Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019; : 19-23

ИСТОРИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ В КАЛИНИНГРАДСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ В 1950-60-Е ГОДЫ

Корнева И. П.

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-4-19-23

Аннотация

В настоящее время в условиях меняющейся социально-экономической ситуации при решении актуальных задач в образовании будет полезно использование опыта регионального педагогического вуза. В этой связи историко-педагогические исследования проблем образования, которым посвящена работа, вызывают повышенный интерес.

В статье обсуждаются особенности подготовки специалистов широкого профиля при обучении учителей физики в Калининградском государственном педагогическом институте в 1950–60-е годы. Показана роль преподавателей кафедры физики педагогического института в реорганизации учебного процесса в связи с переходом на новые учебные планы. Описаны причины, вследствие которых сотрудники кафедры физики испытывали значительные затруднения в работе. Отмечена работа преподавателей по организации и оснащению оборудованием новых лабораторий и мастерских. Представлены данные об организации кружковой работы студентов в институте в связи с переходом к подготовке специалистов широкого профиля. Проанализированы меры, предпринятые сотрудниками института, по сближению с промышленностью согласно требованиям политехнического обучения. Уделено внимание вопросам экспериментальной подготовки студентов-физиков. Проанализированы мероприятия, в которых участвовали преподаватели кафедры физики для совершенствования ведения методической работы в пединституте с целью улучшения подготовки выпускников физического отделения факультета. Описаны причины, вследствие которых Калининградский государственный педагогический институт вернулся к подготовке специалистов узкого профиля в 1963 году. Сделаны выводы, что из-за отказа от широкопрофильной подготовки учителей значительно упростился учебный план, у студентов освободилось время для занятия самостоятельной работой, преподавательская работа стала вестись более качественно.

Список литературы

1. Костяшов Ю.В., Гальцова С.П., Гедима А.Н., Клемешева М.А., Матюшина Ю.И., Попадин А.Н., Резуев К.В., Ткачик Л.Н., Цапенко А.А., Чумаков А.Д., Ярцев А.А. Восточная Пруссия глазами советских переселенцев: Первые годы Калининградской области в воспоминаниях и документах. 3-е изд., доп. и испр. Калининград: Калининградская книга, 2018. 363 с.

2. Курганский А.А. Создание базы данных научно-педагогических сотрудников БФУ им. И. Канта с 1947 года до настоящего времени // Осенняя школа по гуманитарной информатике. Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2017. С. 37-42.

3. Орлова М.М. Политическая культура студенчества в контексте региональных особенностей университетской системы России (на примере Калининградской области) // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 3. С. 133-139.

4. Сергеева С.В., Козлова Е.В. Историко-педагогическое исследование: системный подход, принципы, методы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 992-999.

5. Корнева И.П. Физическое образование в региональном университете как предмет историко-педагогического исследования // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 89-97.

6. Баранова Е.В., Курганский А.А. Процесс формирования профессорско-преподавательского коллектива Калининградского педагогического института (1948 - 1950-е годы) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 2. С. 76-86.

7. Бордонская Л.А., Потапов Г.А., Старостина С.Е. Подготовка кадров в области физико-математического образования: страницы истории физико-математического факультета (1938-2012) // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2018. Т. 13. № 5. С. 135-145.

8. Шишкина М.Н. Становление физического образования в России // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2010. № 122. С. 133-145.

9. Яковлев В.И. Из истории физико-математического факультета ПГУ (1916-1960) // Вестник Пермского университета. 2010. № 3. С. 4-14.

10. Коршунов С.В., Караваева Е.В., Попова Е.П. Профилирование и специализация подготовки кадров для инновационной экономики // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 10-23.

11. Татур Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 278 с.

12. Приказ Министра высшего образования СССР от 09.09.1954 г. № 975 на основе решения СМ СССР и ЦК КПСС от 30.08.1954 г. «Об улучшении качества подготовки специалистов высшей и средней квалификации» // Консультант-плюс: справочно-правовая система. URL: consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=543#019884646001144013.

13. Корнева И.П. Политехническое обучение в рамках подготовки учителей физики в Калининградском педагогическом институте // Вестник научных конференций. 2019. № 7-2. С. 55-56.

