Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016; : 61-66

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЦЕНТРОМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бобкова Татьяна Степановна, Гороховицкая Татьяна Николаевна

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-61-66

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы сопровождения инклюзивного образования на современном этапе: нормативно-правовая база, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение; особое внимание обращается на недостаток специалистов, владеющих методиками обучения, воспитания и психолого-педагогической коррекции вариантов отклоняющегося развития и нарушений поведения у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Немаловажной проблемой является низкий уровень толерантности всех участников образовательного процесса в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на очевидную значимость и изученность данной проблемы, остается ряд вопросов, требующих дальнейшей проработки. Распространение в регионах процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях не только является отражением современной действительности, но и представляет собой реальную возможность получения доступного полноценного образования. Авторами показан теоретический аспект указанной проблемы и материалы практического опыта. Представлены результаты исследования мнений учащихся по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе. Предлагается структурно-функциональная модель сопровождения детей с ОВЗ Центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи на муниципальном уровне в условиях инклюзивного образования; раскрываются особенности организации и принципы работы по сопровождению детей в условиях инклюзии. Модель включает следующие компоненты: психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся в ОУ; направления деятельности дошкольного образовательного учреждения, общеобразовательного учреждения и среднего профессионального образовательного учреждения, осуществляющих инклюзивную практику. Представленная модель позволит координировать деятельность педагогов образовательного учреждения и специалистов центра при организации образовательного процесса детей с особенностями в развитии; обеспечить психолого-педагогическую поддержку всех участников инклюзивного обучения (детей с ОВЗ и их сверстников, родителей и педагогов); создать оптимальный уровень психологического комфорта в образовательном учреждении, реализующем принципы инклюзии, через развитие толерантности детей, педагогов, родителей.

Список литературы

1. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Педагогический институт СГУ, 2002. С. 15–21.

2. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет, 2013. С. 71–95.

3. Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование. 2005. № 1. С. 83–94.

4. Бобкова Т.С., Кожевникова С.А. Направления деятельности психологической службы с замещающей семьей в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 1. С. 1102–1107.

5. Бобкова Т.С. Проблемы замещающей семьи в воспитании детей-сирот: психологический аспект // Проблемы современной науки. 2013. № 7-1. С. 8–14.

6. Бобкова Т.С. Социальное сиротство: условия воспитания и психическое развитие // Научный потенциал. 2013. № 2. С. 51–55.

7. Айбазова М.Ю., Лавринец К.Ю. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детских домов // Вестник университета российской академии образования. 2011. № 1. С. 144–148.

8. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83–92.

9. Артюшенко Н.П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. 2011. № 1. С. 57–76.

10. Бутенко В.Н. Межличностные отношения детей в инклюзивных группах детского сада // Психология обучения. 2010. № 10. С. 46–56.

11. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1. С. 77–87.

12. Семаго М.М., Семаго Н.Я., Аверина И.Е. Определение образовательного маршрута ребенка с ОВЗ на психолого-медико-педагогической комиссии ресурсного центра по развитию инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 50–58.

13. Беленкова Л.Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии // Интеграция образования. 2011. № 1. С. 59–64.

14. Гладилина Л.С. Исследование процесса социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и развития толерантности по отношению к ним // Современный детский сад. 2011. № 1. С. 56–59.

15. Дудкин А.С. Параметры и индикаторы доступности получения образования для детей-инвалидов в регионе // Регионология. 2010. № 3. С. 172–177.

16. Ямбург Е.А. Сохранить педагогические позиции управления: медико-психолого-педагогическое сопровождение // Социальная педагогика. 2011. № 3. С. 45–56.

17. Шуклова Л.А. Проблема обучения и воспитания детей с ЗПР: подходы и их решение // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 11. С. 267–272.

18. Бобкова Т.С. Патронатное воспитание – альтернативная форма устройства детей-сирот в семью // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: материалы VIII Международной научно-практической конференции. Самара: ПГСГА, 2013. С. 44–47.

19. Лопатина В.И. Широкие аспекты инклюзивного образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 6. С. 11–13.

20. Бубеева Б.Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 1. С. 221–225.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016; : 61-66

SUPPORT FOR DISABLED CHILDREN PROVIDED BY CENTERS OF PSYCHO-PEDAGOGICAL AND MEDICO-SOCIAL ASSISTANCE IN INCLUSIVE EDUCATION

Bobkova Tatiana Stepanovna, Gorokhovitskaya Tatiana Nikolaevna

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-61-66

Abstract

The paper analyzes the problems of support for inclusive education on modern stage: rules and regulations, material and methodological support; special attention is drawn to the lack of people skilled in the techniques of training, education and psycho-pedagogical correction of the variants of deviant development and behavior problems of disabled children and adolescents. Another important problem is the low level of tolerance of all participants of the educational process towards disabled children. Despite the obvious importance and study of this problem, there are a few issues that require further elaboration. Expansion of the process of inclusion of disabled children into educational institutions in the regions is not only a reflection of the real current situation but also represents a real opportunity of gaining a complete education. The authors have shown theoretical aspect of this problem and evidence from practical experience. The results of the study exploring students’ attitude to teaching children with disabilities in secondary schools are presented in this paper. The authors offer a structural-functional model to support inclusive education which can be provided by the Centre of psycho-pedagogical and medical-social assistance at the municipal level; the peculiarities of organization and principles of work in order to support the inclusive education in educational institutions are revealed. The model includes the following components: psycho-pedagogical, medical-social support of children with disabilities enrolled in the educational institution; areas of activity of preschool educational institutions, general education institutions and secondary professional educational institutions implementing the inclusive practice. This model will allow coordinating activities of teachers, educational institutions and specialists of the center through organization of the educational process of children with special needs; to provide psychological and pedagogical support to all participants of inclusive education (children with disabilities and their peers, parents and teachers); to create an optimum level of psychological comfort in the educational institution that can implement the principles of inclusion, through the development of tolerance among children, teachers and parents.

