Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016; : 35-42

О ПОДГОТОВКЕ И СЕРТИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНЖЕНЕРА

Ельцов Валерий Валентинович, Доронкин Владимир Геннадьевич

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-35-42

Аннотация

В статье рассматривается комплексная проблема подготовки профессионального инженера в условиях российской двухуровневой системы высшего профессионального образования и его сертификации в государственных или общественно-профессиональных структурах. Актуальность этой проблемы заключается в том, что в настоящее время в России, в отличие от зарубежных стран, практически полностью отсутствует институт профессиональных инженеров, которые смогли бы модернизировать экономику региона, страны в целом и обеспечить ее конкурентоспособность на мировом уровне. Поэтому целью работы является выявление предпосылок и определение основных условий для обеспечения возможности подготовки профессиональных инженеров для российской промышленности на современном этапе развития высшего образования. В работе дается краткий анализ системы подготовки дипломированных инженеров советского периода и существующей на сегодняшний день системы подготовки инженерных кадров в большинстве российских технических вузов. Выявлены основные проблемы и недостатки системы высшего профессионального образования и оценена степень развитости профессиональных сообществ, способных влиять на содержание и критически оценивать образовательные программы вузов. В статье приводится решение проблемы подготовки профессиональных инженеров в Поволжском регионе и в России в целом, которое заключается, во-первых, в создании и реализации компетентностной модели выпускников образовательных программ технических направлений на основе объединенных требований ФГОС и представителей работодателя; во-вторых, в налаживании четкой системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ инженерной подготовки; в-третьих, в создании общероссийской системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров профессиональными общественными организациями.

Список литературы

1. Ефремов Г.А. Советские авиационные Генеральные конструкторы // Род-ная ЛАДОГА. URL: rodnayaladoga.ru/index.php/dospekhi/907-sovetskie-aviatsionnye-generalnye-konstruktory.

2. Конструктор Т-34 М.И. Кошкин // Военно-Технический музей. URL: gvtm.ru/konstruktor-t-34-m.i.-koshkin/.

3. Битва «великих стариков» // Эксперт online. URL: ex-pert.ru/2014/02/24/operedivshie-vremya/.

4. Внедорожные автомобили СКБ В.А. Грачева // Военно-технический музей. URL: gvtm.ru/vnedorozhnye_avtomobili_skb_v.a,_gr.

5. Создатель «Нивы» стал почетным гражданином Тольятти // Tlttimes. URL: tlttimes.ru/blog/auto/12917.html/.

6. Владимиров А.И. Об инженерно-техническом образовании. Вып. 8. М.: Издательский дом «Недра», 2011. 81 с.

7. Традиционная иерархия мыслительных процессов. URL: in-tel.ru/content/dam/www/program/education/emea/ru/ru/documents/project-design1/thinking-skills/bloom-taxonomy.pdf/.

8. Ситцев В.М., Рачков М.Ю. Сертификация российских специалистов на звание «Евроинженер» // Инженерное образование. 2010. № 6. С. 63–70.

9. Реестр образовательных программ, аккредитованных АИОР, Российская Федерация (на 01.06.2014) // Инженерное образование. 2014. № 14. С. 124–134.

10. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования / под ред. Н.А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 92 с.

11. Пудалова Е.И. Сертификация выпускников вузов: опыт Объединенной авиастроительной корпорации // Международные стандарты, аккредитация и сертификация технического образования и инженерной профессии: материалы международной научно-практической конференции. М.: МИСиС, 2010. С. 1–3.

12. РФ. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации: Федеральный Закон от 02.05.2015, № 122-ФЗ // Консультант Плюс: информационно-правовая система. URL: consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_178864/.

13. Скрипачев А.В., Ельцов В.В. Алгоритм и методика разработки образовательной программы инженерной подготовки инновационно-ориентированной личности // Инженерное образование. 2009. № 5. С. 78–85.

14. Ельцов В.В., Скрипачев А.В. Алгоритм формирования учебного плана подготовки бакалавра на основе компетентностного подхода // Проблемы университетского образования. Компетентностный подход в образовании: сборник материалов 4-й Всероссийской научно-методической конференции. Т. 1. Тольятти: ТГУ, 2009. С. 118–129.

