Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2018; : 52-58

КОМПОНЕНТЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ

Грибанова Диана Ярославовна, Минина Анна Анатольевна

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-4-52-58

Аннотация

В статье рассматривается структура родительской компетентности. Анализ представлений о родительской компетентности в отечественных источниках позволил выделить основные ее составляющие: эмоциональное принятие и уважение индивидуальности ребенка; непротиворечивость предъявляемых требований; способность родителя к размышлению над ситуацией и к вовлечению ребенка в этот процесс; организация совместной деятельности; умение создать обстановку доверия и психологической безопасности. Анализ зарубежных источников показал, что родительская компетентность чаще рассматривается с позиции биоэкологического подхода и понимается как стиль воспитания детей, способствующий наилучшему развитию личности с целью занять в будущем свою экологическую нишу.

Представлены результаты эмпирического исследования родительской компетентности в отношении детей раннего и дошкольного возрастов, проведенного в дошкольных учреждениях г. Пскова и Псковской области. В исследовании были использованы как известные опросники родительского отношения, так и специально разработанная анкета и метод незаконченных предложений. Описаны выделенные в ходе факторного анализа компоненты компетентности родителей. Показано, что имеется специфика в структуре родительской компетентности в зависимости от возраста детей. Важное место в структуре компетентности родителей детей раннего возраста занимают внешние социальные (состав семьи, число детей, возраст, образование, статус родителей и др.), социально-экономические и социально-психологические факторы (нехватка денег, жилплощади, влияние улицы, Интернета, школы, нарушенные супружеские и родительские роли).

Родительская компетентность в отношении детей дошкольного возраста отличается большей сформированностью психологических составляющих. Компетентность родителей предполагает умение разрешать собственные конфликты и умение научить этому своего ребенка. Авторитарность представлена в качестве компонента родительской компетентности в отношении детей раннего возраста, авторитетность – в отношении дошкольников.

Список литературы

1. Минина А.А. Проблема родительской компетентности в отечественной психолого-педагогической литературе // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. № 6. С. 67–77.

2. Камзина О.А. Взаимосвязь родительской тревожности и родительской компетентности, обусловленной социальными ожиданиями // Социальные явления. 2016. № 4. С. 55–60.

3. Елизаров А.Н. Принцип взаимного дополнения элементов как основа детско-родительских отношений // Педагогика и психология образования. 2010. № 2. С. 31–41.

4. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 3. С. 1–11.

5. Овчарова Р.В. Основные составляющие понятия «родительство» // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2011. № 4. С. 82–88.

6. Метлякова Л.А. Понятие о сущности и структуре воспитательного потенциала современной семьи: педагогический аспект проблемы // Вестник Вятского государственного университета. 2011. № 4-3. С. 11–16.

7. Андронникова О.О., Евдокимова М.А. Методические основы организации и проведения программы психолого-педагогической поддержки формирования родительской компетентности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 2. С. 77–84.

8. Кабанченко Е.А. Родительская компетентность как психологический феномен // Научный форум: педагогика и психология: сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции. М.: МЦНО, 2017. С. 43–47.

9. Селина В.В. Педагогические условия развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2008. № 45. С. 68–70.

10. Мизина Н.Н. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 7. С. 8–10.

11. Минина А.В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2013. № 2. С. 93–98.

12. Belsky J. The determinants of parenting: A process model // Child Development. 1984. Vol. 55. № 1. P. 83–96.

13. Bermaoui J., Ostner I., Stolberg C. German debates on “parental competence” and “grade A parenting” in historical perspective. Vyp. 12/4. Goettingen: PolChi Working Paper, 2016. 24 p.

14. Baumrind D. Socialization and instrumental competence in young children // Young Children. 1970. № 26. P. 104–119.

15. Teti D.M., Candelaria M.A. Parenting Competence: Handbook of Parenting. Volume 4: Social Conditions and Applied Parenting. 2nd ed. London: Bornstein Publishers, 2002. 409 р.

