Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019; : 7-11
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-4-7-11Аннотация
В статье раскрываются особенности использования информационных средств в процессе ранней профориентации на этапе дошкольного образования. На современном этапе развития общества реализуются идеи вхождения ребенка в мир профессий, предоставления дошкольнику возможность испробовать свои силы в деятельности человека труда. Однако вопрос о включении детей в систему профориентации носит чаще всего дискуссионный характер, нет научно-методических обоснований данного процесса. Это приводит к тому, что практические работники дошкольных образовательных организаций испытывают трудности в определении базовых категорий, выбора форм, методов и приемов, установлении специфики работы по ранней профориентации дошкольников. В практике дошкольного образования недостаточно показана система работы по ознакомлению детей с трудом взрослого человека, его профессией.
В статье представлен подход к реализации идеи ранней профориентации через формирование эмоционального отношения к миру профессий, человеку-труженику, его деловым и личностным качествам. Интерес представляет реализация поэтапной информационной технологии, обеспечивающей постепенное приобщение старших дошкольников к миру профессий (мотивационный, информационный и преобразовательный этапы). Показано, что на каждом этапе изменяется позиция педагога по отношению к детям дошкольного возраста: от организующей к направляюще-корректирующей и сопровождающей.
Особое внимание уделяется организации совместной деятельности ребенка и взрослого и самостоятельности деятельности дошкольника с включением информационных технологий, в процессе которых дети получают возможность моделировать элементы конкретного вида профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Аносова Е.П. Ранняя профориентация дошкольников // Технологии образования. 2019. № 1. С. 82-84.
2. Залялиева Д.Р., Шафикова Л.И. Реализация профориентационной программы в детском саду как первая ступень к определению своего места в современном обществе // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 188-190.
3. Кузнецова Г.Н. Ранняя профориентация в дошкольном образовании: сущностные характеристики // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. С. 42-50.
4. Кузовкова Ю.С. Профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте // Казанская наука. 2013. № 8. С. 127-129.
5. Чистякова С.Н. Оценка состояния и перспективы развития профессионального самоопределения как важнейшая составляющая воспитания и обучения подрастающего поколения в современных условиях // Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». 2016. № 11. С. 22-25.
6. Антонова М.В., Гришняева И.В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 2. С. 93-96.
7. Баранова Н.А., Гугуман Т.В., Попова В.Ф., Романенко О.Г. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 731-734.
8. Костикова Д.А. Понятие опыта трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-5. С. 251-258.
9. Иванова Н.В., Виноградова М.А. Теоретические и практические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3. С. 38-46.
10. Сайгушева Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду. Ростов н/Д.: Феникс, 2013. 221 с.
11. Зюзина Т.Н. Информационные технологии в дошкольном образовании // Информатика и образование. 2017. № 6. С. 39-40.
12. Dybina O.V. Implementation of the Information and Communication Technologies into Activities of a Pedagogue // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. P. 107-113.
13. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. М.: Сфера, 2008. 328 с.
14. Шалаева Г.П. Кем мне стать? Большая книга профессий. М.: АСТ, 2009. 210 с.
15. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Сфера, 2017. 96 с.
16. Вишнякова А.А., Субботина Е.С. Использование интерактивных средств обучения в образовательной деятельности дошкольников // Детский сад от А до Я. 2017. № 2. С. 86-92.
17. Марченко Н.А. Использование интерактивных технологий в дошкольной образовательной организации // Вестник Белгородского института развития образования. 2018. № 1. С. 61-65.
18. Антонова А.В. Влияние информационных технологий на обучение детей дошкольного возраста // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2018. № 2. С. 47-49.
19. Жбанникова О.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОО в современных условиях // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 594-596.
20. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. 170 с.
Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2019; : 7-11
INFORMATION TECHNOLOGIES OF EARLY CAREER GUIDANCE OF PRESCHOOL CHILDREN
https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-4-7-11Abstract
The paper introduces the ways of using information technologies for the early career guidance of preschoolers. The issue chosen for the study is directly related to the problem of the career guidance of a young person, which implies providing an opportunity for a preschooler to try themselves at various jobs through the game. However, the issue of introducing children into the career guidance system has not been scientifically and methodologically justified so far. This leads to the fact that employees of preschool educational organizations experience difficulties in determining the basic categories, choosing forms, methods, and techniques, establishing the specifics of the early career guidance of preschoolers. On the level of preschool education, the system of getting children familiar with the jobs and professions is not sufficiently represented. The paper introduces an approach to implement the idea of early career guidance through the development of the emotional attitude to the world of professions, to a working person, their business and personal qualities. Step-by-step implementation of the information technology that ensures the gradual introduction of older preschoolers to the world of careers (motivational, informational and transformative stages) is of special interest. It is shown that at each stage, the position of the teacher changes in relation to preschool children: from organizing to directing, correcting and supporting. Special attention is paid to the organization of the joint activities of a child and an adult, independent activity of a preschooler with the application of information technologies during which children are able to model elements of a specific type of a job.
