Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019; : 28-34
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ (MOODLE) КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ «ИНДУСТРИИ 4.0»
Пяткова М. Р., Конкина В. А., Гнедкова М. А.
https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-2-28-34Аннотация
Появление концепции «Индустрии 4.0» оказало значительное влияние на развитие высшего образования и стимулировало возникновение новых эффективных технологий в обучении. Студенты активно используют различные информационные платформы, которые в современных условиях необходимы для получения знаний, умений и навыков. Потребность в разработке и совершенствовании новых методов обучения влечет за собой ряд проблем, связанных с использованием системы управления обучением (LMS), в частности, возникает сопротивление на уровне приверженности традиционным педагогическим технологиям. Так, становится актуальной тема адаптации преподавателей к осознанному использованию средств LMS с целью повышения педагогической эффективности.
Целью исследования является анализ уровня эффективности педагогической деятельности работников высшей школы в контексте модульной объектно-ориентированной среды обучения (Moodle). Раскрыты особенности понятия педагогической эффективности в рамках концепции «Индустрии 4.0». Проанализированы педагогические условия среды обучения Moodle, а также реализация данных условий со стороны студента и преподавателя. Определено и обосновано влияние инструмента Moodle на педагогическую эффективность и профессиональную идентичность педагогических кадров. В рамках оценки педагогической эффективности предложен индекс реализации инновационных педагогических технологий. Приведены данные сравнительного анализа уровня эффективности преподавателей высшей школы, использующих в своей деятельности технологии LMS, и преподавателей высшей школы, не использующих их. Представлены анализы успеваемости студентов, уровня удовлетворенности обучением на курсе, уровня активности со стороны студентов.
Список литературы
1. Kumar J.A., Al-Samarraie H. MOOCs in the Malaysian higher education institutions: The instructors perspectives // Reference Librarian. 2018. Vol. 59. № 3. P. 163-177.
2. Хусаинова А.А. Педагогические условия использования системы MOODLE в организации самостоятельной работы при обучении иностранному языку студентов экономических специальностей // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 2. С. 11-22.
3. Ifinedo P. Roles of perceived fit and perceived individual learning support in students’ weblogs continuance usage intention // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018. Vol. 15. № 1. P. 1-18.
4. Then M., Wallenborn B., Nussbaumer A., Fuchs M., Fuchs S., Hemmje M. Interfaces and services for integrating games and game components into competence based courses within learning management systems // IEEE Global Engineering Education Conference. 2018. Vol. 2018. P. 1787-1796.
5. Liagkou V., Stylios C. A trustworthy and privacy preserving model for online competence evaluation system // Advances in intelligent systems and computing. 2019. Vol. 761. P. 338-347.
6. Al-Samarraie H., Saeed N. A systematic review of cloud computing tools for collaborative learning: Opportunities and challenges to the blended-learning environment // Computers and Education. 2018. Vol. 124. P. 77-91.
7. Baragash R.S., Al-Samarraie H. An empirical study of the impact of multiple modes of delivery on student learning in a blended course // Reference Librarian. 2018. Vol. 59. № 3. P. 149-162.
8. Карманова Е.В. Особенности реализации смешанного обучения с использованием среды MOODLE // Информатика и образование. 2018. № 8. С. 43-50.
9. Бердичевский А.А. Оптимизация системы обучения иностранным языкам в педагогическом вузе. М.: Высшая школа, 1989. 103 с.
10. Костромина Н.Н. Педагогические технологии обучения: сущность, их характеристики и эффективность // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 12. С. 105-111.
11. Плотникова Н.А., Пичугина И.В. Эффективность педагогической деятельности в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. № 38. С. 74-77.
12. Халимова Н.М. Эффективность педагогической системы управления качеством профессионального образования в условиях его реформирования // Педагогика: традиции и инновации: материалы Международной научной конференции. Т. 2. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 54-56.