16. Ainsworth M.D.S., Blehar M.C., Waters E., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the strange situation. Hillsdale: Erlbaum, 1978. 167 p.

17. Glăveanu S.M. Validating a training program for parental competence // Problems of psychology in the 21st century. 2012. Vol. 2. Р. 14–20.

18. Grk M., Čokorilo R. Pedagogical competence and pedagogical education of parents // Practice and Theory in Systems of Education. 2012. Vol. 7. № 3. P. 319–332.

19. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Cambridge: Harvard University Press, 1979. 330 p.

20. Belsky J., Jaffee S.R. The multiple determinants of parenting // Developmental psychopathology. 2nd ed. New York: John Wiley & Sons, 2006. P. 38–85.

21. Грибанова Д.Я. Родительское отношение как компонент родительской компетентности // Новая парадигма социально-гуманитарного знания: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Ч. IV. Белгород: АПНИ, 2018. С. 19–22.

22. Иванова С.П. Воспитательный потенциал современных семей псковских первоклассников // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. № 6. С. 108–116.

23. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 94–108.

24. Варга А.Я., Столин В.В. Тест родительского отношения // Психологические тесты. М.: ВЛАДОС, 2001. Т. 2. С. 144–152.

25. Шведовская А.А. Использование методики «родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте // Психологическая диагностика. 2005. № 4. С. 96–128.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2018; : 52-58

THE COMPONENTS OF PARENTAL COMPETENCE TOWARDS THE INFANTS AND PRESCHOOL CHILDREN

Gribanova Diana Yaroslavovna, Minina Anna Anatolyevna

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-4-52-58

Abstract

The paper discusses the structure of parental competence. The analysis of the ideas of parental competence in the Russian sources allowed identifying its main components: the emotional acceptance and respect of a child’s individuality; the consistency of specified requirements; the ability of a parent for reflection on a situation and for involvement of a child into this process; the organization of joint activity; the skill of creation of the conditions of confidence and psychological safety. The analysis of foreign sources showed that the parental competence is considered more often from the point of view of bioecological approach and is understood as the style of parenting promoting the best development of a personality in order to occupy the ecological niche in future.

The paper presents the results of the empirical study of parental competence towards the infants and preschool children carried out in the preschool institutions of Pskov and Pskov region. The study used both the famous parental attitude questionnaires and a specially developed questionnaire and the incomplete-sentence method. The authors described the components of parental competence identified during the factor analysis. It is shown that there is the specificity in the structure of parental competence depending on the age of children. The external social (family membership, number of children, age, education, status of parents, etc.), socio-economic and social-psychological factors (the lack of money, housing, the impact of street, Internet, school, broken matrimonial and parental roles) take the important place within the structure of competence of the infants’ parents.

Parental competence towards the preschool children characterizes by better formedness of psychological components. Parental competence supposes the ability to resolve personal conflicts and ability to teach that their child. The authoritarianism is presented as a component of parental competence towards the infants, and the authoritativeness – towards the preschool children.

References

1. Minina A.A. Problema roditel'skoi kompetentnosti v otechestvennoi psikhologo-pedagogicheskoi literature // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2017. № 6. S. 67–77.

2. Kamzina O.A. Vzaimosvyaz' roditel'skoi trevozhnosti i roditel'skoi kompetentnosti, obuslovlennoi sotsial'nymi ozhidaniyami // Sotsial'nye yavleniya. 2016. № 4. S. 55–60.

3. Elizarov A.N. Printsip vzaimnogo dopolneniya elementov kak osnova detsko-roditel'skikh otnoshenii // Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 2010. № 2. S. 31–41.

4. Polivanova K.N. Sovremennoe roditel'stvo kak predmet issledovaniya // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie www.psyedu.ru. 2015. T. 7. № 3. S. 1–11.

5. Ovcharova R.V. Osnovnye sostavlyayushchie ponyatiya «roditel'stvo» // Sotsial'naya pedagogika v Rossii. Nauchno-metodicheskii zhurnal. 2011. № 4. S. 82–88.

