Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016; : 94-98

АНАЛИЗ ПЕРЕЖИВАНИЙ ФРУСТРИРУЮЩИХ СИТУАЦИЙ У ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ПАТРОНАТНОМ ВОСПИТАНИИ И ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ)

Первитская Алёна Михайловна

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-94-98

Аннотация

Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей – актуальная проблема современного общества. При этом воспитание детей в традиционной модели опеки и попечительства, которой является детский дом, строится без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей. Данное исследование нацелено на раскрытие аспекта переживания фрустрирующих ситуаций детьми, находящимися на патронатном воспитании и воспитывающимися в детском доме. Результаты исследования позволяют утверждать ценность патронатного воспитания. Четко просматривается сглаживание реакций на фрустрирующие ситуации у детей, воспитывающихся в семье, показатели самооценки в данной группе также ближе к нормальным значениям. В качестве объекта исследования данной работы рассматривается фрустрация как психологический феномен, а переживание проблемных ситуаций у детей, оставшихся без попечения родителей, как предмет данного исследования. Выдвинуты следующие предположения: дети, воспитывающиеся в детском доме, характеризуются рядом особенностей в проявлении реакций на проблемную ситуацию в отличие от детей, находящихся на патронатном воспитании; имеется связь между характером преодоления проблемных ситуаций у детей, оставшихся без попечения родителей, и самооценкой.

Установлено, что дети, находящиеся в семье, менее болезненно реагируют на фрустрирующие ситуации, в большей степени воспринимают себя способными справится с проблемами, самооценка таких детей приближена к адекватной. Дети, воспитывающиеся в детском доме, имеют самооценку, близкую к завышенной, проблемные ситуации воспринимают как неизбежные и неподдающиеся контролю. Отмечается положительная роль патронатного воспитания для развития полноценной личности ребенка.

Список литературы

1. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. 40 с.

2. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Академия, 2004. 256 с.

3. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. М.: Дрофа, 2005. 254 с.

4. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи: детский дом: заботы и тревоги общества. М.: Педагогика, 1990. 160 с.

5. Первитская А.М. Анализ взаимосвязи эмоционально-волевой регуляции и особенностей преодоления критической ситуации у девочек-подростков // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. № 3. С. 56–58.

6. Первитская А.М. Эмоционально-волевая регуляция как средство преодоления проблемных ситуаций у девочек-подростков (сравнительный анализ девочек-подростков с «нормальным» и делинквентным поведением) // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2014. № 3. С. 137–143.

7. Духновский С.В. Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков : автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2002. 22 с.

8. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. 124 с.

9. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.

10. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975. Т. V. С. 15–109.

11. Child A.R., Waterhous I.K. Frustration and the quality of performance. I. A critique of the Barker, Dembo and Lewin experiment // Psychological review. 1952. Vol. 59. № 5. P. 351–362.

12. Hilgard E.R., Atkinson R.C. Introduction to psychology. New York: Brace & World, 1967. 686 p.

13. Janis I.L., Mahl G.P., Кagan J., Hоlt R.R. Personality. Dynamic, development, and assessment. New York: Harcourt, Brace & World, 1969. 859 p.

14. Kisker G.W. The disorganised personality. New York: McGraw Hill, 1972. 562 p.

15. Lewin К. The dynamic theory of personality. New York: McGraw Hill, 1935. 286 p.

16. Sarnoff A. Personality. Dynamic and development. New York: Wiley & Sons, 1962. 572 p.

17. Maslow A.H. Motivation and personality. New York: Harper & Brothers, 1954. 411 p.

18. Фрустрация: понятие и диагностика / сост. Л.И. Дементий. Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. 68 с.

19. Данилова E.Е. Детский тест «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга. М.: Московский городской психолого-медико-социальный центр, 1992. 64 с.

