Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2022; : 9-16

Особенности формирования инклюзивной грамотности студентов педагогических и непедагогических направлений подготовки в вузе

Горюнова Лилия Васильевна, Тимченко Екатерина Сергеевна, Тимченко Иван Владимирович

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-4-9-16

Аннотация

В настоящее время ориентиры социальной и образовательной инклюзии находят отражение в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования последнего поколения в виде компетентностного результата будущего выпускника вуза. Инклюзивная компетенция должна быть сформирована у выпускников всех направлений подготовки, независимо от характера их будущей профессиональной деятельности. Большинство преподавателей вуза выражают сомнение в необходимости выведения инклюзивной компетенции в ранг универсальных, опираясь на специфику формулировки данной компетенции, представленной во ФГОС ВО бакалавриата и специалитета. В исследовании предлагается альтернатива инклюзивной компетенции, в качестве которой рассматривается инклюзивная грамотность, определяемая авторами с точки зрения функционального подхода к различным сторонам жизни человека. В работе обосновывается целесообразность рассмотрения именно инклюзивной грамотности, а не компетенции или культуры; формулируется содержательное определение инклюзивной грамотности в контексте широкого понимания инклюзии. Проведен опрос 386 студентов Южного федерального университета, обучающихся на педагогических и непедагогических направлениях подготовки. На основе анализа результатов опроса выделены проблемы общего и специфического характера, возникающие при реализации практики формирования инклюзивной грамотности у студентов педагогических и непедагогических направлений подготовки: недостаточное понимание сути инклюзии и ее рассмотрение большинством студентов преимущественно в узком контексте; недостаточная осведомленность о нормативно-правовых основаниях социальной и образовательной инклюзии; формализованное отношение к тематике инклюзии, опосредованное спецификой направлений подготовки. Результаты исследования показывают, что необходим пересмотр содержания инклюзивной компетенции, зафиксированной в ФГОС ВО 3++, в контексте широкого понимания инклюзии и соотнесение его с функциональной инклюзивной грамотностью.

Список литературы

1. Алехина С.В. Развитие инклюзивного образования в свете нового закона «Об образовании в Российской Федерации» // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2013. № 1. С. 073–078. EDN: RKBPKV.

2. Ахметова Д.З. Инклюзивное образование – путь к инклюзивному обществу // Педагогическое образование и наука. 2014. № 1. С. 65–70. EDN: SGGRKR.

3. Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Оценка инклюзивного процесса как инструмент проектирования инклюзии в образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 5. C. 116–126. DOI: 10.17759/pse.2021260509.

4. Дьячкова М.А., Томюк О.Н., Шуталева А.В., Дудчик А.Ю. Инклюзивная организационная культура как культура принятия разнообразия и взаимопонимания // Перспективы науки и образования. 2019. № 5. С. 373–385. DOI: 10.32744/pse.2019.5.26.

5. Гох А.Ф., Шестакова Н.Н., Юрков Д.В. Инклюзивная культура: от образовательного к социокультурному контексту // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2019. № 2. С. 189–198. EDN: ZTQSCL.

6. Музыка О.А., Попов В.В. Актуальность проблемы формирования инклюзивной культуры: научный дискурс // Социология. 2020. № 1. С. 232–237. EDN: BBDJPT.

7. Якубова Ф.Р. Инклюзивная культура – ключевой фактор успешности инклюзивного образования // Наука и школа. 2020. № 1. С. 123–129. EDN: UISDSL.

8. Налобина А.Н., Ульжекова Н.Т., Стоцкая Е.С. От спорта адаптивного к спорту инклюзивному: успешный опыт перехода // Адаптивная физическая культура. 2022. Т. 91. № 3. С. 37–39. EDN: NNWUEV.

9. Стадник Е.Г., Тючкалов Р.К., Евсеева О.С., Сысоева Е.Ю. Проблемы развития инклюзивного спорта как фактора социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 11. С. 426–432. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p426-432.

10. Упорникова И.В., Завьялов А.А., Козлова Е.В. Правовые аспекты развития инклюзивного туризма // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 12. С. 79–82. EDN: BGXJLI.

11. Чурилина И.Н., Ларченко Л.В., Анисимов Т.Ю., Волков А.М. Инклюзивный туризм как инновационный метод реабилитации и восстановления благополучия человека // Инновации. 2021. № 1. С. 79–84. DOI: 10.26310/2071-3010.2021.267.1.011.

12. Короткова С.Г. Проектирование универсальной среды с использованием специальных средств доступности для маломобильных людей // Архитектура и современные информационные технологии. 2020. № 1. С. 154–164. DOI: 10.24411/1998-4839-2020-15010.

13. Бухтиярова И.Н. Информационные технологии как фактор развития современного инклюзивного общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 6-1. С. 118–121. EDN: TZBPUJ.

