Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015; : 29-32
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСОВ ДИАГНОСТИКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В представленной статье приведены результаты анализа понятий «качество» и «качество образования», разработанных методов диагностики качества образования. Представлены обобщенно основные идеи, получившие развитие в исследованиях педагогов практиков и ученых. Отмечено, что в системе высшего профессионального образования диагностика и управление качеством образования становятся ориентирующими, регулирующими, стимулирующими факторами. Они обеспечивают ориентацию образовательного процесса на существующие и предполагаемые потребности отдельной личности, экономики и рынка труда, государства и общества; дают возможность субъектам образования определить ключевые аспекты деятельности и их основные характеристики; повышают эффективность взаимодействия всех субъектов образования; обеспечивают поддержку принятия управленческих решений. Благодаря этому диагностика и управление качеством образования способствуют достижению важнейших целей совершенствования профессиональной подготовки студентов в системе вузовского образования. Общий анализ рассмотренных разработок позволяет сделать вывод: предлагаемые методы не вполне учитывают, что законченная картина в диагностике качества образования формируется на основе особых взаимосвязей между процессами и отдельными элементами, выступающими в роли функциональных агентов. Сделан акцент на таких важных событиях 2015 года, как проведение нового мониторинга эффективности работы вузов России и обращение депутатов Госдумы к вопросам качества образования. Приведенные в статье данные наглядно подтверждают, что тема исследования вопросов диагностики качества образования в высшем профессиональном образовании нуждается в пристальном изучении и научной разработке.
Список литературы
1. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. – Дрофа, Русский язык, – 2000.
2. Качество // Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М. : Советская энциклопедия, 1973. – Т. 11 . – 592 с.
3. Пермякова Т.В. Образование как ценность : дис. … канд. социол. наук: 22.00.06. – Екатеринбург : Б.и., 1999. – 165 с.
4. Алферов А.Н. Аннотация к Новому ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» // Вестник Российского Института Национальных Ценностей. – 2014. – № 01
5. Малолетко Н.Е. Финансовый механизм управления качеством образования в казенных учреждениях : дисс. ... канд. экон. наук : 08.00.10 – Москва, 2012. – 161 с.
6. Черемисина Е.В. Качество подготовки специалистов и рынок образовательных услуг. // В сборнике научных трудов «Интеллект-2005». –Тюмень: ТГИМЭУП, 2005. – С.265-268.
7. Аниканова H.A. Социокультурные ориентиры качества образования // Человек и общество: поиски, проблемы и решения: материалы 2-й междунар. конф. (15 мая 2006г.У Ред. кол.: JI.C. Николаева (отв. ред.) и др.; Новочерк. гос. мелиор. акад. – Новочеркасск, 2006. – С.88-90.
8. Щекотин Е.В. Теоретико-методологический анализ проблемы качества высшего образования в условиях инфотронной эры : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 : Новосибирск, 2005. – 181 с.
9. Давыдова Л.Н. Педагогическое диагностирование как компонент управления качеством образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. – Ярославль, 2006. – 39 с.
10. Корнилова И. Н. Системная диагностика как средство акмеологического анализа и управления педагогом качеством образования в школе : автореферат дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Ленингр. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина. СПб, 2005.
11. Беляева, Е. В. Педагогические условия реализации внутривузовского мониторинга [Текст] : автореф. дис.... канд. пед. наук. – Сочи, 2006. – 22 с.
12. Клименок О.Г. Педагогическая система мониторинга качества профессионального образования в учреждениях начального профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : М., 2005. – 201 c.
13. Корячко В.П., Таганов А.И., Таганов Р.А. Процессно-ориентированная технология менеджмента для проектов информатизации сферы образования/ Труды ХIII Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2006». Санкт-Петербург, 2006. Том 1. С. 130 -132.
14. Руденко И.В., Ахметжанова Г.В., Дыбина О.В. и др. Образовательные технологии в вузе учебное пособие. – Тольятти, 2011.