15. Ельцов В.В., Скрипачев А.В. Проектирование совместных образовательных программ для подготовки выпускников в рамках кластерного университета «Автомобилестроение» // Проблемы университетского образования. Компетентностный подход в образовании: сборник материалов 4-й Всероссийской научно-методической конференции. Т. 1. Тольятти: ТГУ, 2009. С. 114–118.

16. Ельцов В.В., Скрипачев А.В. Блочно-модульный учебный план как механизм оперативного реагирования сферы ВПО на изменения требований работодателя // Инженерное образование. 2012. № 11. С. 42–47.

17. Milligan M.K.J., Iacona D., Sussman J.L. ABET и глобальное взаимодействие // Инженерное образование. 2013. № 12. С. 5–11.

18. Augusti G. Происхождение, современное состояние и перспективы развития европейской системы аккредитации инженерных образовательных программ EUR-ACE // Инженерное образование. 2013. № 12. С. 22–31.

19. Пелипенко С.А. О направлениях и задачах актуализации ФГОС ВО 3++. URL: fa.ru/dep/umo/Documents Пилипенко СА_О направлениях и задачах актуализации ФГОС ВО 3++.pdf/.

20. Чучалин А.И. Аккредитация и сертификация в инженерном образовании и инженерной профессии // Инженерное образование. 2014. № 15. С. 26–33.

21. Ельцов В.В., Скрипачев А.В. Качественное инженерное образование как результат системного подхода к организации и проведению учебного процесса // Инженерное образование. 2014. № 15. С. 98–103.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016; : 35-42

ABOUT TRAINING AND CERTIFICATION OF A PROFESSIONAL ENGINEER

Eltsov Valery Valentinovich, Doronkin Vladimir Gennadievich

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-35-42

Abstract

The paper researches a complex problem of training professional engineers in the conditions of the Russian two-level system of higher education, and their certification in government or public vocational structures. The problem is that unlike foreign countries modern Russia does not have the institute of professional engineers, who could modernize economy of the region, of the entire country, and ensure its competitiveness on the global level. Therefore, the aim of the work is to identify the reasons and define the basic conditions that can provide the opportunities for training professional engineers for the Russian industry at the present stage of development of higher education. The paper provides a brief analysis of the Soviet system of training engineers and the current training system in the majority of Russian technical universities. The work presents the basic problems and main disadvantages of the system of higher professional education and estimates the degree of development of vocational communities that can critically evaluate and influence the content of educational programs of universities. The authors provide a solution to the problem of training professional engineers in the Volga region and in Russia as a whole, which includes, firstly, creation and implementation of competence-based model of training students of technical engineering programs based on integrated requirements of FSES and representatives of the employers; secondly, establishing a clear system of public vocational accreditation of engineering educational programs; thirdly, creation of the all-Russian system of certification and registration of professional engineers by public vocational organizations.

References

1. Efremov G.A. Sovetskie aviatsionnye General'nye konstruktory // Rod-naya LADOGA. URL: rodnayaladoga.ru/index.php/dospekhi/907-sovetskie-aviatsionnye-generalnye-konstruktory.

2. Konstruktor T-34 M.I. Koshkin // Voenno-Tekhnicheskii muzei. URL: gvtm.ru/konstruktor-t-34-m.i.-koshkin/.

3. Bitva «velikikh starikov» // Ekspert online. URL: ex-pert.ru/2014/02/24/operedivshie-vremya/.

4. Vnedorozhnye avtomobili SKB V.A. Gracheva // Voenno-tekhnicheskii muzei. URL: gvtm.ru/vnedorozhnye_avtomobili_skb_v.a,_gr.

5. Sozdatel' «Nivy» stal pochetnym grazhdaninom Tol'yatti // Tlttimes. URL: tlttimes.ru/blog/auto/12917.html/.

6. Vladimirov A.I. Ob inzhenerno-tekhnicheskom obrazovanii. Vyp. 8. M.: Izdatel'skii dom «Nedra», 2011. 81 s.

7. Traditsionnaya ierarkhiya myslitel'nykh protsessov. URL: in-tel.ru/content/dam/www/program/education/emea/ru/ru/documents/project-design1/thinking-skills/bloom-taxonomy.pdf/.

