Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2021; : 25-32

КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

Чикова О. А., Васильева А. В.

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2021-3-25-32

Аннотация

В статье описывается актуальный подход к управлению качеством среднего профессионального образования (СПО) в условиях его модернизации, предусматривающий когнитивное моделирование образовательного процесса в колледже. Проведен анализ воздействия на качество образования в колледже проектных инициатив в отечественной системе СПО: распространения дуального обучения, оценки образовательных результатов посредством национальной системы квалификаций и стандартов WorldSkills, цифровой трансформации образования. Когнитивное моделирование позволило изучить количественное изменения качества образования в ответ на вариации управляющих переменных – проектных инициатив в отечественной системе СПО – и моделировать результаты применения разных стратегий развития образовательного учреждения СПО. На основе обработки матрицы мнений экспертов сформирована когнитивная карта образовательного процесса. Приведены описание когнитивной модели образовательного процесса колледжа и результаты сценарного моделирования влияния проектных инициатив на качество образования. Характеристики когнитивной модели образовательного процесса определены с помощью PEST- и SWOT-анализа. PEST-анализ выявил десять различных факторов (концептов), влияющих на образовательный процесс в колледже: качество образования, независимая оценка квалификации, цифровизация образования, теоретическое обучение, практическое обучение, посещаемость учебных занятий, успеваемость студентов, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, дуальное обучение, квалификация педагогического состава. SWOT-анализ установил причинно-следственные взаимосвязи между факторами, оценил их силу и направленность. Представленная методика когнитивного моделирования образовательного процесса колледжа позволяет реализовывать новые возможности стратегического планирования системы менеджмента качества СПО.

Список литературы

1. Задорина М.А. Качество среднего профессионального образования как гарантия реализации конституционного права на среднее профессиональное образование // Правовая парадигма. 2017. Т. 16. № 2. С. 71-76.

2. Белоконь О.В. Оценка качества среднего профессионального образования с точки зрения студентов и родителей // Педагогическое образование в России. 2018. № 11. С. 80-86.

3. Степанов А.А. Анализ удовлетворенности работодателей качеством подготовки рабочих кадров в Российской Федерации // Ars Administrandi. Искусство управления. 2018. Т. 10. № 4. С. 531-547.

4. Смирнова Е.В. Проектирование ОПОП как средство повышения качества профессионального образования // Вестник педагогических инноваций. 2017. № 2. С. 34-42.

5. Блинов В.И., Сергеев И.С. Веер возможностей: профессиональное образование 2020-2035 // Образовательная политика. 2020. № 1. С. 76-86.

6. Беликов В.А., Романов П.Ю., Павленко Д.И., Филиппов А.М. Влияние дуальной системы профессионального образования на качество подготовки обучающихся организаций СПО // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2020. Т. 12. № 1. С. 20-34.

7. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И. Дуальное обучение в российских регионах: модели, лучшие практики, возможности распространения // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 117-138.

8. Овсиенко Л.В., Зимина И.В., Есенина Е.Ю. Дуальное обучение как важный фактор повышения инвестиционной привлекательности региона // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 5. С. 339-344.

9. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И., Абанкина И.В. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 271 с.

10. Дудырев Ф.Ф., Фрумин И.Д., Мальцева В.А., Лошкарева Е.П., Татаренко Е.А. Новые возможности WorldSkills для сопоставимой оценки результатов в профессиональном образовании // Современная аналитика образования. 2019. № S7. С. 5-47.

11. Митрофанова Э.П. Эффективность и качество подготовки кадров в системе среднего профессионального образования с применением инструментов национальной системы квалификаций // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2020. № 2. С. 22-27.

12. Блинов В.И., Куртеев Л.Н. Новая методология стандартизации в среднем профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. 2019. № 12. С. 6-13.

13. Романченко А.М., Романченко М.К. Демонстрационный экзамен: формирование и оценивание общих и профессиональных компетенций // Стандарты и мониторинг в образовании. 2018. Т. 6. № 4. С. 21-27.

14. Иванов С.А., Старостина С.Е., Авдеев П.Б., Дугарова Д.Ц. Профессиональные стандарты как механизмы управления качеством профессионального образования в регионе // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14. № 5. С. 93-102.

15. Головина Н.А. Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills как форма государственной итоговой аттестации // Образование и проблемы развития общества. 2020. № 2. С. 55-60.

16. Блинов В.И., Биленко П.Н., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. М.: Дело, 2020. 112 с.

17. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Цифровая дидактика профессионального образования и обучения (ключевые тезисы) // Среднее профессиональное образование. 2019. № 3. С. 3-8.

18. Полупан К.Л. Управление качеством высшего образования в условиях цифровизации // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 4. С. 273-278.

19. Углинская Н.А. Новые вызовы системы среднего специального образования в России // Техник транспорта: образование и практика. 2020. Т. 1. № 3. С. 152-156.