14. Антилогова Л.Н., Пустовалова Н.И., Лазаренко Д.В. Проблемы и перспективы создания инклюзивного общества // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 3. С. 3948–3958. EDN: JYFPHH.

15. Горюнова Л.В. Модель формирования инклюзивной компетентности педагога в процессе его профессиональной подготовки // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2018. № 2. С. 57–63. EDN: XRFJHF.

16. Инденбаум Е.Л. Инклюзивная компетентность как перспектива современного педагогического образования // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 452. С. 194–204. DOI: 10.17223/15617793/452/24.

17. Ромашевская Е.С. Подготовка педагогов к проектированию инклюзивного образовательного пространства: аспекты теории и практики. Ростов н/Д.: Южный федеральный университет, 2018. 144 с. EDN: VYCBBA.

18. Чиндина Л.А., Берсенев М.В., Козлитина А.Л. Развитие образовательного пространства через увеличение степени инклюзии (мировой опыт) // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 437. С. 188–196. DOI: 10.17223/15617793/437/27.

19. Горюнова Л.В., Тимченко Е.С., Тимченко И.В. Формирование инклюзивной грамотности студентов вуза: от концептуальной идеи к реальной практике. Ростов н/Д.: Южный федеральный университет, 2021. 130 с. EDN: DPIAHK.

20. Горюнова Л.В., Тимченко Е.С., Тимченко И.В. Формирование инклюзивной грамотности студентов вузе: анализ эффективности организационных моделей учебного процесса // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. № 6. С. 828–834. DOI: 10.30853/ped200162.

21. Горюнова Л.В., Тимченко Е.С., Тимченко И.В. Инклюзивная грамотность студентов вуза: общая характеристика, способы формирования, влияние в контексте профессионального развития // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 6. С. 1027–1034. DOI: 10.30853/ped20210135.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2022; : 9-16

Special aspects of formation of inclusive literacy of the students of pedagogical and non-pedagogical training at a university

Goryunova Liliya Vasilievna, Timchenko Ekaterina Sergeevna, Timchenko Ivan Vladimirovich

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-4-9-16

Abstract

Nowadays, the guidelines of the social and educational inclusion are reflected in the federal state educational standards of higher education of the latest generation in the form of the competence-based results of a future university graduate. The inclusive competence must be formed by the graduates of all training programs regardless of the nature of their future professional activity. Most university teachers express a doubt about the necessity of making the inclusive competence universal, based on the specific wording of this competence represented in the federal state educational standards of higher education for bachelors and specialists. The study proposes the inclusive literacy as an alternative to the inclusive competence, which is defined by the authors in the context of a functional approach to different aspects of human life. The paper justifies the expediency of considering the inclusive literacy rather than a competence or culture; formulates the content definition of the inclusive literacy in the context of a broad understanding of inclusion. The authors conducted a survey of 386 students of the Southern Federal University studying under the pedagogical and non-pedagogical training programs. Based on the analysis of the survey results, the authors identified common and specific problems occurring when implementing the practice of the inclusive literacy formation by the students of pedagogical and non-pedagogical training programs: the insufficient understanding of the essence of inclusion and its considering by the majority of the students mostly in the narrow context; low awareness about the regulatory grounds of the social and educational inclusion; formal attitude to the inclusion issues mediated by the specifics of training programs. The results of the study show that it is necessary to review the content of the inclusive competence recorded in the Federal State Educational Standard of Higher Education 3++ in the context of broad understanding of the inclusion and its correlation with the functional inclusive literacy.

References

1. Alekhina S.V. Razvitie inklyuzivnogo obrazovaniya v svete novogo zakona «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» // Byulleten' Uchebno-metodicheskogo ob\"edineniya vuzov RF po psikhologo-pedagogicheskomu obrazovaniyu. 2013. № 1. S. 073–078. EDN: RKBPKV.

2. Akhmetova D.Z. Inklyuzivnoe obrazovanie – put' k inklyuzivnomu obshchestvu // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2014. № 1. S. 65–70. EDN: SGGRKR.

3. Alekhina S.V., Mel'nik Yu.V., Samsonova E.V., Shemanov A.Yu. Otsenka inklyuzivnogo protsessa kak instrument proektirovaniya inklyuzii v obrazovatel'noi organizatsii // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2021. T. 26. № 5. C. 116–126. DOI: 10.17759/pse.2021260509.

4. D'yachkova M.A., Tomyuk O.N., Shutaleva A.V., Dudchik A.Yu. Inklyuzivnaya organizatsionnaya kul'tura kak kul'tura prinyatiya raznoobraziya i vzaimoponimaniya // Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2019. № 5. S. 373–385. DOI: 10.32744/pse.2019.5.26.

