Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015; : 98-101
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Мишурина Ольга Алексеевна, Муллина Эльвира Ринатовна, Ершова Ольга Викторовна
Аннотация
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в России, предъявляет новые требования к системе высшего профессионального образования, среди которых ключевым является обеспечение качества образования. Повышение качества образования в рамках традиционных подходов к организации учебного процесса практически невозможно, необходимы нововведения или инновации. К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии. В статье рассматриваются элементы технологий интерактивного обучения, применяемые авторами на аудиторных лекционных занятиях по дисциплине «Химия». Приводятся условия эффективного проведения традиционной, проблемной лекции и лекции визуализации. Рассмотрены методические приёмы активизации мыслительной работы студентов во время лекции. Химия – наука экспериментальная, поэтому более подробно рассмотрены обучающие возможности лекционного демонстрационного эксперимента, который позволяет наиболее полно реализовать метод проблемного обучения через постановку проблем с помощью демонстраций явлений, реакций или процессов. Показано, что в современной системе обучения содержание и организация лекционного эксперимента способствуют формированию творческого химического мышления. Сделан вывод о том, что совершенствование образовательного процесса в направлении поиска новых технологий, методов, приёмов, средств и форм обучения, будет способствовать повышению качества образования студентов.
Список литературы
1. Скоп Г.Б. К проблеме качества образования // Качество образования: концепции, проблемы оценки, управление : тезисы Всерос. науч.-метод. конференции. Новосибирск, 1998. С. 27.
2. . Ершова О.В. Рейтинговая система как фактор оценки качества химической подготовки студентов технического университета : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 175 с.
3. Ершова О.В., Мишурина О.А. Качество образования в техническом университете как педагогическая проблема // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4. С. 49–52.
4. Ершова О.В., Муллина Э.Р. Компетентностный подход как условие повышения качества подготовки студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 134–137.
5. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Инновационный образовательный процесс как основа подготовки современного специалиста // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 864.
6. Чупрова Л.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Теоретико-методологические основания профессиональной подготовки студентов технического университета // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 4. С. 153–156.
7. Савельев А. Инновационное высшее образование // Высшее образование в России. 2001. № 6. С. 42–46.
8. Чупрова Л.В. К вопросу об инновационных методах обучения в вузе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 23. С. 32–35.
9. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига: Эксперимент, 1995. 176 с.
10. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. 207 с.
11. Чупрова Л.В. Студент как субъект образовательного процесса // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 8. С. 228–231.
12. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2000. 272 с.
13. Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: Академия, 2003. 256 с.
14. Чупрова Л.В. Сущность образовательного процесса в вузе с позиций социального и психолого-педагогического знания // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 41. С. 47–49.
15. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 384 с.
16. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Пед. общество России, 1998. 250 с.
17. Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. 1996. № 2. С. 11–14.
18. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М.: Академия, 2001. 272 с.
19. Чупрова Л.В., Мишурина О.А., Муллина Э.Р., Ершова О.В. Разработка и использование современных дидактических средств обучения для активизации самостоятельной работы студентов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 907.
Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2015; : 98-101
USE OF MODERN TECHNOLOGIES AND METHODS OF EDUCATING IN INSTITUTION OF HIGHER LEARNING AS CONDITION OF UPGRADING OF PROFESSIONAL PREPARATION
Mishurina Olga Alekseevna, Mullina Elvira Rinatovna, Yershova Olga Viktorovna
Abstract
Socio-economic situation in Russia, brings new requirements for higher professional education, key among which is to ensure the quality of education. Improving the quality of education within the framework of traditional approaches to the Organization of educational process is almost impossible, necessary innovation or innovation. Innovative learning technologies include: interactive learning technologies, technology, project-based learning and computer technology. This article discusses the elements of interactive learning technologies, used by the authors to the classroom lecture courses in the discipline of "chemistry". Conditions are effective conduct traditional, problem lectures and lecture. Methodical receptions of revitalizing intellectual work of students during the lectures. Chemistry-science experimental, so more detail training opportunities lecture demonstration experiment, which allows most fully implement a method of problem-based learning through posing problems through demonstrations of phenomena, reactions or processes. It is shown that in the modern system of learning content and organization of a lecture experiment, foster creative chemical thinking. Concludes that the improvement of the educational process in the search for new technologies, techniques, methods, means and forms of learning will improve the quality of education students.