References
1. Anosova E.P. Rannyaya proforientatsiya doshkol'nikov // Tekhnologii obrazovaniya. 2019. № 1. S. 82-84.
2. Zalyalieva D.R., Shafikova L.I. Realizatsiya proforientatsionnoi programmy v detskom sadu kak pervaya stupen' k opredeleniyu svoego mesta v sovremennom obshchestve // Vospitanie i obuchenie detei mladshego vozrasta. 2016. № 5. S. 188-190.
3. Kuznetsova G.N. Rannyaya proforientatsiya v doshkol'nom obrazovanii: sushchnostnye kharakteristiki // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019. № 2. S. 42-50.
4. Kuzovkova Yu.S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie v doshkol'nom vozraste // Kazanskaya nauka. 2013. № 8. S. 127-129.
5. Chistyakova S.N. Otsenka sostoyaniya i perspektivy razvitiya professional'nogo samoopredeleniya kak vazhneishaya sostavlyayushchaya vospitaniya i obucheniya podrastayushchego pokoleniya v sovremennykh usloviyakh // Prilozhenie k zhurnalu «Professional'noe obrazovanie. Stolitsa». 2016. № 11. S. 22-25.
6. Antonova M.V., Grishnyaeva I.V. Rannyaya proforientatsiya kak element sotsial'no-kommunikativnogo i poznavatel'nogo razvitiya detei doshkol'nogo vozrasta // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2017. № 2. S. 93-96.
7. Baranova N.A., Guguman T.V., Popova V.F., Romanenko O.G. Znakomstvo doshkol'nikov s professional'noi deyatel'nost'yu vzroslykh // Molodoi uchenyi. 2015. № 7. S. 731-734.
8. Kostikova D.A. Ponyatie opyta trudovoi deyatel'nosti detei starshego doshkol'nogo vozrasta // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017. № 55-5. S. 251-258.
9. Ivanova N.V., Vinogradova M.A. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty rannei proforientatsii detei doshkol'nogo vozrasta // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2019. № 3. S. 38-46.
10. Saigusheva L.I. Tekhnologii priobshcheniya doshkol'nikov k trudu. Rostov n/D.: Feniks, 2013. 221 s.
11. Zyuzina T.N. Informatsionnye tekhnologii v doshkol'nom obrazovanii // Informatika i obrazovanie. 2017. № 6. S. 39-40.
12. Dybina O.V. Implementation of the Information and Communication Technologies into Activities of a Pedagogue // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. P. 107-113.
13. Kalinina T.V. Novye informatsionnye tekhnologii v doshkol'nom detstve. M.: Sfera, 2008. 328 s.
14. Shalaeva G.P. Kem mne stat'? Bol'shaya kniga professii. M.: AST, 2009. 210 s.
15. Shorygina T.A. Professii. Kakie oni? Kniga dlya vospitatelei, guvernerov i roditelei. M.: Sfera, 2017. 96 s.
16. Vishnyakova A.A., Subbotina E.S. Ispol'zovanie interaktivnykh sredstv obucheniya v obrazovatel'noi deyatel'nosti doshkol'nikov // Detskii sad ot A do Ya. 2017. № 2. S. 86-92.
17. Marchenko N.A. Ispol'zovanie interaktivnykh tekhnologii v doshkol'noi obrazovatel'noi organizatsii // Vestnik Belgorodskogo instituta razvitiya obrazovaniya. 2018. № 1. S. 61-65.
18. Antonova A.V. Vliyanie informatsionnykh tekhnologii na obuchenie detei doshkol'nogo vozrasta // Doshkol'nik. Metodika i praktika vospitaniya i obucheniya. 2018. № 2. S. 47-49.
19. Zhbannikova O.A. Ispol'zovanie informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii v obrazovatel'nom protsesse DOO v sovremennykh usloviyakh // Vospitanie i obuchenie detei mladshego vozrasta. 2016. № 5. S. 594-596.
20. Komarova T.S., Komarova I.I., Tulikov A.V. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v doshkol'nom obrazovanii. M.: MOZAIKA-SINTEZ, 2013. 170 s.
События
-
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32 -
Журнал «Творчество и современность» присоединился к Elpub! >>>
27 мая 2025 | 12:38