Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2021; : 17-22
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
https://doi.org/10.18323/2221-5662-2021-4-17-22Аннотация
Несмотря на значительные достижения в различных направлениях педагогики, остается актуальной проблема формирования интереса учащихся к изучаемому материалу. Один из методических приемов, способствующих решению этой проблемы, связан с использованием художественной и научно-популярной литературы на уроках естественных дисциплин. Цель работы – выявление особенностей использования художественной литературы на уроках биологии. Определены и рассмотрены основные направления использования художественной литературы в предметной области естественных наук. Проведен опрос учителей-предметников с целью выявления количества разработанных и проведенных ими интегрированных уроков (биология – литература) и количества уроков биологии, проведенных с использованием художественной и научно-популярной литературы. В опросе приняли участие 232 учителя. Выявлено, что 96,6 % опрошенных педагогов не проводят интеграцию уроков биологии и литературы и 96,1 % учителей не используют на своих уроках дополнительную художественную и научно-популярную литературу, заменяя ее видеороликами из интернета. На примере уроков биологии и географии показаны разнообразные методические подходы к использованию литературных текстов и связанных с ними заданий. Установлено, что наибольшее количество методических рекомендаций по использованию художественных текстов с начала XX века было опубликовано для географов, методические разработки для биологов в основной своей массе стали появляться гораздо позже. По данным проведенного опроса, учителя биологии, использующие на своих уроках художественную литературу, отдают предпочтение классическим произведениям, написанным в XIX–XX веках. Художественные произведения современных авторов на уроках биологии практически не рассматриваются. Художественные тексты на уроках биологии учителя используют не только для воздействия на эмоциональную сферу учащихся с целью повышения их интереса к предмету, но и для проверки степени усвоения учебного материала. В настоящее время активность учителей в использовании художественной литературы на уроках биологии заметно снизилась, уступив место демонстрации видеосюжетов. Одна из причин редкого использования художественных текстов на уроках естественных дисциплин видится в недостаточно высоком уровне общей подготовки учителей и общем снижении качества образования.
Список литературы
1. Савинова С.В., Леонтьева Т.П. Детская литература как средство формирования природоведческих знаний у младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № S32. С. 11-15.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.
3. Ибрагимова Т.В. Реализация межпредметных связей с использованием художественной литературы на уроках химии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011. № 2. С. 100-105.
4. Мишакова В.Н., Полькина С.Н. Организация чтения художественных произведений на уроках биологии и литературы // Биология в школе. 2016. № 1. С. 56-61.
5. Николаенко Т.Б. Использование художественной литературы на уроках географии и биологии // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2018. № 3. С. 34-36.
6. Сметанникова Н.Н. Чтение и грамотность в современном мире // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2010. № 3. С. 13-19.
7. Елистратова И.В., Кривоногова М.В. Развитие способности к смысловому чтению в процессе обучения биологии // Наука и перспективы. 2016. № 2. С. 28-36.
8. Колесникова Н.Л. Роль художественной литературы в повышении познавательного интереса умственно отсталых учеников на уроках биологии // Вопросы педагогики. 2019. № 3. С. 126-129.
9. Корвижина Л.А., Колпашникова Н.Г. Приёмы развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у обучающихся с овз на интегрированных уроках географии, биологии, русского языка и литературы // Методист. 2017. № 4. С. 38-39.
10. Балахонова А.А. Актуальные педагогические технологии XXI века // Вестник Белгородского института развития образования. 2019. Т. 6. № 2. С. 64-69.
11. Соломович М.А. Художественная и научно-популярная литература на уроках географии. М.: Учпедгиз, 1958. 128 с.
12. Петри Э.Ю. Методы и принципы географии. М.: редакция журнала «Детское чтение» и «Педагогический листок», 1900. 316 с.
13. Мамай И.И. Художественный рассказ в преподавании географии // Ученые записки Московского областного пединститута. 1947. Т. 9. С. 48-49.
14. Юс О. Об образности в преподавании географии // География в школе. 1947. № 3. С. 48-50.
15. Панфилова Т.С. Вопросы преподавания географии частей света в шестом классе. М.: АПН РСФСР, 1953. 90 с.