20. Романченко А.М., Романченко М.К. Трансформация среднего профессионального образования в условиях пандемии // Стандарты и мониторинг в образовании. 2020. Т. 8. № 6. С. 39-45.

21. Шмелева А.Г., Ладынин А.И., Таланова Ю.В., Наумов В.В. Когнитивное моделирование в информационной системе поддержки принятия решений // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2018. № 2. С. 60-67.

22. Лучко О.Н., Макаренко В.А. Изучение аспектов качества образования с применением методологии когнитивного моделирования // Образовательные технологии (г. Москва). 2015. № 1. С. 69-75.

23. Гречко М.В. Когнитивное моделирование как инструмент адаптивного управления качеством образования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. № 4. С. 725-735.

24. Захарова Е.Н., Погорелова М.Н., Чермит К.Д. Когнитивное моделирование в управлении качеством образования // Среднее профессиональное образование. 2008. № 8. С. 51-54.

25. Щербина А.В., Гречко М.В. Когнитивное моделирование качества образовательного процесса вуза // Российский экономический интернет-журнал. 2019. № 4. С. 143.

26. Королева Д.О., Науширванов Т.О. Экосистема развития инноваций российского образования: инфраструктурные характеристики. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 32 с.

27. Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / под ред. С.В. Янкевича, Я. де Грофа. М.: Высшая школа экономики, 2019. 337 с.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2021; : 25-32

COGNITIVE MODELING OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF VOCATIONAL SECONDARY EDUCATION IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION

Chikova O. A., Vasilyeva A. V.

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2021-3-25-32

Abstract

The paper describes the updated approach to quality management of vocational secondary education (VSE) in the context of its modernization involving cognitive modeling of the educational process in the college. The authors analyzed the impact of project initiatives in the national VSE system on the quality of education in the college: the spreading of the dual education system, evaluation of education results through the WorldSkills national system of qualifications and standards, digital transformation of education. Cognitive modeling allowed studying the quantity change in the quality of education in response to variations of managing variables - project initiatives in the national VSE system - and modeling the results of the application of various strategies of development of the VSE educational institution. Based on the processing of experts' opinions matrix, the authors formed the educational process cognitive map. The paper contains the description of the cognitive model of the educational process of the college and the results of scenario modeling of the project initiatives’ impact on the quality of education. Using PEST- and SWOT-analysis, the authors described the characteristics of the educational process cognitive model. PEST-analysis revealed ten various factors (concepts) influencing the educational process in the college: the quality of education, independent evaluation of qualification, digitalization of education, academic learning, practical education, attendance, students’ academic progress, material and technical support of educational process, dual education system, and teaching staff competence level. SWOT-analysis identified cause-effect relationships between factors, evaluated their power and focus. The presented technique of cognitive modeling of the college educational process allows implementing new possibilities of strategic planning of the VSE quality management system.

References

1. Zadorina M.A. Kachestvo srednego professional'nogo obrazovaniya kak garantiya realizatsii konstitutsionnogo prava na srednee professional'noe obrazovanie // Pravovaya paradigma. 2017. T. 16. № 2. S. 71-76.

2. Belokon' O.V. Otsenka kachestva srednego professional'nogo obrazovaniya s tochki zreniya studentov i roditelei // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018. № 11. S. 80-86.

3. Stepanov A.A. Analiz udovletvorennosti rabotodatelei kachestvom podgotovki rabochikh kadrov v Rossiiskoi Federatsii // Ars Administrandi. Iskusstvo upravleniya. 2018. T. 10. № 4. S. 531-547.

4. Smirnova E.V. Proektirovanie OPOP kak sredstvo povysheniya kachestva professional'nogo obrazovaniya // Vestnik pedagogicheskikh innovatsii. 2017. № 2. S. 34-42.

5. Blinov V.I., Sergeev I.S. Veer vozmozhnostei: professional'noe obrazovanie 2020-2035 // Obrazovatel'naya politika. 2020. № 1. S. 76-86.

6. Belikov V.A., Romanov P.Yu., Pavlenko D.I., Filippov A.M. Vliyanie dual'noi sistemy professional'nogo obrazovaniya na kachestvo podgotovki obuchayushchikhsya organizatsii SPO // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2020. T. 12. № 1. S. 20-34.

7. Dudyrev F.F., Romanova O.A., Shabalin A.I. Dual'noe obuchenie v rossiiskikh regionakh: modeli, luchshie praktiki, vozmozhnosti rasprostraneniya // Voprosy obrazovaniya. 2018. № 2. S. 117-138.

8. Ovsienko L.V., Zimina I.V., Esenina E.Yu. Dual'noe obuchenie kak vazhnyi faktor povysheniya investitsionnoi privlekatel'nosti regiona // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 2014. T. 17. № 5. S. 339-344.

