Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015; : 43-45
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Борисов Александр Яковлевич, Жукова Татьяна Анатольевна, Рябинова Елена Николаевна
Аннотация
В статье обозначена роль глобализационных процессов в современном образовании. Авторы статьи полагают, что от правильно расставленных акцентов в понимании сущности этого явления зависит осознание не только отрицательных сторон этого процесса, но и положительных. В работе подчеркивается важность понимания и качественного оценивания той меры проникновения, в пределах которой глобализация выступает как созидательный процесс и способствует оптимизации образования. Отмечается тот факт, что образование становится полифункциональным, его цель – формирование человека, сохраняющего свою национальную идентичность и вместе с тем обладающего глобальным восприятием мировых процессов. Решение возникшей проблемы, характеризующейся столкновением общества со сложностями глобализированного мира, возможно при условии перехода от этапа экономической и институциональной модернизации к социокультурной. Целями нового этапа модернизации образования являются обеспечение позитивной социализации и учебной успешности каждого обучающегося, усиление вклада образования в инновационное развитие России и ответ на вызовы изменившейся культурной, социальной среды. Между тем отмечается, что не каждая страна стремится занять активную позицию в модернизации / трансформации образования в контексте глобализационных процессов. Предполагается, что в перспективе должна быть создана образовательная система, характеризующаяся многомерностью и интегративностью, с учетом позиций различных государств и изменениями на институциональном и личностном уровнях. Активная роль в развитии этой системы должна быть отведена педагогам, обладающим системным пониманием инновационных процессов, тенденций развития образования, владеющим критериями и методами оценки эффективности развития образования, пониманием механизмов регулирования инноваций в образовании.
Список литературы
1. Богословский В.И., Жукова Т.А. Научный подход к разработке стратегии устойчивого развития си-стемы мультикультурного образования в высшей профессиональной школе // Наука и бизнес: пути развития. 2012. № 11 (17). С. 039–044.
2. Громыко Ю.В. Построение общественной практики средствами образования // Вопросы психоло-гии. 1998. № 5. C. 37–48.
3. Жукова Т.А. Актуальные проблемы разработки системы мультикультурного образования в высшей школе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 153 (1). C. 97–103.
4. Жукова Т.А. Высшее образование в Германии: мультикультурный аспект. CПб.: Книжный Дом, 2014. 144 c.
5. Емельянова А.C., Соколова Ф.Х. Высшее образование в России в контексте глобализационных и интеграционных процессов в отечественных исследованиях // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. C. 15–27.
6. Вульфсон Б.А. Сравнительная педагогика в системе научного знания // Научные основы развития образования в XXI веке: 105 выступлений членов РАО в СПбГУП. СПб.: СПбГУП, 2011. 672 c.
7. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 2002. 608 c.
8. Удовик С.Л. Глобализация. Семиотические подходы. М.: Ваклер, 2002. 480 c.
9. Богословский В.И., Лаптев В.В., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Интеграционные процессы и гума-нитарные технологии: междисциплинарный аспект исследования научного образования в европейских универ-ситетах: научно-методические материалы. CПб.: Книжный Дом, 2007. 272 c.
10. Писарева С.А., Тряпицына А.П. Современные методологические подходы к исследованию педаго-гического образования // Человек и образование. 2014. № 3 (40). C. 4–12.
11. Кузнецов И.М. Многообразие культурных миров // Социология межэтнической толерантности. М.: Издательство института социологии РАН, 2003. 220 с.
12. Кинелев В.Г. Образование и воспитание в истории народов // Научные основы развития образова-ния в XXI веке: 105 выступлений членов РАО в СПбГУП. СПб.: СПбГУП, 2011. 672 c.
13. Гуманитарные технологии в полиэтнической образовательной среде: предупреждение культурной депривации. СПб.: Книжный Дом, 2007. 207 с.
14. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 168 c.
15. Зима Н.А. Инновационные тенденции модернизации в образовании в условиях глобализации // Фундаментальные исследования. 2006. № 7. С. 78–80.
16. Понарина Н.Н. Глобализация высшего образования и проблемы интернационализации образова-тельных систем // Общество, социология, психология, педагогика. 2012. № 1. С. 42–46.
17. Социальные конфликты в условиях системных трансформаций. Воронеж: Воронежский государ-ственный университет, 2005. 360 с.
18. Мамедов Н.М. Концепция устойчивого развития – современная теория исторического процесса // Образование в интересах устойчивого развития: сборник. СПб., 2009. C. 72–88.
19. Федотова Н.Н. Глобализация и образование // Философские науки. 2008. № 4. С. 5–24.
20. Бордовская Н.В. Образование в условиях формирования нового типа культуры. СПб.: СПбГУП, 2002. C. 63.
Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2015; : 43-45
THE PROSPECTS FOR FURTHER DEVELOPMENT OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION PROCESSES
Borisov Aleksandr Yakovlevich, Zhukova Tatiana Anatolievna, Ryabinova Elena Nikolaevna
Abstract
The paper describes the role of globalization processes in the modern education. The authors think that the comprehension of both negative and positive aspects of the process depends on the appropriately highlighted key points in the understanding of this phenomenon essence. In the paper, the authors highlight the significance of understanding and quality assessment of that penetration extent when the globalization acts as the creative activity and promotes education optimization and note the fact that education becomes polyfunctional and its objective is to form a person keeping its personal identity and having global sense of the world processes. The solution of challenge characterized by the society facing the difficulties of globalized world is possible under the conditions of transfer from economic and institutional modernization to the social and cultural modernization. The goals of a new stage of the education modernization is the ensuring of positive socialization and educational successfulness of each student, the increasing participation of education in the innovative development of Russia and the response to challenges of changed cultural and social environment. Meanwhile, it is noted that not each country attempts to take active position in education modernization / transformation in the context of globalization processes. The authors suppose that in future, the educational system characterized by the multidimensionality and the integrity should be created taking into account the different states positions and the changes on the institutional and personal levels. An active part in development of this system should be assigned to teachers having system understanding of innovative processes, education development tendencies, able to use the criteria and methods of assessment of education development efficiency, and understanding the mechanisms of control of innovations in education.