13. Проблемы современной школы: сборник / сост. Р.Б. Вендровская. М.: Акад. пед. наук СССР, 1975. 159 с.
14. Казанович В.Г. Методические рекомендации по созданию, организации и проведению мониторинга качества образования в вузе. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 15 с.
15. Вишневская Л.П. Критерии педагогической эффективности личностноориентированных образовательных технологий // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008. № 11. С. 120-124.
16. Кравченко Г.В. Педагогические особенности организации дистанционного обучения в среде Moodle // Известия Алтайского государственного университета. 2015. № 3-1. C. 59-63.
17. Chow J., Tse A., Armatas C. Comparing trained and untrained teachers on their use of LMS tools using the Rasch analysis // Computers and Education. 2018. Vol. 123. P. 124-137.
18. Фомичев Р.С. Критерии и показатели эффективности реализации современных педагогических технологий в процессе модернизации общего образования // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11. С. 98-103.
19. Рыманова И.Е. Использование среды MOODLE для обучения профессиональному иностранному языку студентов технического вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 11-2. С. 164-167.
20. Титова С.В. Инновационный педагогический менеджмент: методический комплекс. М.: АТиСО, 2008. 117 с.
21. Saw T., Win K.K., Aung Z.M.M., Oo M.S. Investigation of the use of learning management system (Moodle) in university of computer studies // Big Data Analysis and Deep Learning Applications. 2019. Vol. 744. P. 160-168.
Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2019; : 28-34
THE APPLICATION OF THE LEARNING MANAGEMENT SYSTEM (MOODLE) AS A MEANS OF PEDAGOGICAL EFFECTIVENESS IMPROVEMENT IN THE CONTEXT OF INDUSTRY 4.0 CONCEPT
Pyatkova M. R., Konkina V. A., Gnedkova M. A.
https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-2-28-34Abstract
The introduction of the Industry 4.0 concept influenced significantly on the development of higher education and contributed to the appearance of new effective technologies in education. Students actively use various information platforms that are necessary for the development of knowledge and skills in modern conditions. The necessity of development and improvement of new training methods causes a number of problems related to the use of the learning management system (LMS), in particular, the opposition emerges at the level of adherence to traditional teaching technologies. In this regard, the topic of adaptation of lectures to the conscious using of LMS instrument in order to increase pedagogical efficiency becomes relevant. The aim of the study is the analysis of the effectiveness of teaching activities in the context of Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (MOODLE). The paper describes the features of the notion of pedagogical efficiency within the Industry 4.0 concept. The authors analyzed the educational conditions of the MOODLE learning environment and the implementation of these conditions on the part of a student and teacher. The authors identified and justified the impact of MOODLE instrument on the pedagogical effectiveness and professional identity of teaching staff. As a part of the evaluation of pedagogical effectiveness, the authors proposed the index of innovative educational technologies implementation. The paper presents the data of comparative analysis of the effectiveness of high school teachers who use and do not use LMS technologies in their activities and the analyses of students’ performance, the level of satisfaction with the course, and the students’ activity level.
References
1. Kumar J.A., Al-Samarraie H. MOOCs in the Malaysian higher education institutions: The instructors perspectives // Reference Librarian. 2018. Vol. 59. № 3. P. 163-177.
2. Khusainova A.A. Pedagogicheskie usloviya ispol'zovaniya sistemy MOODLE v organizatsii samostoyatel'noi raboty pri obuchenii inostrannomu yazyku studentov ekonomicheskikh spetsial'nostei // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyi nauchnyi zhurnal). 2013. № 2. S. 11-22.
3. Ifinedo P. Roles of perceived fit and perceived individual learning support in students’ weblogs continuance usage intention // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018. Vol. 15. № 1. P. 1-18.
4. Then M., Wallenborn B., Nussbaumer A., Fuchs M., Fuchs S., Hemmje M. Interfaces and services for integrating games and game components into competence based courses within learning management systems // IEEE Global Engineering Education Conference. 2018. Vol. 2018. P. 1787-1796.