9. Dudyrev F.F., Romanova O.A., Shabalin A.I., Abankina I.V. Molodye professionaly dlya novoi ekonomiki: srednee professional'noe obrazovanie v Rossii. M.: Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2019. 271 s.

10. Dudyrev F.F., Frumin I.D., Mal'tseva V.A., Loshkareva E.P., Tatarenko E.A. Novye vozmozhnosti WorldSkills dlya sopostavimoi otsenki rezul'tatov v professional'nom obrazovanii // Sovremennaya analitika obrazovaniya. 2019. № S7. S. 5-47.

11. Mitrofanova E.P. Effektivnost' i kachestvo podgotovki kadrov v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya s primeneniem instrumentov natsional'noi sistemy kvalifikatsii // Sovremennoe obrazovanie: aktual'nye voprosy i innovatsii. 2020. № 2. S. 22-27.

12. Blinov V.I., Kurteev L.N. Novaya metodologiya standartizatsii v srednem professional'nom obrazovanii // Srednee professional'noe obrazovanie. 2019. № 12. S. 6-13.

13. Romanchenko A.M., Romanchenko M.K. Demonstratsionnyi ekzamen: formirovanie i otsenivanie obshchikh i professional'nykh kompetentsii // Standarty i monitoring v obrazovanii. 2018. T. 6. № 4. S. 21-27.

14. Ivanov S.A., Starostina S.E., Avdeev P.B., Dugarova D.Ts. Professional'nye standarty kak mekhanizmy upravleniya kachestvom professional'nogo obrazovaniya v regione // Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. T. 14. № 5. S. 93-102.

15. Golovina N.A. Demonstratsionnyi ekzamen po standartam WorldSkills kak forma gosudarstvennoi itogovoi attestatsii // Obrazovanie i problemy razvitiya obshchestva. 2020. № 2. S. 55-60.

16. Blinov V.I., Bilenko P.N., Dulinov M.V., Esenina E.Yu., Kondakov A.M., Sergeev I.S. Pedagogicheskaya kontseptsiya tsifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya. M.: Delo, 2020. 112 s.

17. Blinov V.I., Esenina E.Yu., Sergeev I.S. Tsifrovaya didaktika professional'nogo obrazovaniya i obucheniya (klyuchevye tezisy) // Srednee professional'noe obrazovanie. 2019. № 3. S. 3-8.

18. Polupan K.L. Upravlenie kachestvom vysshego obrazovaniya v usloviyakh tsifrovizatsii // Samarskii nauchnyi vestnik. 2019. T. 8. № 4. S. 273-278.

19. Uglinskaya N.A. Novye vyzovy sistemy srednego spetsial'nogo obrazovaniya v Rossii // Tekhnik transporta: obrazovanie i praktika. 2020. T. 1. № 3. S. 152-156.

20. Romanchenko A.M., Romanchenko M.K. Transformatsiya srednego professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh pandemii // Standarty i monitoring v obrazovanii. 2020. T. 8. № 6. S. 39-45.

21. Shmeleva A.G., Ladynin A.I., Talanova Yu.V., Naumov V.V. Kognitivnoe modelirovanie v informatsionnoi sisteme podderzhki prinyatiya reshenii // Trudy NGTU im. R.E. Alekseeva. 2018. № 2. S. 60-67.

22. Luchko O.N., Makarenko V.A. Izuchenie aspektov kachestva obrazovaniya s primeneniem metodologii kognitivnogo modelirovaniya // Obrazovatel'nye tekhnologii (g. Moskva). 2015. № 1. S. 69-75.

23. Grechko M.V. Kognitivnoe modelirovanie kak instrument adaptivnogo upravleniya kachestvom obrazovaniya // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2017. № 4. S. 725-735.

24. Zakharova E.N., Pogorelova M.N., Chermit K.D. Kognitivnoe modelirovanie v upravlenii kachestvom obrazovaniya // Srednee professional'noe obrazovanie. 2008. № 8. S. 51-54.

25. Shcherbina A.V., Grechko M.V. Kognitivnoe modelirovanie kachestva obrazovatel'nogo protsessa vuza // Rossiiskii ekonomicheskii internet-zhurnal. 2019. № 4. S. 143.

26. Koroleva D.O., Naushirvanov T.O. Ekosistema razvitiya innovatsii rossiiskogo obrazovaniya: infrastrukturnye kharakteristiki. M.: NIU VShE, 2020. 32 s.

27. Upravlenie sistemoi obrazovaniya na raznykh urovnyakh: vertikal' vlasti, transfer polnomochii i regional'noe sotrudnichestvo / pod red. S.V. Yankevicha, Ya. de Grofa. M.: Vysshaya shkola ekonomiki, 2019. 337 s.