Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015; : 77-81

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ершова Наталья Николаевна

Аннотация

В статье описан практический опыт автора по реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) в Тольяттинском машиностроительном колледже (ТМК), приводится технология обучения, позволяющая эффективно формировать профессиональные компетенции (ПК), установленные Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, включающая в себя структурирование содержания профессионального модуля в соответствии с основным видом профессиональной деятельности, компетентностно-ориентированные задания, фонды оценочных средств, комплекс оценочных средств, методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Приведена схема и описание технологии формирования общих и профессиональных компетенций студентов Тольяттинского машиностроительного колледжа. Определение состава профессиональных компетенций студентов колледжа, согласно анализу ФГОС СПО по специальности 151901 «Технология машиностроения», конкретизация результатов обучения были разработаны менеджерами и творческой группой преподавателей колледжа. Приводится описание мониторинга уровня сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся ТМК, проводимого в процессе обучения студентов колледжа по новой образовательной программе. Показана возможность организации обратной связи в образовательном учреждении посредством мониторинга сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся колледжа, позволяющей увидеть динамику формирования компетенций обучающихся на протяжении всего курса обучения по основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) и оперативно вносить коррективы в образовательный процесс. Приводятся критерии и показатели профессиональной компетентности студентов колледжа, на основе которых была проведена разработка контрольно-оценочных средств для оценки сформированности профессиональных компетенций. Проводится анализ результатов мониторинга сформированности профессиональных компетенций студентов специальности 151901 «Технология машиностроения».

Список литературы

1. Закон 273–ФЗ "Об образовании в РФ" // Гарант: информационно-правовой портал. URL: www.garant.ru.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 151901 Технология машиностроения // Российское образование: федеральный портал. URL: edu.ru.

3. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3–13.

4. Панасюк В.П., Шапоренкова Г.А., Головичер Г.В. Региональная система оценки качества образования: опыт проектирования и применения: учебно‐методическое пособие. Салехард: Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. 182 с.

5. Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Фишман И.С. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры // Вопросы образования. 2008. № 2. С. 161–185.

6. Матяш Н.В., Володина Ю.А. Методика оценки проектной компетентности студентов // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 3 (17). С. 9.

7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.

8. Коган Е.Я., Голуб Г.Б., Фишман И.С. Ключевые компетентности как результат общего образования: подходы к оценке // Активная школа: теория, практика, перспективы. М.: Сивитас, 2005. С. 108–111.

9. Непрокина И.В., Юрковец О.П., Кифа Л.Л. Технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров в образовательном процессе (на примере подготовки бакалавров различных направлений). Saarbrucken: Palmarium Academic Publishing, 2012. 168 с.

10. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20–22.

11. Методология и технология мониторинга воспитания в контексте педагогического образования / под ред. В.И. Андреева. Казань: Центр инновац. технологий, 2007. 372 с.

12. Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.

13. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Школьные технологии. 1999. № 1-2. С. 10–15.

14. Шибаева JI.В., Кузнецова Н.М., Гранкина Т.Г. Система отслеживания успешности и продуктивности основных направлений образовательной деятельности школы // Стандарты и мониторинг. 2000. № 1. С. 56–62.

15. Непрокина И.В., Ершова Н.Н. Роль мониторинга в оценке качества сформированных профессиональных компетенций // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 171–175.

16. Ершова Н.Н. Роль самостоятельной работы в формировании общих и профессиональных компетенций студентов колледжа // Самостоятельная работа как ресурс формирования компетенций будущего специалиста. Самара: ГАОУ СПО СКТК, 2014. С. 53–56.

17. Непрокина И.В., Ершова Н.Н. Опыт реализации ФГОС СПО по формированию и мониторингу профессиональных компетенций в колледже // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия. Психолого-педагогические науки. 2015. № 2 (26). С. 139–143.

18. Ершова Н.Н. Актуальные проблемы формирования компетенций у студентов машиностроительного колледжа // Scientific genesis: материалы XIV Международного Европейского научно-практического конгресса психологов и педагогов. 2014. С. 75–78.

19. Ершова Н.Н. Проблемы мониторинга и диагностики обученности студентов колледжа // The unity of science. 2014. № 1. С. 26–28.

20. Черепанов B.C., Шихов Ю.А. Квалитативная технология конструирования дидактических тестов для системы педагогического мониторинга // Вопросы тестирования в образовании. 2004. № 12. С. 18–23.

21. Айзенштат Г.В., Стеблева Н.Н. Формирование фондов оценочных средств как необходимое условие реализации основной профессиональной образовательной программы // Высшее образование сегодня. 2013. № 5. С. 54–56.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2015; : 77-81

TECHNOLOGY OF FORMATION OF STUDENTS’ GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCIES IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Ershova Natalia Nikolayevna

Abstract

The paper presents the author’s experience in implementation of the requirements set forth by the federal state educational standards (GEF) in secondary vocational education at Togliatti Engineering College (TEC). It describes training technology, which enables efficient formation of professional competence established by the federal state educational standards of secondary vocational education, including the structuring of the content of the professional module according to the major professional activity, competence-oriented tasks, pool of assessment tools, a set of evaluation tools, and methodological support of independent work of students. The author suggests the scheme and description of the formation technology of both general and professional competences of the students of Togliatti Engineering College. Based on GEF analysis of Mechanical Engineering specialty (151901), managers and a creative group of college teachers determined professional competencies of college students and developed specification of learning outcomes. The work contains a description of monitoring the level of formation of general and professional competencies of TEC students held in the course of training the college students according to a new educational program. The opportunity to provide feedback in an educational institution is shown through monitoring the formedness of general and professional competencies of college students; it allows you to see the dynamics of the students’ competencies formedness throughout the course of training according to the basic professional educational program and make quick adjustments to the educational process. The work considers criteria of college students’ professional competence, which were used as the basis for development of the control and assessment tools to evaluate the formedness of professional competencies. The analysis of the monitoring results of the students’ professional competencies formedness is also presented.