14. Отчет о работе института за 1956-57 учебный год // Государственный архив Калининградской области. Ф. Р-65 (Калининградский государственный педагогический институт). Опись 1, дело 83.

15. Отчет о работе института за 1957-58 учебный год // Государственный архив Калининградской области. Ф. Р-65 (Калининградский государственный педагогический институт). Опись 1, дело 105.

16. Молчанов Н. Повышать качество подготовки молодых учителей // Калининградская правда. 1957. 9 февраля (№ 28). С. 2-3.

17. Отчет о работе кафедры физики за 1959-60 учебный год // Государственный архив Калининградской области. Ф. Р-65 (Калининградский государственный педагогический институт). Опись 1, дело 184.

18. Солин Б. Укрепляется связь со школами // Калининградская правда. 1960. 6 сентября (№ 211). С. 2-3.

19. Отчет о работе кафедры физики за 1961-62 учебный год // Государственный архив Калининградской области. Ф. Р-65 (Калининградский государственный педагогический институт). Опись 1, дело 253.

20. Российский государственный университет имени Иммануила Канта. История и современность / отв. ред. А.П. Клемешев. 2-е изд., исправ. и доп. Калининград: РГУ имени И. Канта, 2008. 440 с.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2019; : 19-23

THE HISTORY OF TRAINING WIDE PROFILE SPECIALISTS AT KALININGRAD PEDAGOGICAL INSTITUTE IN THE 1950-60S

Korneva I. P.

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-4-19-23

Abstract

At present, in a changing socio-economic situation, the experience of a regional pedagogical university might be valuable for solving current problems in education. In this regard, historical and pedagogical studies of the issues described in the work can be of great interest.

The paper discusses the features of training specialists of a wide profile at Kaliningrad State Pedagogical Institute in the 1950–60s. It reveals the role of the Physics Department teachers in the reorganization of the educational process when implementing a new academic curriculum. The reasons are described why the employees of the Department of Physics experienced significant difficulties in their work. The task of the teachers involved the radical restructuring of the educational process: revision of the curriculum and programs, supplying classrooms and laboratories with the equipment for the purpose of polytechnic training of students. Besides, great importance at the institute was given to the work of Student Societies in connection with the transition to training specialists of a wide profile. The organization of students’ internship at the city enterprises contributed to the rapprochement of Kaliningrad Pedagogical Institute with industry. Employees of the Department of Physics took part in the experiments conducted by enterprises and studied the problems emerging in the production process. The author analyzes the events in which the teachers of the Department of Physics took part to improve methodological work at the Pedagogical Institute aimed at more efficient training of graduates of the Physics Department. The reasons are described which explain why Kaliningrad State Pedagogical Institute returned to the training of single-skilled specialists in 1963. As a result, the curriculum was simplified, students had time for independent work, and teachers were able to carry out scientific and methodological work at a higher level. Using the experience of a regional pedagogical university can be useful in solving urgent problems in education in a changing socio-economic situation.

References

1. Kostyashov Yu.V., Gal'tsova S.P., Gedima A.N., Klemesheva M.A., Matyushina Yu.I., Popadin A.N., Rezuev K.V., Tkachik L.N., Tsapenko A.A., Chumakov A.D., Yartsev A.A. Vostochnaya Prussiya glazami sovetskikh pereselentsev: Pervye gody Kaliningradskoi oblasti v vospominaniyakh i dokumentakh. 3-e izd., dop. i ispr. Kaliningrad: Kaliningradskaya kniga, 2018. 363 s.

2. Kurganskii A.A. Sozdanie bazy dannykh nauchno-pedagogicheskikh sotrudnikov BFU im. I. Kanta s 1947 goda do nastoyashchego vremeni // Osennyaya shkola po gumanitarnoi informatike. Kaliningrad: Baltiiskii federal'nyi universitet imeni Immanuila Kanta, 2017. S. 37-42.

3. Orlova M.M. Politicheskaya kul'tura studenchestva v kontekste regional'nykh osobennostei universitetskoi sistemy Rossii (na primere Kaliningradskoi oblasti) // Etnosotsium i mezhnatsional'naya kul'tura. 2015. № 3. S. 133-139.