15. Богданова А.В., Ярыгин А.Н. Управление вузом как экономической системой в условиях внедрения информационных технологий //
16. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 173-175.
17. Королев М.Ф. Задания с готовыми элементами ответов в комбинированном контроле знаний. В кн.: Программированное обучение и технические средства обучения в системе университетского образования. Краснодар: Кубанский госуниверситет, 1986.
18. Субботін С. О., Олійник А. О., Олійник О. О. Неітеративні, еволюційні та мультиагентні методи синтезу нечіткологічних і нейромережних моделей: Монографія / Під заг. ред. С. О. Субботіна. Запоріжжя: ЗНТУ. – 2009. – 375 с.
19. Богданова А.В. Экономические аспекты диагностики и управления качеством в информационно-коммуникативном пространстве вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С. 13-16.
20. Глазова В.Ф. Планирование содержания дисциплины «Информатика» в рамках компетентностного подхода к обучению // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 57-60.
21. Богданова А.В., Ярыгин А.Н. Эффективность диагностики и системы управления качеством образования в вузе с использованием информационных технологий // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 24-31.
Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2015; : 29-32
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BACKGROUND OF THE RESEARCH QUESTIONS OF DIAGNOSTICS OF THE QUALITY OF EDUCATION IN HIGH SCHOOL
Abstract
Results of the analysis of the concepts "quality" and " education quality", the developed methods of diagnostics of education quality are given in the presented article. The main ideas which gained development in researches of practicians and scientists are presented generally. It is noted that in system of higher education diagnostics and quality management of education become the focusing, regulating, stimulating factors. They provide orientation of educational process to the existing and estimated needs of the individual, economy and labor market, the state and society; give the chance to subjects of education to define key aspects of activity and their main characteristics; increase efficiency of interaction of all subjects of education; provide support of adoption of administrative decisions. Thanks to it diagnostics and quality management of education promote achievement of the major purposes of improvement of vocational training of students in system of high school education. The general analysis of the considered development allows to draw a conclusion: the offered methods not quite consider that the finished picture in diagnostics of education quality is formed on the basis of special interrelations between the processes and separate elements acting as functional agents. The emphasis is placed on such important events of 2015 as carrying out new monitoring of overall performance of higher education institutions in Russia and the appeal of deputies to questions of education quality. The data provided in article visually confirm that the subject of research of questions of diagnostics of education quality in higher education needs fixed studying and scientific development.
References
1. Efremova T.F. Novyi tolkovo-slovoobrazovatel'nyi slovar' russkogo yazyka. – Drofa, Russkii yazyk, – 2000.
2. Kachestvo // Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya : v 30 t. / gl. red. A. M. Prokhorov. – 3-e izd. – M. : Sovetskaya entsiklopediya, 1973. – T. 11 . – 592 s.
3. Permyakova T.V. Obrazovanie kak tsennost' : dis. … kand. sotsiol. nauk: 22.00.06. – Ekaterinburg : B.i., 1999. – 165 s.
4. Alferov A.N. Annotatsiya k Novomu FZ № 273 «Ob obrazovanii v RF» // Vestnik Rossiiskogo Instituta Natsional'nykh Tsennostei. – 2014. – № 01
5. Maloletko N.E. Finansovyi mekhanizm upravleniya kachestvom obrazovaniya v kazennykh uchrezhdeniyakh : diss. ... kand. ekon. nauk : 08.00.10 – Moskva, 2012. – 161 s.
6. Cheremisina E.V. Kachestvo podgotovki spetsialistov i rynok obrazovatel'nykh uslug. // V sbornike nauchnykh trudov «Intellekt-2005». –Tyumen': TGIMEUP, 2005. – S.265-268.
7. Anikanova H.A. Sotsiokul'turnye orientiry kachestva obrazovaniya // Chelovek i obshchestvo: poiski, problemy i resheniya: materialy 2-i mezhdunar. konf. (15 maya 2006g.U Red. kol.: JI.C. Nikolaeva (otv. red.) i dr.; Novocherk. gos. melior. akad. – Novocherkassk, 2006. – S.88-90.