References
1. Skop G.B. K probleme kachestva obrazovaniya // Kachestvo obrazovaniya: kontseptsii, problemy otsenki, upravlenie : tezisy Vseros. nauch.-metod. konferentsii. Novosibirsk, 1998. S. 27.
2. . Ershova O.V. Reitingovaya sistema kak faktor otsenki kachestva khimicheskoi podgotovki studentov tekhnicheskogo universiteta : dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 2009. 175 s.
3. Ershova O.V., Mishurina O.A. Kachestvo obrazovaniya v tekhnicheskom universitete kak pedagogicheskaya problema // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. 2014. № 4. S. 49–52.
4. Ershova O.V., Mullina E.R. Kompetentnostnyi podkhod kak uslovie povysheniya kachestva podgotovki studentov // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. 2015. № 1. S. 134–137.
5. Chuprova L.V., Ershova O.V., Mullina E.R., Mishurina O.A. Innovatsionnyi obrazovatel'nyi protsess kak osnova podgotovki sovremennogo spetsialista // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 6. S. 864.
6. Chuprova L.V., Mullina E.R., Mishurina O.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya professional'noi podgotovki studentov tekhnicheskogo universiteta // Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii. 2014. № 4. S. 153–156.
7. Savel'ev A. Innovatsionnoe vysshee obrazovanie // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2001. № 6. S. 42–46.
8. Chuprova L.V. K voprosu ob innovatsionnykh metodakh obucheniya v vuze // Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera. 2012. № 23. S. 32–35.
9. Klarin M.V. Innovatsii v mirovoi pedagogike: obuchenie na osnove issledovaniya, igry i diskussii (Analiz zarubezhnogo opyta). Riga: Eksperiment, 1995. 176 s.
10. Verbitskii A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshei shkole: kontekstnyi podkhod. M.: Vyssh. shk., 1991. 207 s.
11. Chuprova L.V. Student kak sub\"ekt obrazovatel'nogo protsessa // Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera. 2012. № 8. S. 228–231.
12. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya. M.: Akademiya, 2000. 272 s.
13. Kraevskii V.V. Obshchie osnovy pedagogiki. M.: Akademiya, 2003. 256 s.
14. Chuprova L.V. Sushchnost' obrazovatel'nogo protsessa v vuze s pozitsii sotsial'nogo i psikhologo-pedagogicheskogo znaniya // Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera. 2011. № 41. S. 47–49.
15. Mukhina S.A., Solov'eva A.A. Netraditsionnye pedagogicheskie tekhnologii v obuchenii. Rostov n/D.: Feniks, 2004. 384 s.
16. Shchurkova N.E. Praktikum po pedagogicheskoi tekhnologii. M.: Ped. obshchestvo Rossii, 1998. 250 s.
17. Atutov P.R. Tekhnologiya i sovremennoe obrazovanie // Pedagogika. 1996. № 2. S. 11–14.
18. Levina M.M. Tekhnologii professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya. M.: Akademiya, 2001. 272 s.
19. Chuprova L.V., Mishurina O.A., Mullina E.R., Ershova O.V. Razrabotka i ispol'zovanie sovremennykh didakticheskikh sredstv obucheniya dlya aktivizatsii samostoyatel'noi raboty studentov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 6. S. 907.
События
-
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32 -
Журнал «Творчество и современность» присоединился к Elpub! >>>
27 мая 2025 | 12:38