6. Metlyakova L.A. Ponyatie o sushchnosti i strukture vospitatel'nogo potentsiala sovremennoi sem'i: pedagogicheskii aspekt problemy // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 4-3. S. 11–16.

7. Andronnikova O.O., Evdokimova M.A. Metodicheskie osnovy organizatsii i provedeniya programmy psikhologo-pedagogicheskoi podderzhki formirovaniya roditel'skoi kompetentnosti // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. № 2. S. 77–84.

8. Kabanchenko E.A. Roditel'skaya kompetentnost' kak psikhologicheskii fenomen // Nauchnyi forum: pedagogika i psikhologiya: sbornik statei po materialam III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. M.: MTsNO, 2017. S. 43–47.

9. Selina V.V. Pedagogicheskie usloviya razvitiya kompetentnosti roditelei v vospitanii detei rannego vozrasta v gruppakh kratkovremennogo prebyvaniya // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Yaroslava Mudrogo. 2008. № 45. S. 68–70.

10. Mizina N.N. Roditel'skaya kompetentnost': psikhologicheskii aspekt problemy // Sbornik nauchnykh trudov Severo-Kavkazskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2009. № 7. S. 8–10.

11. Minina A.V. Struktura i soderzhanie pedagogicheskoi kompetentnosti roditelei v vospitanii samostoyatel'nosti u detei doshkol'nogo vozrasta // Obrazovanie. Nauka. Innovatsii: Yuzhnoe izmerenie. 2013. № 2. S. 93–98.

12. Belsky J. The determinants of parenting: A process model // Child Development. 1984. Vol. 55. № 1. P. 83–96.

13. Bermaoui J., Ostner I., Stolberg C. German debates on “parental competence” and “grade A parenting” in historical perspective. Vyp. 12/4. Goettingen: PolChi Working Paper, 2016. 24 p.

14. Baumrind D. Socialization and instrumental competence in young children // Young Children. 1970. № 26. P. 104–119.

15. Teti D.M., Candelaria M.A. Parenting Competence: Handbook of Parenting. Volume 4: Social Conditions and Applied Parenting. 2nd ed. London: Bornstein Publishers, 2002. 409 r.

16. Ainsworth M.D.S., Blehar M.C., Waters E., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the strange situation. Hillsdale: Erlbaum, 1978. 167 p.

17. Glăveanu S.M. Validating a training program for parental competence // Problems of psychology in the 21st century. 2012. Vol. 2. R. 14–20.

18. Grk M., Čokorilo R. Pedagogical competence and pedagogical education of parents // Practice and Theory in Systems of Education. 2012. Vol. 7. № 3. P. 319–332.

19. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Cambridge: Harvard University Press, 1979. 330 p.

20. Belsky J., Jaffee S.R. The multiple determinants of parenting // Developmental psychopathology. 2nd ed. New York: John Wiley & Sons, 2006. P. 38–85.

21. Gribanova D.Ya. Roditel'skoe otnoshenie kak komponent roditel'skoi kompetentnosti // Novaya paradigma sotsial'no-gumanitarnogo znaniya: sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ch. IV. Belgorod: APNI, 2018. S. 19–22.

22. Ivanova S.P. Vospitatel'nyi potentsial sovremennykh semei pskovskikh pervoklassnikov // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2017. № 6. S. 108–116.

23. Markovskaya I.M. Oprosnik dlya izucheniya vzaimodeistviya roditelei s det'mi // Semeinaya psikhologiya i semeinaya terapiya. 1999. № 2. S. 94–108.

24. Varga A.Ya., Stolin V.V. Test roditel'skogo otnosheniya // Psikhologicheskie testy. M.: VLADOS, 2001. T. 2. S. 144–152.

25. Shvedovskaya A.A. Ispol'zovanie metodiki «roditel'skoe sochinenie» v diagnostike detsko-roditel'skikh otnoshenii v doshkol'nom vozraste // Psikhologicheskaya diagnostika. 2005. № 4. S. 96–128.