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2016. № 8. S. 7–13. EDN: WKDVET.

20. Darmilova S.V. Ispol'zovanie khudozhestvennykh fil'mov v protsesse formirovaniya mezhkul'turnoi i kommunikativnoi kompetentsii v vuze // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya. 2009. № 3. S. 170–172. EDN: KVUULR.