20. Данилова Е.Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей // Иностранная психология. 1996. № 6. С. 69–81.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016; : 94-98

THE ANALYSIS OF FRUSTRATING SITUATIONS EXPERIENCE BY CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT (ON THE EXAMPLE OF CHILDREN BEING AT FOSTER CARE AND BROUGHT UP IN THE ORPHANAGE)

Pervitskaya Alena Mikhailovna

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-94-98

Abstract

Guidance of children without parental support is the topical problem of modern society. At the same time, the education of children according to the traditional pattern of guardianship and custody, which is an orphanage, is built not taking into account the adequate psychological conditions providing full development of children. This study is meant to reveal an aspect of the experience of frustrating situations by children being at foster care and brought up in the orphanage. The results of the study allow declaring the value of foster care. The leveling of reactions to the frustrating situations is clearly visible with children being brought up in a family, and the indices of self-assessment in this group are also closer to the normal values. Frustration as a psychological phenomenon is considered as an object of the study of this paper, and the experience of problem situations by children without parental support is considered as the subject for the study. The author makes the following assumptions: children being brought up in the orphanage are characterized by the range of peculiarities in the demonstration of reactions to the problem situation in distinction from children being at foster care; there is the relation between the nature of problem situations overcoming by children without parental support and the self-assessment.

It is determined that children living in the family react to frustrating situations less badly, they perceive themselves able to cope with the problems, their self-assessment is close to adequate. Children being brought up in the orphanage have self-assessment close to inflated; they perceive problem situations as the inevitable and non-controllable. The author noted the positive role of foster care for the development of comprehensive personality of a child.

References

1. Dement'eva I.F. Rossiiskaya sem'ya: problemy vospitaniya. M.: Gosudarstvennyi NII sem'i i vospitaniya, 2000. 40 s.

2. Oliferenko L.Ya., Shul'ga T.I., Dement'eva I.F. Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka detei gruppy riska. M.: Akademiya, 2004. 256 s.

3. Shul'ga T.I. Rabota s neblagopoluchnoi sem'ei. M.: Drofa, 2005. 254 s.

4. Prikhozhan A.M., Tolstykh N.N. Deti bez sem'i: detskii dom: zaboty i trevogi obshchestva. M.: Pedagogika, 1990. 160 s.

5. Pervitskaya A.M. Analiz vzaimosvyazi emotsional'no-volevoi regulyatsii i osobennostei preodoleniya kriticheskoi situatsii u devochek-podrostkov // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. 2014. № 3. S. 56–58.

6. Pervitskaya A.M. Emotsional'no-volevaya regulyatsiya kak sredstvo preodoleniya problemnykh situatsii u devochek-podrostkov (sravnitel'nyi analiz devochek-podrostkov s «normal'nym» i delinkventnym povedeniem) // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. 2014. № 3. S. 137–143.

7. Dukhnovskii S.V. Vliyanie perezhivaniya kriticheskikh situatsii na razvitie deviantnogo povedeniya podrostkov : avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk. Kazan', 2002. 22 s.

8. Dukhnovskii S.V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie podrostkov v kriticheskikh situatsiyakh. Kurgan: Izd-vo Kurganskogo gos. un-ta, 2003. 124 s.

9. Vasilyuk F.E. Psikhologiya perezhivaniya (analiz preodoleniya kriticheskikh situatsii). M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1984. 200 s.

10. Nyutten Zh. Motivatsiya // Eksperimental'naya psikhologiya. M.: Progress, 1975. T. V. S. 15–109.

11. Child A.R., Waterhous I.K. Frustration and the quality of performance. I. A critique of the Barker, Dembo and Lewin experiment // Psychological review. 1952. Vol. 59. № 5. P. 351–362.

12. Hilgard E.R., Atkinson R.C. Introduction to psychology. New York: Brace & World, 1967. 686 p.

13. Janis I.L., Mahl G.P., Kagan J., Holt R.R. Personality. Dynamic, development, and assessment. New York: Harcourt, Brace & World, 1969. 859 p.

14. Kisker G.W. The disorganised personality. New York: McGraw Hill, 1972. 562 p.

15. Lewin K. The dynamic theory of personality. New York: McGraw Hill, 1935. 286 p.

16. Sarnoff A. Personality. Dynamic and development. New York: Wiley & Sons, 1962. 572 p.

17. Maslow A.H. Motivation and personality. New York: Harper & Brothers, 1954. 411 p.

18. Frustratsiya: ponyatie i diagnostika / sost. L.I. Dementii. Omsk: Izd-vo OmGU, 2004. 68 s.

19. Danilova E.E. Detskii test «risunochnoi frustratsii» S. Rozentsveiga. M.: Moskovskii gorodskoi psikhologo-mediko-sotsial'nyi tsentr, 1992. 64 s.

20. Danilova E.E. Metodika izucheniya frustratsionnykh reaktsii u detei // Inostrannaya psikhologiya. 1996. № 6. S. 69–81.