Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019; : 31-38

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК РЕСУРСЫ И ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Агафонова С. В., Кармазина Н. М.

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-4-31-38

Аннотация

Современное российское общество переживает последствия сильнейшей нравственной деградации, вызванной социально-экономическими преобразованиями в нашей стране в начале 90-х годов XX века. Хотя ситуация за последнее десятилетие несколько улучшилась, она все еще продолжает оставаться неблагополучной, что негативно сказывается на функционировании и развитии общества. Для решения данной проблемы необходим поиск ресурсов личностного развития молодых людей в возрастном периоде ранней взрослости, способных проявлять в поведении нравственную позицию, осуществлять сознательный выбор добра, а также выявление препятствующих этому факторов. Духовно-нравственные ценности, имеющие положительную связь с показателями личностного развития, могут стать ресурсами для личностного развития молодых людей в периоде ранней взрослости. Эгоцентрические ценности, имеющие отрицательную связь с показателями личностного развития, можно рассматривать как факторы, препятствующие этому процессу.

Проведено эмпирическое исследование иерархии ценностей и показателей личностного развития у молодых людей в периоде ранней взрослости, а также изучена связь между ними. Исследование проводилось с использованием психодиагностических методик: методики «Свободный выбор ценностей» Е.Б. Фанталовой, теста «Добро – Зло» Л.М. Попова. Результаты обрабатывались при помощи методов математической статистики.

Получены данные о том, что для молодых людей наиболее значимыми являются ценности, соответствующие периоду ранней взрослости. Определены эгоцентрические ценности, отрицательно связанные с личностным развитием, и духовно-нравственные ценности, имеющие положительную связь. Значимость эгоцентрических ценностей высокого материального благосостояния, признания, уважения людей и влияния на окружающих для большинства молодых людей выше значимости духовно-нравственных ценностей.

Список литературы

1. Юревич А.В. Эмпирические оценки нравственного состояния современного российского общества // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 168-179.

2. Давыдов В.В., Брушлинский А.В., Братусь Б.С., Зинченко В.П. Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара: Бахрах, 1999. 127 с.

3. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта, 1998. 168 с.

4. Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. М.: Институт психологии РАН, 2008. 240 с.

5. Agafonova S., Bryukhova N., Kaigorodov B. Professional and personal undergraduates’ development in the educational process from the perspective of competency-based approach // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. P. 479-486.

6. Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности. Введение в психологию. М.: Институт психологии РАН, 2009. 656 с.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

8. Robbins B.D. The Heart of Humanistic Psychology: Human Dignity Disclosed Through a Hermeneutic of Love // Journal of Humanistic Psychology. 2015. Vol. 56. № 3. P. 223-237.

9. Леонтьев Д.А., Сулимина О.В. Траектории личностного развития при переходе от детства к взрослости и их динамика в историко-культурном измерении // Горизонты зрелости: сборник научных статей. М.: МГППУ, 2015. С. 14-21.

10. May R. Freedom and destiny. New York: W.W. Norton and Company, 1999. 288 p.

11. Брюхова Н.Г., Агафонова С.В. Человечность и креативность в нравственном развитии молодежи // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 1. С. 39-61.

12. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 382 с.

13. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. 431 с.

14. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being // American psychologist. 2000. Vol. 55. № 2. P. 68-78.

15. Erikson E.N., Erikson J.M. The life cycle completed. New York: W.W. Norton and Company, 1998. 144 p.

16. Дудулин В.В., Лужецкий С.В. Теоретические и прикладные основания нравственно-эстетического воспитания курсантов военных вузов // Мир образования - образование в мире. 2015. № 1. С. 160-164.

17. Привалов Н.И. Развитие мотивации нравственного поведения курсантов // Мир образования - образование в мире. 2015. № 3. С. 267-274.

18. Сапрыгина С.А. Организационно-педагогические условия формирования нравственной ответственности будущего бакалавра в процессе профессионально-культурных практик // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-5. С. 386-393.

19. Зыкина Е.И. Методика развития нравственной устойчивости у студентов - будущих юристов на занятиях по английскому языку // Вестник Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова. 2015. Т. 18. № 3. С. 129-130.

20. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Кн. 1. М.: ПСТГУ, 2013. 360 с.

21. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М.: Сфера, 2001. 464 с.

22. Агафонова С.В. Соотношение нравственного развития и эффективности деятельности // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. Т. 6. № 5. С. 1-12. URL: mir-nauki.com/PDF/07PSMN518.pdf.

23. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: БАХРАХ-М, 2001. 128 с.

24. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.

25. Жарова Е.Н. «Индивидуализм - коллективизм» в ценностных ориентациях студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2009. № 2. С. 132-137.

26. Костакова И.В., Бергис Т.А. Духовно-нравственные детерминанты гармоничной самореализации личности студентов вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019. № 1. С. 62-68.

27. Нуркова В.В. Самоопределяющие нарративы в развитии личности // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 4. C. 22-30.

28. Ходякова Н.В., Митин А.И. Учет психологических механизмов развития личности в проектировании образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 4. C. 101-109.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2019; : 31-38

SPIRITUAL AND MORAL VALUES AS THE RESOURCES AND EGOCENTRIC VALUES AS THE IMPEDIMENTS FOR PERSONAL DEVELOPMENT IN THE EMERGING ADULTHOOD PERIOD

Agafonova S. V., Karmazina N. M.