16. Бибик А.Е. Методика преподавания географии частей света. М.: Учпедгиз, 1952. 220 с.
17. Берг Л.С. Пушкин и география // География в школе. 1937. № 2. С. 4-9.
18. Семенов-Тян-Шанский В.П. Район и страна. М.: Государственное издательство, 1928. 311 с.
19. Ферсман А.Е. Лермонтов и географическая наука // География в школе. 1946. № 6. С. 27-29.
20. Линд К.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии через использование различных видов чтения (на примере обучающихся 5-х классов) // Символ науки. 2016. № 2-1. С. 143-144.
21. Комбарова Т.В. Формирование экологического сознания у подростков на уроках биологии в 6-9 классах // Вестник Кемеровского государственного университета. 2008. № 3. С. 31-36.
22. Шигаева И.А., Томачкова А.П. Художественные произведения на уроках литературы и биологии как одна из возможностей воспитания нравственно-экологической культуры // Экология России: на пути к инновациям. 2013. № 8. С. 49-51.
23. Саутиева Ф.Б. Использование комплексного подхода в процессе организации эстетического воспитания школьников средствами ингушского фольклора // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 2. С. 86-95.
24. Софронов Р.П., Попов Н.С. Мировоззренческий аспект экологического воспитания школьников на мифологических образах природы якутов // В мире научных открытий. 2012. № 4-1. С. 143-158.
25. Smelova V.G. Music, art, movement, and drama in biology // Journal of Russian and East European Psychology. 1997. Vol. 35. № 3. С. 79-80.
Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2021; : 17-22
SPECIAL ASPECTS OF USING FICTION IN BIOLOGY CLASSES
https://doi.org/10.18323/2221-5662-2021-4-17-22Abstract
Despite the significant achievements in various areas of pedagogy, the issue of developing students’ interest in the studied material continues to be acute. One of the instructional techniques contributing to solving this problem is related to the use of fiction and popular science literature in the natural sciences lessons. The study aims to identify special aspects of using fiction in biology lessons. The author determined and considered the fiction’s main uses in the sciences subject area. The author surveyed subject teachers to identify the number of integrated classes (biology-literature) developed and conducted by these teachers and the number of biology lessons using fiction and popular science literature. Two hundred thirty-two teachers took part in the survey. The study identified that 96.6 % of teachers surveyed do not integrate biology and literature lessons, and 96.1 % of teachers do not use additional fiction and popular science literature in their lessons, replacing it with videos from the Internet. On the example of biology and geography lessons, the author shows a variety of methodological approaches to the use of literary texts and related tasks. The study shows that the largest number of guidelines on the use of literary texts since the beginning of the XX century has been published for geographers, as the guidance papers for biologists, predominantly, began to appear much later. According to the survey, when choosing fiction, the biology teachers give preference to classical texts written in the XIX–XX centuries. The fiction of modern authors is practically not considered in biology lessons. Teachers use literary texts in biology lessons both to influence the emotional sphere of students to increase their interest in the subject and to check the level of educational material digestion. Today, the activity of teachers in the use of fiction in biology lessons has noticeably decreased, giving way to videos. One of the reasons for rear use of literary texts in the science lessons, the author considers the insufficiently high level of general training of teachers and the general reduction in the quality of education.
References
1. Savinova S.V., Leont'eva T.P. Detskaya literatura kak sredstvo formirovaniya prirodovedcheskikh znanii u mladshikh shkol'nikov // Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal Kontsept. 2014. № S32. S. 11-15.
2. Bakhtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva. M.: Iskusstvo, 1979. 424 s.
3. Ibragimova T.V. Realizatsiya mezhpredmetnykh svyazei s ispol'zovaniem khudozhestvennoi literatury na urokakh khimii // Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2011. № 2. S. 100-105.
4. Mishakova V.N., Pol'kina S.N. Organizatsiya chteniya khudozhestvennykh proizvedenii na urokakh biologii i literatury // Biologiya v shkole. 2016. № 1. S. 56-61.
5. Nikolaenko T.B. Ispol'zovanie khudozhestvennoi literatury na urokakh geografii i biologii // Obrazovanie: resursy razvitiya. Vestnik LOIRO. 2018. № 3. S. 34-36.
