Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015; : 205-209
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к выпускникам университетов. Важной компетенцией, необходимой обучающимся в предстоящей профессиональной деятельности, является коммуникативная. Актуальность вопросов развития коммуникативной компетентности у обучающихся связана с тем, что в настоящее время наблюдается бурный рост количества учебных заведений, выпускающих специалистов, работающих с людьми. Образовательный процесс в высшем учебном заведении должен быть выстроен таким образом, чтобы по окончании вуза коммуникативная компетентность студента была развита как личностное качество и профессиональная характеристика. Чтобы человек стал субъектом общения, необходимо наличие ряда внешних условий и внутренних предпосылок. Студенческий возраст является сензитивным для развития коммуникативной компетентности. Учебно-воспитательный процесс в образовательном заведении должен быть ориентирован на личность каждого студента, а формирование коммуникативной компетентности тесно связано с деятельностью – познавательной, игровой, трудовой. В статье приведены результаты экспериментального исследования эффективности программы психолого-педагогического сопровождения студентов в ходе образовательного процесса. Важная роль в этой программе отводится организации образовательного процесса, работе психологов со студентами, преподавателями, тренингам, деловым играм. Помощь студентам в развитии коммуникативной компетенции необходимо направить на развитие их социального интеллекта, на практическое решение проблем межличностного общения, а также на реализацию прогрессирующей в данном возрасте потребности в самопознании.
Список литературы
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 480 с.
2. Бодалев А.А. Личность в обществе. М.: Академия, 2009. 225 с.
3. Буравлева Н.А. Роль духовно-нравственного развития личности в совре-менном образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государ-ственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1. С. 30–33.
4. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М.: УРАО, 2008. 528 с.
5. Зинченко В.П. Человек развивающийся. М.: Тривола, 2004. 176 с.
6. Немов Р.С. Психология. В 3 т. Т. 3. М.: Владос, 2011. 630 с.
7. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Генезис, 2012. 330 с.
8. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2007. 375 с.
9. Кон И.С. Психология юношества. М.: Владос, 2008. 229 с.
10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Тривола, 2005. 437 с.
11. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2009. 574 с.
12. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2011. 460 с.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Личность. Сознание. М.: Смысл, 2010. 340 с.
14. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М.: Сфера, 2007. 549 с.
15. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Академия, 2006. 184 с.
16. Кривцова С.В. Психология. М.: Генезис, 2009. 376 с.
17. Павленок Г.Д. Основы социальной работы. М.: Сфера, 2014. 213 с.
18. Слободчиков В.И. Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2010. 378 с.
19. Психологические тесты. В 2 т. Т. 1 / под ред. А.А. Карелина. М.: Владос, 2005. 312 с.
20. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 2012. 427 с.
Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2015; : 205-209
DEVELOPMENT OF STUDENTS’ COMMUNICATIVE COMPETENCE WITHIN THE EDUCATIONAL PROCESS
Buravliova Natalia Anatolievna
Abstract
The current Federal State Educational Standard places high demands to university graduates. A communicative competence is important and necessary for future teaching activity. The issue of students’ communicative competence is important because a lot of higher institutions train their graduates to work with people. The educational process at institutions of higher education should be aimed at development of students’ communicative competence as a personal feature and professional characteristics. For a person to become a subject of communication, a number of external conditions and internal prerequisites are required. Student age is sensitive to development of communicative competence. The educational process at educational institutions should focus on the personality of each student. Formation of communicative competence depends on the activity: cognitive, playing or working. The paper presents the results of experimental studies of the effectiveness of the program for psychological and pedagogical support of students in the course of educational process. An important role in this program is given to the organization of educational process, the work of psychologists with students and teachers, the training activities and business games. While developing communicative competence, the students should get support in development of their social intelligence, practical solution of interpersonal communication problems, as well as satisfaction of the need for self-awareness.
References
1. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya. Rostov n/D.: Feniks, 2005. 480 s.
2. Bodalev A.A. Lichnost' v obshchestve. M.: Akademiya, 2009. 225 s.
3. Buravleva N.A. Rol' dukhovno-nravstvennogo razvitiya lichnosti v sovre-mennom obrazovatel'nom protsesse // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudar-stvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. 2014. № 1. S. 30–33.
4. Dubrovina I.V. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya. M.: URAO, 2008. 528 s.
5. Zinchenko V.P. Chelovek razvivayushchiisya. M.: Trivola, 2004. 176 s.
6. Nemov R.S. Psikhologiya. V 3 t. T. 3. M.: Vlados, 2011. 630 s.
7. Mudrik A.V. Vvedenie v sotsial'nuyu pedagogiku. M.: Genezis, 2012. 330 s.
8. Rais F. Psikhologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta. SPb.: Piter, 2007. 375 s.
9. Kon I.S. Psikhologiya yunoshestva. M.: Vlados, 2008. 229 s.
10. Obukhova L.F. Vozrastnaya psikhologiya. M.: Trivola, 2005. 437 s.
11. Rybalko E.F. Vozrastnaya i differentsial'naya psikhologiya. SPb.: Piter, 2009. 574 s.
12. Sapogova E.E. Psikhologiya razvitiya cheloveka. M.: Aspekt Press, 2011. 460 s.
13. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Lichnost'. Soznanie. M.: Smysl, 2010. 340 s.
14. Fel'dshtein D.I. Psikhologiya vzrosleniya. M.: Sfera, 2007. 549 s.
15. Kovaleva A.I. Sotsializatsiya lichnosti: norma i otklonenie. M.: Akademiya, 2006. 184 s.
16. Krivtsova S.V. Psikhologiya. M.: Genezis, 2009. 376 s.
17. Pavlenok G.D. Osnovy sotsial'noi raboty. M.: Sfera, 2014. 213 s.
18. Slobodchikov V.I. Psikhologiya razvitiya cheloveka. M.: Shkol'naya pressa, 2010. 378 s.
19. Psikhologicheskie testy. V 2 t. T. 1 / pod red. A.A. Karelina. M.: Vlados, 2005. 312 s.
20. Shevandrin N.I. Sotsial'naya psikhologiya v obrazovanii. M.: Vlados, 2012. 427 s.
События
-
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32 -
Журнал «Творчество и современность» присоединился к Elpub! >>>
27 мая 2025 | 12:38