Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015; : 160-163

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Чупрова Лариса Васильевна, Ершова Ольга Викторовна, Мишурина Ольга Алексеевна

Аннотация

В последнее время все более востребованной у населения становится заочная форма обучения по причине ее экономической эффективности и доступности для широких социальных слоев. Однако спорным остается вопрос о качестве подготовки студентов данной формы обучения. Решение проблемы повышения качества подготовки студентов заочного обучения возможно путем внедрения инновационных методов и технологий обучения. Авторы статьи считают целесообразным использование следующих инноваций: технологии дистанционного обучения и рейтинговой системы оценки знаний студентов. Преподавателями разработан образовательный ресурс по дисциплине «Химия» для студентов заочной формы обучения, который позволяет более эффективно организовать учебный процесс и повысить качество обучения. Учебный курс разработан как комплексное средство, сочетающее в себе теоретическую, практическую и контролирующую части, он позволяет осуществлять непрерывный дидактический цикл и учитывает психолого-педагогические особенности заочного обучения. Охарактеризованы особенности подготовки студентов к работе в режиме рейтингового оценивания. Сделан вывод о том, что внедрение в учебный процесс инноваций способствует повышению мотивации, повышает качество образования и позволяет каждому студенту в зависимости от уровня подготовки, целей, способностей выбирать индивидуальную траекторию обучения.

Список литературы

1. Шиляева В.И. Заочное высшее профессиональное образование в малых городах в условиях перехода к рыночным отношениям // Вестник Удмуртского университета. Социология и философия. 2006. № 3. С. 82–87.

2. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (в вопросах и ответах). М.: Педагогическое общество России, 2002. 352 с.

3. Ершова О.В., Мишурина О.А. Качество образования в техническом университете как педагогическая проблема // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4. С. 49–52.

4. Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения : дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2000. 164 с.

5. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Педагогическое общество России, 2004. 112 с.

6. Чупрова Л.В. К вопросу об инновационных методах обучения в вузе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 23. С. 32–35.

7. Дистанционное обучение / под ред. Е.С. Полат. М.: Владос, 1998. 190 с.

8. Домрачеев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. 1994. № 3. С. 10–12.

9. Бука Э.С., Карпов Г.П., Нургалеев В.С. Психолого-педагогические аспекты реализации рейтинговой системы в оценке качества образования студентов // Рейтинговая система оценки успеваемости студентов: Проблемы и перспективы : материалы семинара. Владивосток: ВГУЭС, 2003. С. 30–33.

10. Ершова О.В., Чупрова Л.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Реализация рейтинговой системы оценки учебных достижений студентов технического университета // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 875.

11. Латышева В.В. Опыт применения рейтинговой системы в техническом вузе // Социс: Социологические исследования. 2001. № 10. С. 134–136.

12. Муллина Э.Р. Использование дистанционных технологий в системе подготовки студентов очной формы обучения // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-3. С. 274–278.

13. Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты // ИНФО. 1996. № 3. С. 22–30.

14. Шудегов В.Е. Роль дистанционных образовательных технологий в современной системе образования // Телекоммуникации и информатизация образования. 2005. № 4. С. 10–11.

15. Ершова О.В. Рейтинговая система как фактор оценки качества химической подготовки студентов технического университета : автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 24 с.

16. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Мишурина О.А., Муллина Э.Р. Организационно-педагогические условия функционирования рейтинговой системы оценки качества подготовки студентов технического университета // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 4. С. 275–279.

17. Исмагилова Э.Ф. Тестовая форма оценивания учебных достижений в современном образовании: преимущества и недостатки // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 59-60.

18. Таранцева К.Р., Моисеев В.Б., Пятирублевый Л.Г. Структура теории образовательного тестирования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 153-158.

19. Артамонова Е.В. Современное оценивание образовательных результатов в профессиональном образовании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (27). С. 198-200.

20. Исмагилова Э.Ф. Анализ оценочных систем и оценочных шкал, используемых в России и в общей мировой практике // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 74-76.

21. Бахарев Н.П., Драгунова Е.А. Методика активного индивидуализированного обучения на основе многошаговых задач тестов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 53-56.

22. Гаврилова М.И. Критериально - ориентированные тесты в педагогической диагностики для определения системности знания у бакалавров пищевых производств // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 24-26.

23. Чупрова Л.В. Сущность образовательного процесса в вузе с позиций социального и психолого-педагогического знания // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 41. С.47–49.

24. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Учебно-методический комплекс как средство активизации самостоятельной работы студентов технического университета // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 12.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2015; : 160-163

IMPROVEMENT OF QUALITY OF VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS OF TUITION BY CORRESPONDENCE

Chuprova Larisa Vasilyevna, Yershova Olga Viktorovna, Mishurina Olga Alekseevna

Abstract

Recently there is more and more demanded at the population a tuition by correspondence because of its economic efficiency and availability to wide social groups. However disputable is a question of quality of training of students of this form of training. The solution of the problem of improvement of quality of training of students of correspondence course is possible by introduction of innovative methods and technologies of training. Authors of article consider expedient use of the following innovations: technologies of distance learning and rating system of an assessment of knowledge of students. Teachers developed an educational resource on discipline “Chemistry” for students of tuition by correspondence which allows to organize more effectively educational process and to increase quality of training. The training course is developed as the complex means combining the theoretical, practical and controlling parts, the continuous didactic cycle allowing to carry out and considering psychology and pedagogical features of correspondence course. Features of training of students for work in the mode of rating estimation are characterized. The conclusion that introduction in educational process of innovations promotes increase of motivation is drawn, increases quality of education and allows each student depending on the level of preparation, the purposes, abilities to choose an individual trajectory of training.

