Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019; : 7-12

ИЗМЕНЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИЙ

Азимбаева Ж. А.

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-1-7-12

Аннотация

В статье рассмотрены изменения в архитектуре образовательного пространства технического вуза, обусловленные развитием сотрудничества университета, бизнеса и государства. Складывающаяся концепция тройной спирали служит драйвером развития технического образования и способствует формированию управленческих, коммуникативных и предпринимательских компетенций инженеров нового формата. Дан краткий анализ изменений, происходящих сегодня в техническом университете, которые позволяют говорить о создании соответствующей среды для подготовки профессионально квалифицированных инженерных кадров нового поколения, способных не только генерировать идеи, но и доводить их до коммерциализации. В статье показано, что в условиях интеграционных изменений усложнились требования к выпускникам технического вуза, которые в условиях рыночной конкуренции должны соответствовать вызовам нового времени, тем самым мобилизуя преподавателей к поиску путей включения будущих инженеров в реальную исследовательскую, предпринимательскую и инновационную деятельность. Успешность протекания инновационных процессов в техническом образовании зависит во многом от педагогических кадров, их ценностного отношения к происходящим изменениям. Соответственно, профессионально-педагогическая деятельность преподавателя в условиях интеграционных изменений должна проходить на качественно ином уровне и носить междисциплинарный характер. Все это вызывает потребность в поддержке преподавателя технического вуза, направленной на повышение его педагогической компетентности, расширении спектра его профессиональной деятельности посредством внедрения инновационных стратегий, технологий, способов обучения инженеров в соответствии с запросами реального сектора экономики.

Список литературы

1. Кругликов В.Н. Экспириентивные методы изучения теории в инженерном вузе // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 6. С. 50-69.

2. Шитов С.Б. Современная модель высшего технического образования как основа экономики знаний // Вестник МГТУ Станкин. 2018. № 2. С. 108-111.

3. Государственная программа РФ «Развитие образования» // Правительство России. URL: government.ru/programs/202/events/.

4. Коршунов С.В., Кузнецов М.В., Тимофеев В.Б. Ассоциация технических университетов России и Китая - новый институт международного сотрудничества в области образования // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 97-104.

5. Александров А.А., Федоров И.Б., Медведев В.Е. Инженерное образование сегодня: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 3-8.

6. Волошин Д.А. Профессионализация студентов технического вуза в инновационном образовательном пространстве проекта «технопарк» на основе проектно-продуктивной деятельности. М.: ИИУ МГОУ, 2016. 149 с.

7. Гайдаровский форум: официальный сайт. URL: gaidaroforum.ru/news/eksperty-gaidarovskogo-foruma-peresmotreli-paradigmu-vysshego-obrazovaniya/.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт: от идеи к реализации: публичный доклад ФГОС // Иркутский региональный колледж педагогического образования. URL: irkpo.ru/rc/inc/fgos/doc.

9. Репьев Ю.Г. Интерактивное самообучение. М.: Логос, 2004. 248 с.

10. Хорошавина Г.Д., Стымковский В.И. Основные принципы инженерной подготовки слушателей в условиях реализации стратегической ресурсности дополнительного профессионального образования технического вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 5-6. С. 54-61.

11. Петухова Ж.Г., Петухов М.В. Роль государства, науки и предпринимательства в концепции «Тройной спирали» // Научный Вестник Арктики. 2018. № 3. С. 63-69.

12. Докальская В.К., Солодовник А.И. Концепция «Тройной спирали» (государство, бизнес, наука): место и роль в развитии экономики труда // Вестник Курской сельскохозяйственной академии. 2018. № 8. С. 251-256.

13. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии. Томск: ТомГУСУиР, 2010. 238 с.

14. Фирсова Е.Ю., Горшенина М.В. Предпринимательский университет как инновационно-ориентированная стратегия управления современным университетом // Образование в современном мире: стратегические инициативы: сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 75-летию университета. Самара: Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, 2017. С. 442-449.

15. Беляков Г.П., Кауп В.Э. Развитие и стимулирование инновационной деятельности высших учебных заведений // Проблемы современной экономики. 2012. № 4. С. 397-400.

16. Соловьев Д.Б., Макеева А.И. Трансфер знаний как основа для развития технологического предпринимательства // Инновации в науке. 2016. № 57-1. С. 185-189.

17. Гордашникова О.Ю., Кехян М.Г. Инновационное развитие высших учебных заведений как фактор повышения их конкурентоспособности. Саратов: КУБиК, 2017. 108 с.

18. Шутаева Е.А. Трансфер знаний и технологий как важнейшее направление формирования «новой экономики» европейских стран // Наука и мир. 2015. Т. 1. № 8. С. 90-92.

19. Горохов В.Г. Технонаука - новый этап в развитии современной науки и техники // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 37-47.

20. Бабикова А.В., Федотова А.Ю., Шевченко И.К. Проблемы и перспективы развития инженерного образования в инновационной экономике // Инженерный вестник Дона. 2011. № 2. С. 195-204.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2019; : 7-12

THE TRANSFORMATION OF TECHNICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF INNOVATIONS

Azimbayeva Z. A.