References

1. Loshakova I.I., Yarskaya-Smirnova E.R. Integratsiya v usloviyakh differentsiatsii: problemy inklyuzivnogo obucheniya detei-invalidov // Sotsial'no-psikhologicheskie problemy obrazovaniya netipichnykh detei. Saratov: Pedagogicheskii institut SGU, 2002. S. 15–21.

2. Alekhina S.V. Inklyuzivnoe obrazovanie dlya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v rabote s det'mi, imeyushchimi ogranichennye vozmozhnosti zdorov'ya. Krasnoyarsk: Krasnoyarskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 2013. S. 71–95.

3. Zaretskii V.K. Desyat' konferentsii po problemam razvitiya osobennykh detei – desyat' shagov ot innovatsii k norme // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2005. № 1. S. 83–94.

4. Bobkova T.S., Kozhevnikova S.A. Napravleniya deyatel'nosti psikhologicheskoi sluzhby s zameshchayushchei sem'ei v usloviyakh Tsentra pomoshchi detyam, ostavshimsya bez popecheniya roditelei // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. 2015. T. 17. № 1. S. 1102–1107.

5. Bobkova T.S. Problemy zameshchayushchei sem'i v vospitanii detei-sirot: psikhologicheskii aspekt // Problemy sovremennoi nauki. 2013. № 7-1. S. 8–14.

6. Bobkova T.S. Sotsial'noe sirotstvo: usloviya vospitaniya i psikhicheskoe razvitie // Nauchnyi potentsial. 2013. № 2. S. 51–55.

7. Aibazova M.Yu., Lavrinets K.Yu. Obrazovanie detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh detskikh domov // Vestnik universiteta rossiiskoi akademii obrazovaniya. 2011. № 1. S. 144–148.

8. Alekhina S.V., Alekseeva M.N., Agafonova E.L. Gotovnost' pedagogov kak osnovnoi faktor uspeshnosti inklyuzivnogo protsessa v obrazovanii // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2011. № 1. S. 83–92.

9. Artyushenko N.P. Organizatsiya protsessa vklyucheniya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v obrazovatel'nye uchrezhdeniya // Prakticheskii psikholog i logoped v shkole i DOU. 2011. № 1. S. 57–76.

10. Butenko V.N. Mezhlichnostnye otnosheniya detei v inklyuzivnykh gruppakh detskogo sada // Psikhologiya obucheniya. 2010. № 10. S. 46–56.

11. Nazarova N.M. Integrirovannoe (inklyuzivnoe) obrazovanie: genezis i problemy vnedreniya // Sotsial'naya pedagogika. 2010. № 1. S. 77–87.

12. Semago M.M., Semago N.Ya., Averina I.E. Opredelenie obrazovatel'nogo marshruta rebenka s OVZ na psikhologo-mediko-pedagogicheskoi komissii resursnogo tsentra po razvitiyu inklyuzivnogo obrazovaniya // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2011. № 3. S. 50–58.

13. Belenkova L.Yu. Innovatsionnye podkhody k obrazovaniyu detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: ot integratsii k inklyuzii // Integratsiya obrazovaniya. 2011. № 1. S. 59–64.

14. Gladilina L.S. Issledovanie protsessa sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i razvitiya tolerantnosti po otnosheniyu k nim // Sovremennyi detskii sad. 2011. № 1. S. 56–59.

15. Dudkin A.S. Parametry i indikatory dostupnosti polucheniya obrazovaniya dlya detei-invalidov v regione // Regionologiya. 2010. № 3. S. 172–177.

16. Yamburg E.A. Sokhranit' pedagogicheskie pozitsii upravleniya: mediko-psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie // Sotsial'naya pedagogika. 2011. № 3. S. 45–56.

17. Shuklova L.A. Problema obucheniya i vospitaniya detei s ZPR: podkhody i ikh reshenie // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. 2010. № 11. S. 267–272.

18. Bobkova T.S. Patronatnoe vospitanie – al'ternativnaya forma ustroistva detei-sirot v sem'yu // Vysshee gumanitarnoe obrazovanie XXI veka: problemy i perspektivy: materialy VIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Samara: PGSGA, 2013. S. 44–47.

19. Lopatina V.I. Shirokie aspekty inklyuzivnogo obrazovaniya // Vospitanie i obuchenie detei s narusheniyami razvitiya. 2009. № 6. S. 11–13.

20. Bubeeva B.N. Problema inklyuzivnogo obrazovaniya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 1. S. 221–225.