References

1. Shilyaeva V.I. Zaochnoe vysshee professional'noe obrazovanie v malykh gorodakh v usloviyakh perekhoda k rynochnym otnosheniyam // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Sotsiologiya i filosofiya. 2006. № 3. S. 82–87.

2. Potashnik M.M. Kachestvo obrazovaniya: problemy i tekhnologiya upravleniya (v voprosakh i otvetakh). M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2002. 352 s.

3. Ershova O.V., Mishurina O.A. Kachestvo obrazovaniya v tekhnicheskom universitete kak pedagogicheskaya problema // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. 2014. № 4. S. 49–52.

4. Yushko G.N. Nauchno-didakticheskie osnovy organizatsii samostoyatel'noi raboty studentov v usloviyakh reitingovoi sistemy obucheniya : dis. ... kand. ped. nauk. Rostov n/D., 2000. 164 s.

5. Pidkasistyi P.I. Organizatsiya uchebno-poznavatel'noi deyatel'nosti studentov. M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2004. 112 s.

6. Chuprova L.V. K voprosu ob innovatsionnykh metodakh obucheniya v vuze // Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera. 2012. № 23. S. 32–35.

7. Distantsionnoe obuchenie / pod red. E.S. Polat. M.: Vlados, 1998. 190 s.

8. Domracheev V.G. Distantsionnoe obuchenie: vozmozhnosti i perspektivy // Vysshee obrazovanie v Rossii. 1994. № 3. S. 10–12.

9. Buka E.S., Karpov G.P., Nurgaleev V.S. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty realizatsii reitingovoi sistemy v otsenke kachestva obrazovaniya studentov // Reitingovaya sistema otsenki uspevaemosti studentov: Problemy i perspektivy : materialy seminara. Vladivostok: VGUES, 2003. S. 30–33.

10. Ershova O.V., Chuprova L.V., Mullina E.R., Mishurina O.A. Realizatsiya reitingovoi sistemy otsenki uchebnykh dostizhenii studentov tekhnicheskogo universiteta // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 6. S. 875.

11. Latysheva V.V. Opyt primeneniya reitingovoi sistemy v tekhnicheskom vuze // Sotsis: Sotsiologicheskie issledovaniya. 2001. № 10. S. 134–136.

12. Mullina E.R. Ispol'zovanie distantsionnykh tekhnologii v sisteme podgotovki studentov ochnoi formy obucheniya // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2014. № 12-3. S. 274–278.

13. Polat E.S. Distantsionnoe obuchenie: organizatsionnye i pedagogicheskie aspekty // INFO. 1996. № 3. S. 22–30.

14. Shudegov V.E. Rol' distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologii v sovremennoi sisteme obrazovaniya // Telekommunikatsii i informatizatsiya obrazovaniya. 2005. № 4. S. 10–11.

15. Ershova O.V. Reitingovaya sistema kak faktor otsenki kachestva khimicheskoi podgotovki studentov tekhnicheskogo universiteta : avtoref. dis. … kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 2009. 24 s.

16. Chuprova L.V., Ershova O.V., Mishurina O.A., Mullina E.R. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya funktsionirovaniya reitingovoi sistemy otsenki kachestva podgotovki studentov tekhnicheskogo universiteta // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 4. S. 275–279.

17. Ismagilova E.F. Testovaya forma otsenivaniya uchebnykh dostizhenii v sovremennom obrazovanii: preimushchestva i nedostatki // Karel'skii nauchnyi zhurnal. 2014. № 1. S. 59-60.

18. Tarantseva K.R., Moiseev V.B., Pyatirublevyi L.G. Struktura teorii obrazovatel'nogo testirovaniya // XXI vek: itogi proshlogo i problemy nastoyashchego plyus. 2012. № 4 (08). S. 153-158.

19. Artamonova E.V. Sovremennoe otsenivanie obrazovatel'nykh rezul'tatov v professional'nom obrazovanii // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 1 (27). S. 198-200.

20. Ismagilova E.F. Analiz otsenochnykh sistem i otsenochnykh shkal, ispol'zuemykh v Rossii i v obshchei mirovoi praktike // Karel'skii nauchnyi zhurnal. 2013. № 4. S. 74-76.

21. Bakharev N.P., Dragunova E.A. Metodika aktivnogo individualizirovannogo obucheniya na osnove mnogoshagovykh zadach testov // Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. 2014. № 4. S. 53-56.

22. Gavrilova M.I. Kriterial'no - orientirovannye testy v pedagogicheskoi diagnostiki dlya opredeleniya sistemnosti znaniya u bakalavrov pishchevykh proizvodstv // Karel'skii nauchnyi zhurnal. 2014. № 3. S. 24-26.

23. Chuprova L.V. Sushchnost' obrazovatel'nogo protsessa v vuze s pozitsii sotsial'nogo i psikhologo-pedagogicheskogo znaniya // Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera. 2011. № 41. S.47–49.

24. Chuprova L.V., Ershova O.V., Mullina E.R., Mishurina O.A. Uchebno-metodicheskii kompleks kak sredstvo aktivizatsii samostoyatel'noi raboty studentov tekhnicheskogo universiteta // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 5. S. 12.