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-1-7-12

Abstract

The paper considers the changes in the structure of the educational environment of a technical university caused by the development of partnership of a university, business, and the state. The concept of triple helix serves as a driver of the development of technical education and promotes the formation of administrative, communicative and business competencies of new-style engineers. The author gives a brief analysis of changes taking place today in a technical university that allows speaking about the creation of an appropriate environment for the training of professionally qualified new-generation engineers able both to generate ideas and bring them up to commercialization. The paper shows that in the conditions of integrative changes, the requirements to the technical university graduates became more complicated and, in the conditions of market competition, should conform to the challenges of new time, therefore, empowering teachers to search for the ways of involving future engineers in the real research, business, and innovative activity. The successfulness of behavior of innovative processes in technical education depends largely on teaching staff, their value-based attitude to the happening changes. Subsequently, the professional and educational activity of a teacher in the conditions of integrative changes should be carried out at a qualitatively different level and have interdisciplinary nature. All of these things cause the necessity in the support of a technical university teacher aimed at the improvement of his or her teaching competence, in the expansion of the range of teacher’s professional activities through the introduction of innovative strategies, technologies and ways of training engineers in accordance with the needs of a real economy sector.

References

1. Kruglikov V.N. Ekspirientivnye metody izucheniya teorii v inzhenernom vuze // Obrazovanie i nauka. 2018. T. 20. № 6. S. 50-69.

2. Shitov S.B. Sovremennaya model' vysshego tekhnicheskogo obrazovaniya kak osnova ekonomiki znanii // Vestnik MGTU Stankin. 2018. № 2. S. 108-111.

3. Gosudarstvennaya programma RF «Razvitie obrazovaniya» // Pravitel'stvo Rossii. URL: government.ru/programs/202/events/.

4. Korshunov S.V., Kuznetsov M.V., Timofeev V.B. Assotsiatsiya tekhnicheskikh universitetov Rossii i Kitaya - novyi institut mezhdunarodnogo sotrudnichestva v oblasti obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015. № 4. S. 97-104.

5. Aleksandrov A.A., Fedorov I.B., Medvedev V.E. Inzhenernoe obrazovanie segodnya: problemy i resheniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. № 12. S. 3-8.

6. Voloshin D.A. Professionalizatsiya studentov tekhnicheskogo vuza v innovatsionnom obrazovatel'nom prostranstve proekta «tekhnopark» na osnove proektno-produktivnoi deyatel'nosti. M.: IIU MGOU, 2016. 149 s.

7. Gaidarovskii forum: ofitsial'nyi sait. URL: gaidaroforum.ru/news/eksperty-gaidarovskogo-foruma-peresmotreli-paradigmu-vysshego-obrazovaniya/.

8. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart: ot idei k realizatsii: publichnyi doklad FGOS // Irkutskii regional'nyi kolledzh pedagogicheskogo obrazovaniya. URL: irkpo.ru/rc/inc/fgos/doc.

9. Rep'ev Yu.G. Interaktivnoe samoobuchenie. M.: Logos, 2004. 248 s.

10. Khoroshavina G.D., Stymkovskii V.I. Osnovnye printsipy inzhenernoi podgotovki slushatelei v usloviyakh realizatsii strategicheskoi resursnosti dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya tekhnicheskogo vuza // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2016. T. 21. № 5-6. S. 54-61.

11. Petukhova Zh.G., Petukhov M.V. Rol' gosudarstva, nauki i predprinimatel'stva v kontseptsii «Troinoi spirali» // Nauchnyi Vestnik Arktiki. 2018. № 3. S. 63-69.

12. Dokal'skaya V.K., Solodovnik A.I. Kontseptsiya «Troinoi spirali» (gosudarstvo, biznes, nauka): mesto i rol' v razvitii ekonomiki truda // Vestnik Kurskoi sel'skokhozyaistvennoi akademii. 2018. № 8. S. 251-256.

13. Itskovits G. Troinaya spiral'. Universitety - predpriyatiya - gosudarstvo. Innovatsii v deistvii. Tomsk: TomGUSUiR, 2010. 238 s.

14. Firsova E.Yu., Gorshenina M.V. Predprinimatel'skii universitet kak innovatsionno-orientirovannaya strategiya upravleniya sovremennym universitetom // Obrazovanie v sovremennom mire: strategicheskie initsiativy: sbornik nauchnykh trudov Vserossiiskoi nauchno-metodicheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoi 75-letiyu universiteta. Samara: Samarskii natsional'nyi issledovatel'skii universitet im. akademika S.P. Koroleva, 2017. S. 442-449.

15. Belyakov G.P., Kaup V.E. Razvitie i stimulirovanie innovatsionnoi deyatel'nosti vysshikh uchebnykh zavedenii // Problemy sovremennoi ekonomiki. 2012. № 4. S. 397-400.

16. Solov'ev D.B., Makeeva A.I. Transfer znanii kak osnova dlya razvitiya tekhnologicheskogo predprinimatel'stva // Innovatsii v nauke. 2016. № 57-1. S. 185-189.

17. Gordashnikova O.Yu., Kekhyan M.G. Innovatsionnoe razvitie vysshikh uchebnykh zavedenii kak faktor povysheniya ikh konkurentosposobnosti. Saratov: KUBiK, 2017. 108 s.

18. Shutaeva E.A. Transfer znanii i tekhnologii kak vazhneishee napravlenie formirovaniya «novoi ekonomiki» evropeiskikh stran // Nauka i mir. 2015. T. 1. № 8. S. 90-92.

19. Gorokhov V.G. Tekhnonauka - novyi etap v razvitii sovremennoi nauki i tekhniki // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2014. № 11. S. 37-47.

20. Babikova A.V., Fedotova A.Yu., Shevchenko I.K. Problemy i perspektivy razvitiya inzhenernogo obrazovaniya v innovatsionnoi ekonomike // Inzhenernyi vestnik Dona. 2011. № 2. S. 195-204.