References
1. Bogoslovskii V.I., Zhukova T.A. Nauchnyi podkhod k razrabotke strategii ustoichivogo razvitiya si-stemy mul'tikul'turnogo obrazovaniya v vysshei professional'noi shkole // Nauka i biznes: puti razvitiya. 2012. № 11 (17). S. 039–044.
2. Gromyko Yu.V. Postroenie obshchestvennoi praktiki sredstvami obrazovaniya // Voprosy psikholo-gii. 1998. № 5. C. 37–48.
3. Zhukova T.A. Aktual'nye problemy razrabotki sistemy mul'tikul'turnogo obrazovaniya v vysshei shkole // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2012. № 153 (1). C. 97–103.
4. Zhukova T.A. Vysshee obrazovanie v Germanii: mul'tikul'turnyi aspekt. CPb.: Knizhnyi Dom, 2014. 144 c.
5. Emel'yanova A.C., Sokolova F.Kh. Vysshee obrazovanie v Rossii v kontekste globalizatsionnykh i integratsionnykh protsessov v otechestvennykh issledovaniyakh // Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 2015. № 1. C. 15–27.
6. Vul'fson B.A. Sravnitel'naya pedagogika v sisteme nauchnogo znaniya // Nauchnye osnovy razvitiya obrazovaniya v XXI veke: 105 vystuplenii chlenov RAO v SPbGUP. SPb.: SPbGUP, 2011. 672 c.
7. Gershunskii B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka. M.: Sovershenstvo, 2002. 608 c.
8. Udovik S.L. Globalizatsiya. Semioticheskie podkhody. M.: Vakler, 2002. 480 c.
9. Bogoslovskii V.I., Laptev V.V., Pisareva S.A., Tryapitsyna A.P. Integratsionnye protsessy i guma-nitarnye tekhnologii: mezhdistsiplinarnyi aspekt issledovaniya nauchnogo obrazovaniya v evropeiskikh univer-sitetakh: nauchno-metodicheskie materialy. CPb.: Knizhnyi Dom, 2007. 272 c.
10. Pisareva S.A., Tryapitsyna A.P. Sovremennye metodologicheskie podkhody k issledovaniyu pedago-gicheskogo obrazovaniya // Chelovek i obrazovanie. 2014. № 3 (40). C. 4–12.
11. Kuznetsov I.M. Mnogoobrazie kul'turnykh mirov // Sotsiologiya mezhetnicheskoi tolerantnosti. M.: Izdatel'stvo instituta sotsiologii RAN, 2003. 220 s.
12. Kinelev V.G. Obrazovanie i vospitanie v istorii narodov // Nauchnye osnovy razvitiya obrazova-niya v XXI veke: 105 vystuplenii chlenov RAO v SPbGUP. SPb.: SPbGUP, 2011. 672 c.
13. Gumanitarnye tekhnologii v polietnicheskoi obrazovatel'noi srede: preduprezhdenie kul'turnoi deprivatsii. SPb.: Knizhnyi Dom, 2007. 207 s.
14. Allak Zh. Vklad v budushchee: prioritet obrazovaniya. M.: Pedagogika-Press, 1993. 168 c.
15. Zima N.A. Innovatsionnye tendentsii modernizatsii v obrazovanii v usloviyakh globalizatsii // Fundamental'nye issledovaniya. 2006. № 7. S. 78–80.
16. Ponarina N.N. Globalizatsiya vysshego obrazovaniya i problemy internatsionalizatsii obrazova-tel'nykh sistem // Obshchestvo, sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 2012. № 1. S. 42–46.
17. Sotsial'nye konflikty v usloviyakh sistemnykh transformatsii. Voronezh: Voronezhskii gosudar-stvennyi universitet, 2005. 360 s.
18. Mamedov N.M. Kontseptsiya ustoichivogo razvitiya – sovremennaya teoriya istoricheskogo protsessa // Obrazovanie v interesakh ustoichivogo razvitiya: sbornik. SPb., 2009. C. 72–88.
19. Fedotova N.N. Globalizatsiya i obrazovanie // Filosofskie nauki. 2008. № 4. S. 5–24.
20. Bordovskaya N.V. Obrazovanie v usloviyakh formirovaniya novogo tipa kul'tury. SPb.: SPbGUP, 2002. C. 63.
События
-
Журнал «Літасфера» присоединился к Elpub! >>>
22 июл 2025 | 11:00 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Труды НИИСИ» >>>
21 июл 2025 | 10:43 -
Журнал «Успехи наук о животных» присоединился к Elpub! >>>
18 июл 2025 | 12:37 -
Журнал «Наука. Инновации. Технологии» принят в DOAJ >>>
17 июл 2025 | 12:17 -
К платформе Elpub присоединился журнал « Библиотечный мир» >>>
15 июл 2025 | 12:17