Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016; : 7-10
СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ КАК БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ
Покрина Оксана Викторовна, Першин Кирилл Романович
https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-4-7-10Аннотация
Актуальной задачей последних десятилетий, стоящей перед родителями, педагогическими и медицинскими работниками, является интеллектуальное и психомоторное развитие детей средствами физической культуры. Произвольные движения и действия обеспечиваются работой определенных мозговых структур и относятся к числу наиболее сложных психических функций человека. Расширение двигательного репертуара формирует предпосылки для освоения пространственной ориентировки, зрительно-моторного и слухового внимания, памяти и коррекции тонусо-силового баланса мышц. К исполнительным механизмам произвольных движений и действий относятся эфферентные системы, корковые отделы которых составляют сенсомоторную зону коры больших полушарий. В статье рассматривается базовый уровень моторного развития и его влияние на формирование высших психических функций детей, а также дается характеристика понятия «проприоцептивная дисфункция».
В ходе научно-методического анализа был собран материал, подтверждающий, что двигательная активность является фундаментом настоящего и будущего здоровья, физического и психического развития ребенка.
Новизна работы заключается в рассмотрении регуляции и контроля двигательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе индивидуальных особенностей функционирования центральной нервной системы.
Понимание важности сенсомоторного развития позволит специалистам в области физической культуры разработать систему коррекционно-развивающих мероприятий, способствующую двигательному, когнитивному, психическому и физическому развитию обучающихся.
Список литературы
1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. М.: Теревинф, 2010. 272 с.
2. Дудьев В.П. Мозговая организация психомоторики. Барнаул: БГПУ, 2012. 314 с.
3. Крылов А.А. Возрастные периоды развития человека. М.: Проспект, 2005. 190 с.
4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001. 464 с.
5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. 480 с.
6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973. 382 с.
7. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. СПб.: Питер, 2003. 384 с.
8. Безбородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности. М.: Наука, 2014. 176 с.
9. Крановиц К. Разбалансированный ребенок. М.: Редактор, 2012. 380 с.
10. Ефимов О.И. Школьные проблемы глазами врача. М.: Диля, 2007. 129 с.
11. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная терапия. М.: Класс, 2005. 592 с.
12. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 496 с.
13. Сеченов И.М. Избранные произведения. Т. 1. М.: АН СССР, 1952. 769 с.
14. Ильин Е.П. Психофизиология состояния человека. СПб.: Питер, 2005. 412 с.
15. Proske U., Gandevia S.C. The proprioceptive senses: their roles in signaling body shape, body position and movement, and muscle force // Physiological Reviews. 2012. Vol. 92. № 4. P. 1651–1697.
16. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феникс+, 2005. 320 с.
17. Никандров В.В. Психомоторика. СПб.: Речь, 2004. 104 с.
18. Косов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. М.: АПН СССР, 1989. 107 с.
19. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: Феникс+, 2005. 502 с.
20. Koch J. Total Baby Development. Wallaby Pocket Books. New York: John Willey & Sons, 1978. 351 p.
21. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры. М.: Советский спорт, 2003. 464 с.
Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016; : 7-10
SENSORIMOTOR DEVELOPMENT AS THE BASIC LEVEL OF FORMATION OF SUPERIOR PSYCHICAL FUNCTIONS OF CHILDREN
Pokrina Oksana Viktorovna, Pershin Kirill Romanovich
https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-4-7-10Abstract
The intellectual and psychomotor development of children using the physical culture aids is the critical task of recent decades facing parents, teaching employees and medical professionals. Autokinetic movements and actions are assured by the work of specific brain structures and are numbered among the advanced mental functions of a man. The extension of motoric repertoire forms the prerequisites for the acquisition of spatial orientation, visuomotor and auditory attention, memory and the correction of tonus-strength balance of muscles. The efferent systems the cortical parts of which form the sensorimotor zone of cerebral cortex belong to the actuating mechanisms of autokinetic movements and actions. The paper considers the basic level of motor development and its influence on the formation of superior psychical functions of children and gives the characteristic of the concept of “proprioceptive dysfunction”.
During the scientific methodological analysis, the authors gathered the material proving that physical activity is the basis for current and future health, physical and psychical development of a child.
The novelty of the work is in the considering the regulation and control of motor sphere of the preschool and primary school age children on the basis of individual peculiarities of the functioning of central nervous system.
The understanding of the importance of sensorimotor development will allow specialists in the sphere of physical culture to develop the system of correction-educational measures promoting motor, cognitive, psychical and physical development of schoolchildren.
References
1. Aires E.Dzh. Rebenok i sensornaya integratsiya. Ponimanie skrytykh problem razvitiya. M.: Terevinf, 2010. 272 s.
2. Dud'ev V.P. Mozgovaya organizatsiya psikhomotoriki. Barnaul: BGPU, 2012. 314 s.
3. Krylov A.A. Vozrastnye periody razvitiya cheloveka. M.: Prospekt, 2005. 190 s.
4. Il'in E.P. Differentsial'naya psikhofiziologiya. SPb.: Piter, 2001. 464 s.
5. Kholodov Zh.K. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta. M.: Akademiya, 2003. 480 s.
6. Luriya A.R. Osnovy neiropsikhologii. M.: MGU, 1973. 382 s.
7. Il'in E.P. Psikhomotornaya organizatsiya cheloveka. SPb.: Piter, 2003. 384 s.
8. Bezborodova M.A. Razvitie psikhomotornykh sposobnostei mladshikh shkol'nikov v uchebnoi deyatel'nosti. M.: Nauka, 2014. 176 s.
9. Kranovits K. Razbalansirovannyi rebenok. M.: Redaktor, 2012. 380 s.
10. Efimov O.I. Shkol'nye problemy glazami vracha. M.: Dilya, 2007. 129 s.
11. Sandomirskii M.E. Psikhosomatika i telesnaya terapiya. M.: Klass, 2005. 592 s.
12. Bernshtein N.A. Ocherki po fiziologii dvizhenii i fiziologii aktivnosti. M.: Meditsina, 1966. 496 s.
13. Sechenov I.M. Izbrannye proizvedeniya. T. 1. M.: AN SSSR, 1952. 769 s.
14. Il'in E.P. Psikhofiziologiya sostoyaniya cheloveka. SPb.: Piter, 2005. 412 s.
15. Proske U., Gandevia S.C. The proprioceptive senses: their roles in signaling body shape, body position and movement, and muscle force // Physiological Reviews. 2012. Vol. 92. № 4. P. 1651–1697.
16. Ozerov V.P. Psikhomotornye sposobnosti cheloveka. Dubna: Feniks+, 2005. 320 s.
17. Nikandrov V.V. Psikhomotorika. SPb.: Rech', 2004. 104 s.
18. Kosov B.B. Psikhomotornoe razvitie mladshikh shkol'nikov. M.: APN SSSR, 1989. 107 s.
19. Golubeva E.A. Sposobnosti. Lichnost'. Individual'nost'. Dubna: Feniks+, 2005. 502 s.
20. Koch J. Total Baby Development. Wallaby Pocket Books. New York: John Willey & Sons, 1978. 351 p.
21. Shapkova L.V. Chastnye metodiki adaptivnoi fizicheskoi kul'tury. M.: Sovetskii sport, 2003. 464 s.
События
-
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32 -
Журнал «Творчество и современность» присоединился к Elpub! >>>
27 мая 2025 | 12:38