5. Liagkou V., Stylios C. A trustworthy and privacy preserving model for online competence evaluation system // Advances in intelligent systems and computing. 2019. Vol. 761. P. 338-347.
6. Al-Samarraie H., Saeed N. A systematic review of cloud computing tools for collaborative learning: Opportunities and challenges to the blended-learning environment // Computers and Education. 2018. Vol. 124. P. 77-91.
7. Baragash R.S., Al-Samarraie H. An empirical study of the impact of multiple modes of delivery on student learning in a blended course // Reference Librarian. 2018. Vol. 59. № 3. P. 149-162.
8. Karmanova E.V. Osobennosti realizatsii smeshannogo obucheniya s ispol'zovaniem sredy MOODLE // Informatika i obrazovanie. 2018. № 8. S. 43-50.
9. Berdichevskii A.A. Optimizatsiya sistemy obucheniya inostrannym yazykam v pedagogicheskom vuze. M.: Vysshaya shkola, 1989. 103 s.
10. Kostromina N.N. Pedagogicheskie tekhnologii obucheniya: sushchnost', ikh kharakteristiki i effektivnost' // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. 2007. № 12. S. 105-111.
11. Plotnikova N.A., Pichugina I.V. Effektivnost' pedagogicheskoi deyatel'nosti v vuze // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2009. № 38. S. 74-77.
12. Khalimova N.M. Effektivnost' pedagogicheskoi sistemy upravleniya kachestvom professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh ego reformirovaniya // Pedagogika: traditsii i innovatsii: materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. T. 2. Chelyabinsk: Dva komsomol'tsa, 2011. S. 54-56.
13. Problemy sovremennoi shkoly: sbornik / sost. R.B. Vendrovskaya. M.: Akad. ped. nauk SSSR, 1975. 159 s.
14. Kazanovich V.G. Metodicheskie rekomendatsii po sozdaniyu, organizatsii i provedeniyu monitoringa kachestva obrazovaniya v vuze. M.: Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2001. 15 s.
15. Vishnevskaya L.P. Kriterii pedagogicheskoi effektivnosti lichnostnoorientirovannykh obrazovatel'nykh tekhnologii // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo. 2008. № 11. S. 120-124.
16. Kravchenko G.V. Pedagogicheskie osobennosti organizatsii distantsionnogo obucheniya v srede Moodle // Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 3-1. C. 59-63.
17. Chow J., Tse A., Armatas C. Comparing trained and untrained teachers on their use of LMS tools using the Rasch analysis // Computers and Education. 2018. Vol. 123. P. 124-137.
18. Fomichev R.S. Kriterii i pokazateli effektivnosti realizatsii sovremennykh pedagogicheskikh tekhnologii v protsesse modernizatsii obshchego obrazovaniya // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2014. № 11. S. 98-103.
19. Rymanova I.E. Ispol'zovanie sredy MOODLE dlya obucheniya professional'nomu inostrannomu yazyku studentov tekhnicheskogo vuza // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2013. № 11-2. S. 164-167.
20. Titova S.V. Innovatsionnyi pedagogicheskii menedzhment: metodicheskii kompleks. M.: ATiSO, 2008. 117 s.
21. Saw T., Win K.K., Aung Z.M.M., Oo M.S. Investigation of the use of learning management system (Moodle) in university of computer studies // Big Data Analysis and Deep Learning Applications. 2019. Vol. 744. P. 160-168.
События
-
Журнал «Успехи наук о животных» присоединился к Elpub! >>>
18 июл 2025 | 12:37 -
Журнал «Наука. Инновации. Технологии» принят в DOAJ >>>
17 июл 2025 | 12:17 -
К платформе Elpub присоединился журнал « Библиотечный мир» >>>
15 июл 2025 | 12:17 -
Журнал «Концепт: Философия, религия, культура» принят в Scopus >>>
9 июл 2025 | 13:25 -
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52