8. Shchekotin E.V. Teoretiko-metodologicheskii analiz problemy kachestva vysshego obrazovaniya v usloviyakh infotronnoi ery : Dis. ... kand. filos. nauk : 09.00.01 : Novosibirsk, 2005. – 181 s.
9. Davydova L.N. Pedagogicheskoe diagnostirovanie kak komponent upravleniya kachestvom obrazovaniya: Avtoref. dis. d-ra ped. nauk. – Yaroslavl', 2006. – 39 s.
10. Kornilova I. N. Sistemnaya diagnostika kak sredstvo akmeologicheskogo analiza i upravleniya pedagogom kachestvom obrazovaniya v shkole : avtoreferat dis. . kand. ped. nauk : 13.00.01 / Leningr. gos. obl. un-t im. A.S. Pushkina. SPb, 2005.
11. Belyaeva, E. V. Pedagogicheskie usloviya realizatsii vnutrivuzovskogo monitoringa [Tekst] : avtoref. dis.... kand. ped. nauk. – Sochi, 2006. – 22 s.
12. Klimenok O.G. Pedagogicheskaya sistema monitoringa kachestva professional'nogo obrazovaniya v uchrezhdeniyakh nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08 : M., 2005. – 201 c.
13. Koryachko V.P., Taganov A.I., Taganov R.A. Protsessno-orientirovannaya tekhnologiya menedzhmenta dlya proektov informatizatsii sfery obrazovaniya/ Trudy KhIII Vserossiiskoi nauchno-metodicheskoi konferentsii «Telematika 2006». Sankt-Peterburg, 2006. Tom 1. S. 130 -132.
14. Rudenko I.V., Akhmetzhanova G.V., Dybina O.V. i dr. Obrazovatel'nye tekhnologii v vuze uchebnoe posobie. – Tol'yatti, 2011.
15. Bogdanova A.V., Yarygin A.N. Upravlenie vuzom kak ekonomicheskoi sistemoi v usloviyakh vnedreniya informatsionnykh tekhnologii //
16. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 2012. № 4 (11). S. 173-175.
17. Korolev M.F. Zadaniya s gotovymi elementami otvetov v kombinirovannom kontrole znanii. V kn.: Programmirovannoe obuchenie i tekhnicheskie sredstva obucheniya v sisteme universitetskogo obrazovaniya. Krasnodar: Kubanskii gosuniversitet, 1986.
18. Subbotіn S. O., Olіinik A. O., Olіinik O. O. Neіterativnі, evolyutsіinі ta mul'tiagentnі metodi sintezu nechіtkologіchnikh і neiromerezhnikh modelei: Monografіya / Pіd zag. red. S. O. Subbotіna. Zaporіzhzhya: ZNTU. – 2009. – 375 s.
19. Bogdanova A.V. Ekonomicheskie aspekty diagnostiki i upravleniya kachestvom v informatsionno-kommunikativnom prostranstve vuza // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 2012. № 3. S. 13-16.
20. Glazova V.F. Planirovanie soderzhaniya distsipliny «Informatika» v ramkakh kompetentnostnogo podkhoda k obucheniyu // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. 2013. № 4 (15). S. 57-60.
21. Bogdanova A.V., Yarygin A.N. Effektivnost' diagnostiki i sistemy upravleniya kachestvom obrazovaniya v vuze s ispol'zovaniem informatsionnykh tekhnologii // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2012. № 2 (18). S. 24-31.
События
-
Журнал «Літасфера» присоединился к Elpub! >>>
22 июл 2025 | 11:00 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Труды НИИСИ» >>>
21 июл 2025 | 10:43 -
Журнал «Успехи наук о животных» присоединился к Elpub! >>>
18 июл 2025 | 12:37 -
Журнал «Наука. Инновации. Технологии» принят в DOAJ >>>
17 июл 2025 | 12:17 -
К платформе Elpub присоединился журнал « Библиотечный мир» >>>
15 июл 2025 | 12:17