References

1. Zakon 273–FZ "Ob obrazovanii v RF" // Garant: informatsionno-pravovoi portal. URL: www.garant.ru.

2. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 151901 Tekhnologiya mashinostroeniya // Rossiiskoe obrazovanie: federal'nyi portal. URL: edu.ru.

3. Baidenko V.I. Kompetentsii v professional'nom obrazovanii (k osvoeniyu kompetentnostnogo podkhoda) // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2004. № 11. S. 3–13.

4. Panasyuk V.P., Shaporenkova G.A., Golovicher G.V. Regional'naya sistema otsenki kachestva obrazovaniya: opyt proektirovaniya i primeneniya: uchebno‐metodicheskoe posobie. Salekhard: Issledovatel'skii Tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2007. 182 s.

5. Golub G.B., Kogan E.Ya., Fishman I.S. Otsenka urovnya sformirovannosti klyuchevykh professional'nykh kompetentnostei vypusknikov UNPO: podkhody i protsedury // Voprosy obrazovaniya. 2008. № 2. S. 161–185.

6. Matyash N.V., Volodina Yu.A. Metodika otsenki proektnoi kompetentnosti studentov // Psikhologicheskie issledovaniya: elektron. nauch. zhurn. 2011. № 3 (17). S. 9.

7. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentsii – novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya // Vysshee obrazovanie segodnya. 2003. № 5. S. 34–42.

8. Kogan E.Ya., Golub G.B., Fishman I.S. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tat obshchego obrazovaniya: podkhody k otsenke // Aktivnaya shkola: teoriya, praktika, perspektivy. M.: Sivitas, 2005. S. 108–111.

9. Neprokina I.V., Yurkovets O.P., Kifa L.L. Tekhnologii formirovaniya professional'noi kompetentnosti bakalavrov v obrazovatel'nom protsesse (na primere podgotovki bakalavrov razlichnykh napravlenii). Saarbrucken: Palmarium Academic Publishing, 2012. 168 s.

10. Tatur Yu.G. Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki spetsialista // Vysshee obrazovanie segodnya. 2004. № 3. S. 20–22.

11. Metodologiya i tekhnologiya monitoringa vospitaniya v kontekste pedagogicheskogo obrazovaniya / pod red. V.I. Andreeva. Kazan': Tsentr innovats. tekhnologii, 2007. 372 s.

12. Kal'nei V.A. Shkola: monitoring kachestva obrazovaniya. M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2000. 320 s.

13. Matros D.Sh., Polev D.M., Mel'nikova N.N. Upravlenie kachestvom obrazovaniya na osnove novykh informatsionnykh tekhnologii i obrazovatel'nogo monitoringa // Shkol'nye tekhnologii. 1999. № 1-2. S. 10–15.

14. Shibaeva JI.V., Kuznetsova N.M., Grankina T.G. Sistema otslezhivaniya uspeshnosti i produktivnosti osnovnykh napravlenii obrazovatel'noi deyatel'nosti shkoly // Standarty i monitoring. 2000. № 1. S. 56–62.

15. Neprokina I.V., Ershova N.N. Rol' monitoringa v otsenke kachestva sformirovannykh professional'nykh kompetentsii // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2015. № 3. S. 171–175.

16. Ershova N.N. Rol' samostoyatel'noi raboty v formirovanii obshchikh i professional'nykh kompetentsii studentov kolledzha // Samostoyatel'naya rabota kak resurs formirovaniya kompetentsii budushchego spetsialista. Samara: GAOU SPO SKTK, 2014. S. 53–56.

17. Neprokina I.V., Ershova N.N. Opyt realizatsii FGOS SPO po formirovaniyu i monitoringu professional'nykh kompetentsii v kolledzhe // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya. Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2015. № 2 (26). S. 139–143.

18. Ershova N.N. Aktual'nye problemy formirovaniya kompetentsii u studentov mashinostroitel'nogo kolledzha // Scientific genesis: materialy XIV Mezhdunarodnogo Evropeiskogo nauchno-prakticheskogo kongressa psikhologov i pedagogov. 2014. S. 75–78.

19. Ershova N.N. Problemy monitoringa i diagnostiki obuchennosti studentov kolledzha // The unity of science. 2014. № 1. S. 26–28.

20. Cherepanov B.C., Shikhov Yu.A. Kvalitativnaya tekhnologiya konstruirovaniya didakticheskikh testov dlya sistemy pedagogicheskogo monitoringa // Voprosy testirovaniya v obrazovanii. 2004. № 12. S. 18–23.

21. Aizenshtat G.V., Stebleva N.N. Formirovanie fondov otsenochnykh sredstv kak neobkhodimoe uslovie realizatsii osnovnoi professional'noi obrazovatel'noi programmy // Vysshee obrazovanie segodnya. 2013. № 5. S. 54–56.