4. Sergeeva S.V., Kozlova E.V. Istoriko-pedagogicheskoe issledovanie: sistemnyi podkhod, printsipy, metody // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1-1. S. 992-999.

5. Korneva I.P. Fizicheskoe obrazovanie v regional'nom universitete kak predmet istoriko-pedagogicheskogo issledovaniya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2018. № 4. S. 89-97.

6. Baranova E.V., Kurganskii A.A. Protsess formirovaniya professorsko-prepodavatel'skogo kollektiva Kaliningradskogo pedagogicheskogo instituta (1948 - 1950-e gody) // Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2019. № 2. S. 76-86.

7. Bordonskaya L.A., Potapov G.A., Starostina S.E. Podgotovka kadrov v oblasti fiziko-matematicheskogo obrazovaniya: stranitsy istorii fiziko-matematicheskogo fakul'teta (1938-2012) // Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. T. 13. № 5. S. 135-145.

8. Shishkina M.N. Stanovlenie fizicheskogo obrazovaniya v Rossii // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gertsena. 2010. № 122. S. 133-145.

9. Yakovlev V.I. Iz istorii fiziko-matematicheskogo fakul'teta PGU (1916-1960) // Vestnik Permskogo universiteta. 2010. № 3. S. 4-14.

10. Korshunov S.V., Karavaeva E.V., Popova E.P. Profilirovanie i spetsializatsiya podgotovki kadrov dlya innovatsionnoi ekonomiki // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011. № 5. S. 10-23.

11. Tatur Yu.G. Obrazovatel'naya sistema Rossii: vysshaya shkola. M.: Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 1999. 278 s.

12. Prikaz Ministra vysshego obrazovaniya SSSR ot 09.09.1954 g. № 975 na osnove resheniya SM SSSR i TsK KPSS ot 30.08.1954 g. «Ob uluchshenii kachestva podgotovki spetsialistov vysshei i srednei kvalifikatsii» // Konsul'tant-plyus: spravochno-pravovaya sistema. URL: consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=543#019884646001144013.

13. Korneva I.P. Politekhnicheskoe obuchenie v ramkakh podgotovki uchitelei fiziki v Kaliningradskom pedagogicheskom institute // Vestnik nauchnykh konferentsii. 2019. № 7-2. S. 55-56.

14. Otchet o rabote instituta za 1956-57 uchebnyi god // Gosudarstvennyi arkhiv Kaliningradskoi oblasti. F. R-65 (Kaliningradskii gosudarstvennyi pedagogicheskii institut). Opis' 1, delo 83.

15. Otchet o rabote instituta za 1957-58 uchebnyi god // Gosudarstvennyi arkhiv Kaliningradskoi oblasti. F. R-65 (Kaliningradskii gosudarstvennyi pedagogicheskii institut). Opis' 1, delo 105.

16. Molchanov N. Povyshat' kachestvo podgotovki molodykh uchitelei // Kaliningradskaya pravda. 1957. 9 fevralya (№ 28). S. 2-3.

17. Otchet o rabote kafedry fiziki za 1959-60 uchebnyi god // Gosudarstvennyi arkhiv Kaliningradskoi oblasti. F. R-65 (Kaliningradskii gosudarstvennyi pedagogicheskii institut). Opis' 1, delo 184.

18. Solin B. Ukreplyaetsya svyaz' so shkolami // Kaliningradskaya pravda. 1960. 6 sentyabrya (№ 211). S. 2-3.

19. Otchet o rabote kafedry fiziki za 1961-62 uchebnyi god // Gosudarstvennyi arkhiv Kaliningradskoi oblasti. F. R-65 (Kaliningradskii gosudarstvennyi pedagogicheskii institut). Opis' 1, delo 253.

20. Rossiiskii gosudarstvennyi universitet imeni Immanuila Kanta. Istoriya i sovremennost' / otv. red. A.P. Klemeshev. 2-e izd., isprav. i dop. Kaliningrad: RGU imeni I. Kanta, 2008. 440 s.