8. Sittsev V.M., Rachkov M.Yu. Sertifikatsiya rossiiskikh spetsialistov na zvanie «Evroinzhener» // Inzhenernoe obrazovanie. 2010. № 6. S. 63–70.

9. Reestr obrazovatel'nykh programm, akkreditovannykh AIOR, Rossiiskaya Federatsiya (na 01.06.2014) // Inzhenernoe obrazovanie. 2014. № 14. S. 124–134.

10. Proektirovanie osnovnykh obrazovatel'nykh programm, realizuyushchikh federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego professional'nogo obrazovaniya / pod red. N.A. Seleznevoi. M.: Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2010. 92 s.

11. Pudalova E.I. Sertifikatsiya vypusknikov vuzov: opyt Ob\"edinennoi aviastroitel'noi korporatsii // Mezhdunarodnye standarty, akkreditatsiya i sertifikatsiya tekhnicheskogo obrazovaniya i inzhenernoi professii: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. M.: MISiS, 2010. S. 1–3.

12. RF. O vnesenii izmenenii v Trudovoi kodeks Rossiiskoi Federatsii i stat'i 11 i 73 Federal'nogo Zakona «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi Zakon ot 02.05.2015, № 122-FZ // Konsul'tant Plyus: informatsionno-pravovaya sistema. URL: consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_178864/.

13. Skripachev A.V., El'tsov V.V. Algoritm i metodika razrabotki obrazovatel'noi programmy inzhenernoi podgotovki innovatsionno-orientirovannoi lichnosti // Inzhenernoe obrazovanie. 2009. № 5. S. 78–85.

14. El'tsov V.V., Skripachev A.V. Algoritm formirovaniya uchebnogo plana podgotovki bakalavra na osnove kompetentnostnogo podkhoda // Problemy universitetskogo obrazovaniya. Kompetentnostnyi podkhod v obrazovanii: sbornik materialov 4-i Vserossiiskoi nauchno-metodicheskoi konferentsii. T. 1. Tol'yatti: TGU, 2009. S. 118–129.

15. El'tsov V.V., Skripachev A.V. Proektirovanie sovmestnykh obrazovatel'nykh programm dlya podgotovki vypusknikov v ramkakh klasternogo universiteta «Avtomobilestroenie» // Problemy universitetskogo obrazovaniya. Kompetentnostnyi podkhod v obrazovanii: sbornik materialov 4-i Vserossiiskoi nauchno-metodicheskoi konferentsii. T. 1. Tol'yatti: TGU, 2009. S. 114–118.

16. El'tsov V.V., Skripachev A.V. Blochno-modul'nyi uchebnyi plan kak mekhanizm operativnogo reagirovaniya sfery VPO na izmeneniya trebovanii rabotodatelya // Inzhenernoe obrazovanie. 2012. № 11. S. 42–47.

17. Milligan M.K.J., Iacona D., Sussman J.L. ABET i global'noe vzaimodeistvie // Inzhenernoe obrazovanie. 2013. № 12. S. 5–11.

18. Augusti G. Proiskhozhdenie, sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya evropeiskoi sistemy akkreditatsii inzhenernykh obrazovatel'nykh programm EUR-ACE // Inzhenernoe obrazovanie. 2013. № 12. S. 22–31.

19. Pelipenko S.A. O napravleniyakh i zadachakh aktualizatsii FGOS VO 3++. URL: fa.ru/dep/umo/Documents Pilipenko SA_O napravleniyakh i zadachakh aktualizatsii FGOS VO 3++.pdf/.

20. Chuchalin A.I. Akkreditatsiya i sertifikatsiya v inzhenernom obrazovanii i inzhenernoi professii // Inzhenernoe obrazovanie. 2014. № 15. S. 26–33.

21. El'tsov V.V., Skripachev A.V. Kachestvennoe inzhenernoe obrazovanie kak rezul'tat sistemnogo podkhoda k organizatsii i provedeniyu uchebnogo protsessa // Inzhenernoe obrazovanie. 2014. № 15. S. 98–103.