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-4-31-38

Abstract

Modern Russian society suffers the consequences of great moral degradation caused by social and economic transformations in our country in the early 90s of the XX century. Although the situation has slightly improved over the past decade, it remains unfavorable, which negatively affects the functioning and development of the modern Russian society. To solve this issue, it is necessary to search for the resources for the personal development of young people at the age of the emerging adulthood that can manifest their moral stand through their behavior, carry out the conscious choice of the good, as well as identify factors impeding this. The spiritual and moral values having a positive relationship with the personal development indicators can become the resources for the personal development of young people at the age of emerging adulthood. The egocentric values that have a negative relation with the personal development indicators can be considered as the factors impeding the process. The authors carried out the empirical research of the hierarchy of values and personal development indicators of young people at the age of emerging adulthood and studied the relations between them. The authors carried out the research using psychodiagnostic methods: the method of Free Choice of Values by E.B. Fantalova, The Good and the Evil test by L.M. Popov. The findings were processed using mathematical statistics methods. The results of the study show that for young people, the values of the emerging adulthood period are of primary importance. The study identified both the egocentric values, unfavorable for personal development and spiritual and moral ones, favorable for it. For the majority of young people, the significance of egocentric values of high material well-being, recognition, respect from people, and the influence on those around you is higher than that of spiritual and moral values.

References

1. Yurevich A.V. Empiricheskie otsenki nravstvennogo sostoyaniya sovremennogo rossiiskogo obshchestva // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2018. № 4. S. 168-179.

2. Davydov V.V., Brushlinskii A.V., Bratus' B.S., Zinchenko V.P. Psikhologiya i etika: opyt postroeniya diskussii. Samara: Bakhrakh, 1999. 127 s.

3. Bodalev A.A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: kharakteristiki i usloviya dostizheniya. M.: Flinta, 1998. 168 s.

4. Popov L.M., Golubeva O.Yu., Ustin P.N. Dobro i zlo v eticheskoi psikhologii lichnosti. M.: Institut psikhologii RAN, 2008. 240 s.

5. Agafonova S., Bryukhova N., Kaigorodov B. Professional and personal undergraduates’ development in the educational process from the perspective of competency-based approach // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. P. 479-486.

6. Shadrikov V.D. Ot individa k individual'nosti. Vvedenie v psikhologiyu. M.: Institut psikhologii RAN, 2009. 656 s.

7. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla. M.: Progress, 1990. 368 s.

8. Robbins B.D. The Heart of Humanistic Psychology: Human Dignity Disclosed Through a Hermeneutic of Love // Journal of Humanistic Psychology. 2015. Vol. 56. № 3. P. 223-237.

9. Leont'ev D.A., Sulimina O.V. Traektorii lichnostnogo razvitiya pri perekhode ot detstva k vzroslosti i ikh dinamika v istoriko-kul'turnom izmerenii // Gorizonty zrelosti: sbornik nauchnykh statei. M.: MGPPU, 2015. S. 14-21.

10. May R. Freedom and destiny. New York: W.W. Norton and Company, 1999. 288 p.

11. Bryukhova N.G., Agafonova S.V. Chelovechnost' i kreativnost' v nravstvennom razvitii molodezhi // Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal. 2017. T. 14. № 1. S. 39-61.

12. Berdyaev N.A. O naznachenii cheloveka. M.: Respublika, 1993. 382 s.

13. Losskii N.O. Bog i mirovoe zlo. M.: Respublika, 1994. 431 s.

14. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being // American psychologist. 2000. Vol. 55. № 2. P. 68-78.

15. Erikson E.N., Erikson J.M. The life cycle completed. New York: W.W. Norton and Company, 1998. 144 p.

16. Dudulin V.V., Luzhetskii S.V. Teoreticheskie i prikladnye osnovaniya nravstvenno-esteticheskogo vospitaniya kursantov voennykh vuzov // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015. № 1. S. 160-164.

17. Privalov N.I. Razvitie motivatsii nravstvennogo povedeniya kursantov // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015. № 3. S. 267-274.

18. Saprygina S.A. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya nravstvennoi otvetstvennosti budushchego bakalavra v protsesse professional'no-kul'turnykh praktik // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016. № 51-5. S. 386-393.

19. Zykina E.I. Metodika razvitiya nravstvennoi ustoichivosti u studentov - budushchikh yuristov na zanyatiyakh po angliiskomu yazyku // Vestnik Izhevskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta imeni M.T. Kalashnikova. 2015. T. 18. № 3. S. 129-130.

20. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psikhologiya cheloveka. Vvedenie v psikhologiyu sub\"ektivnosti. Kn. 1. M.: PSTGU, 2013. 360 s.

21. Kulagina I.Yu., Kolyutskii V.N. Vozrastnaya psikhologiya. Polnyi zhiznennyi tsikl razvitiya cheloveka. M.: Sfera, 2001. 464 s.

22. Agafonova S.V. Sootnoshenie nravstvennogo razvitiya i effektivnosti deyatel'nosti // Internet-zhurnal «Mir nauki». 2018. T. 6. № 5. S. 1-12. URL: mir-nauki.com/PDF/07PSMN518.pdf.

23. Fantalova E.B. Diagnostika i psikhoterapiya vnutrennego konflikta. Samara: BAKhRAKh-M, 2001. 128 s.

24. Rean A.A. Psikhologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti. SPb.: PRAIM-EVROZNAK, 2002. 656 s.

25. Zharova E.N. «Individualizm - kollektivizm» v tsennostnykh orientatsiyakh studencheskoi molodezhi // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009. № 2. S. 132-137.

26. Kostakova I.V., Bergis T.A. Dukhovno-nravstvennye determinanty garmonichnoi samorealizatsii lichnosti studentov vuza // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. 2019. № 1. S. 62-68.

27. Nurkova V.V. Samoopredelyayushchie narrativy v razvitii lichnosti // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. T. 19. № 4. C. 22-30.

28. Khodyakova N.V., Mitin A.I. Uchet psikhologicheskikh mekhanizmov razvitiya lichnosti v proektirovanii obrazovatel'noi sredy // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2017. T. 22. № 4. C. 101-109.