6. Smetannikova N.N. Chtenie i gramotnost' v sovremennom mire // Vestnik Chelyabinskoi gosudarstvennoi akademii kul'tury i iskusstv. 2010. № 3. S. 13-19.
7. Elistratova I.V., Krivonogova M.V. Razvitie sposobnosti k smyslovomu chteniyu v protsesse obucheniya biologii // Nauka i perspektivy. 2016. № 2. S. 28-36.
8. Kolesnikova N.L. Rol' khudozhestvennoi literatury v povyshenii poznavatel'nogo interesa umstvenno otstalykh uchenikov na urokakh biologii // Voprosy pedagogiki. 2019. № 3. S. 126-129.
9. Korvizhina L.A., Kolpashnikova N.G. Priemy razvitiya naglyadno-deistvennogo i naglyadno-obraznogo myshleniya u obuchayushchikhsya s ovz na integrirovannykh urokakh geografii, biologii, russkogo yazyka i literatury // Metodist. 2017. № 4. S. 38-39.
10. Balakhonova A.A. Aktual'nye pedagogicheskie tekhnologii XXI veka // Vestnik Belgorodskogo instituta razvitiya obrazovaniya. 2019. T. 6. № 2. S. 64-69.
11. Solomovich M.A. Khudozhestvennaya i nauchno-populyarnaya literatura na urokakh geografii. M.: Uchpedgiz, 1958. 128 s.
12. Petri E.Yu. Metody i printsipy geografii. M.: redaktsiya zhurnala «Detskoe chtenie» i «Pedagogicheskii listok», 1900. 316 s.
13. Mamai I.I. Khudozhestvennyi rasskaz v prepodavanii geografii // Uchenye zapiski Moskovskogo oblastnogo pedinstituta. 1947. T. 9. S. 48-49.
14. Yus O. Ob obraznosti v prepodavanii geografii // Geografiya v shkole. 1947. № 3. S. 48-50.
15. Panfilova T.S. Voprosy prepodavaniya geografii chastei sveta v shestom klasse. M.: APN RSFSR, 1953. 90 s.
16. Bibik A.E. Metodika prepodavaniya geografii chastei sveta. M.: Uchpedgiz, 1952. 220 s.
17. Berg L.S. Pushkin i geografiya // Geografiya v shkole. 1937. № 2. S. 4-9.
18. Semenov-Tyan-Shanskii V.P. Raion i strana. M.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1928. 311 s.
19. Fersman A.E. Lermontov i geograficheskaya nauka // Geografiya v shkole. 1946. № 6. S. 27-29.
20. Lind K.A. Formirovanie universal'nykh uchebnykh deistvii na urokakh biologii cherez ispol'zovanie razlichnykh vidov chteniya (na primere obuchayushchikhsya 5-kh klassov) // Simvol nauki. 2016. № 2-1. S. 143-144.
21. Kombarova T.V. Formirovanie ekologicheskogo soznaniya u podrostkov na urokakh biologii v 6-9 klassakh // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. № 3. S. 31-36.
22. Shigaeva I.A., Tomachkova A.P. Khudozhestvennye proizvedeniya na urokakh literatury i biologii kak odna iz vozmozhnostei vospitaniya nravstvenno-ekologicheskoi kul'tury // Ekologiya Rossii: na puti k innovatsiyam. 2013. № 8. S. 49-51.
23. Sautieva F.B. Ispol'zovanie kompleksnogo podkhoda v protsesse organizatsii esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov sredstvami ingushskogo fol'klora // Vestnik Maikopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 2019. № 2. S. 86-95.
24. Sofronov R.P., Popov N.S. Mirovozzrencheskii aspekt ekologicheskogo vospitaniya shkol'nikov na mifologicheskikh obrazakh prirody yakutov // V mire nauchnykh otkrytii. 2012. № 4-1. S. 143-158.
25. Smelova V.G. Music, art, movement, and drama in biology // Journal of Russian and East European Psychology. 1997. Vol. 35. № 3. S. 79-80.
События
-
Журнал «Концепт: Философия, религия, культура» принят в Scopus >>>
9 июл 2025 | 13:25 -
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32