5. Gokh A.F., Shestakova N.N., Yurkov D.V. Inklyuzivnaya kul'tura: ot obrazovatel'nogo k sotsiokul'turnomu kontekstu // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. 2019. № 2. S. 189–198. EDN: ZTQSCL.

6. Muzyka O.A., Popov V.V. Aktual'nost' problemy formirovaniya inklyuzivnoi kul'tury: nauchnyi diskurs // Sotsiologiya. 2020. № 1. S. 232–237. EDN: BBDJPT.

7. Yakubova F.R. Inklyuzivnaya kul'tura – klyuchevoi faktor uspeshnosti inklyuzivnogo obrazovaniya // Nauka i shkola. 2020. № 1. S. 123–129. EDN: UISDSL.

8. Nalobina A.N., Ul'zhekova N.T., Stotskaya E.S. Ot sporta adaptivnogo k sportu inklyuzivnomu: uspeshnyi opyt perekhoda // Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura. 2022. T. 91. № 3. S. 37–39. EDN: NNWUEV.

9. Stadnik E.G., Tyuchkalov R.K., Evseeva O.S., Sysoeva E.Yu. Problemy razvitiya inklyuzivnogo sporta kak faktora sotsial'noi adaptatsii lyudei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2021. № 11. S. 426–432. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p426-432.

10. Upornikova I.V., Zav'yalov A.A., Kozlova E.V. Pravovye aspekty razvitiya inklyuzivnogo turizma // Nauka i obrazovanie: khozyaistvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2020. № 12. S. 79–82. EDN: BGXJLI.

11. Churilina I.N., Larchenko L.V., Anisimov T.Yu., Volkov A.M. Inklyuzivnyi turizm kak innovatsionnyi metod reabilitatsii i vosstanovleniya blagopoluchiya cheloveka // Innovatsii. 2021. № 1. S. 79–84. DOI: 10.26310/2071-3010.2021.267.1.011.

12. Korotkova S.G. Proektirovanie universal'noi sredy s ispol'zovaniem spetsial'nykh sredstv dostupnosti dlya malomobil'nykh lyudei // Arkhitektura i sovremennye informatsionnye tekhnologii. 2020. № 1. S. 154–164. DOI: 10.24411/1998-4839-2020-15010.

13. Bukhtiyarova I.N. Informatsionnye tekhnologii kak faktor razvitiya sovremennogo inklyuzivnogo obshchestva // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2015. № 6-1. S. 118–121. EDN: TZBPUJ.

14. Antilogova L.N., Pustovalova N.I., Lazarenko D.V. Problemy i perspektivy sozdaniya inklyuzivnogo obshchestva // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2020. T. 10. № 3. S. 3948–3958. EDN: JYFPHH.

15. Goryunova L.V. Model' formirovaniya inklyuzivnoi kompetentnosti pedagoga v protsesse ego professional'noi podgotovki // Gumanitarnye nauki (g. Yalta). 2018. № 2. S. 57–63. EDN: XRFJHF.

16. Indenbaum E.L. Inklyuzivnaya kompetentnost' kak perspektiva sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. № 452. S. 194–204. DOI: 10.17223/15617793/452/24.

17. Romashevskaya E.S. Podgotovka pedagogov k proektirovaniyu inklyuzivnogo obrazovatel'nogo prostranstva: aspekty teorii i praktiki. Rostov n/D.: Yuzhnyi federal'nyi universitet, 2018. 144 s. EDN: VYCBBA.

18. Chindina L.A., Bersenev M.V., Kozlitina A.L. Razvitie obrazovatel'nogo prostranstva cherez uvelichenie stepeni inklyuzii (mirovoi opyt) // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. № 437. S. 188–196. DOI: 10.17223/15617793/437/27.

19. Goryunova L.V., Timchenko E.S., Timchenko I.V. Formirovanie inklyuzivnoi gramotnosti studentov vuza: ot kontseptual'noi idei k real'noi praktike. Rostov n/D.: Yuzhnyi federal'nyi universitet, 2021. 130 s. EDN: DPIAHK.

20. Goryunova L.V., Timchenko E.S., Timchenko I.V. Formirovanie inklyuzivnoi gramotnosti studentov vuze: analiz effektivnosti organizatsionnykh modelei uchebnogo protsessa // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2020. T. 5. № 6. S. 828–834. DOI: 10.30853/ped200162.

21. Goryunova L.V., Timchenko E.S., Timchenko I.V. Inklyuzivnaya gramotnost' studentov vuza: obshchaya kharakteristika, sposoby formirovaniya, vliyanie v kontekste professional'nogo razvitiya // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2021. T. 6. № 6. S. 1027–1034. DOI: 10.30853/ped20210135.