Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2021; : 29-38

ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ В ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Клеймёнов Е. А., Чепиков Е. В.

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2021-1-29-38

Аннотация

Значительную долю обучающихся в образовательных организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) составляют слушатели заочной формы обучения. Вместе с тем актуального социологического осмысления условий реализации образовательного процесса с их участием в литературе практически нет. В связи с этим авторами была поставлена цель – на основе изучения общественного мнения обучающихся и преподавательского состава провести социологический анализ условий образовательного процесса, реализуемого в образовательной организации системы МВД России в заочной форме. В качестве объектов исследования выступили слушатели и преподаватели Дальневосточного юридического института МВД России. Надежность результатов обеспечена сочетанием использовавшихся в работе количественных и качественных (фокусированных групповых интервью) социологических опросов. Авторы приходят к выводу о том, что основной мотив поступления в образовательную организацию системы МВД России – это возможность получить юридическое образование. Главные содержательные достоинства обучения в Дальневосточном юридическом институте МВД России опрошенные слушатели видят в практической, правоохранительной направленности полученного образования, а также в дисциплине и строгости порядка реализации образовательного процесса. Сложности образовательного процесса респонденты-обучающиеся усматривают прежде всего в недостаточном количестве времени, отведенного для сессионного периода – для очного взаимодействия с преподавателями. Отдельным блоком авторы представляют состояние и перспективы обучения по заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий: показан дуализм восприятия таких технологий преподавательским составом и обучающимися; определена зависимость между уровнем подготовки опрошенных и оценками указанных перспектив; выявлены альтруистичные настроения преподавателей по отношению к возможному полному переводу заочного образования на дистанционную форму.

Список литературы

1. Жевлакович С.С. Место ведомственной образовательной системы в кадровой политике МВД России // Вестник экономической безопасности. 2017. № 4. С. 230-235.

2. Васильев В.В. Ценностные основания непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел в высших учебных заведениях Министерства внутренних дел Российской Федерации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 2. С. 124-127.

3. Калиниченко И.А., Зиборов О.В., Харламов С.О. Актуальные направления подготовки кадров для подразделений по вопросам миграции МВД России // Вестник экономической безопасности. 2020. № 1. С. 333-336.

4. Герман Р.Б. Модернизация ведомственной системы образования и ее роль в формировании сотрудников МВД России нового типа // ЮРИСТ-ПРАВОВЕДЪ. 2013. № 2. С. 11-15.

5. Горшенева И.А., Иванов А.А., Смоленцева Л.Г. О специфике социальных и психологических факторов, составляющих особенности образовательной среды заочной формы обучения в ВУЗах МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 12. С. 297-299.

6. Аветян А.А. Особенности заочной формы обучения в вузах МВД России // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. 2020. № 35. С. 53-54.

7. Серостанова Н.Н., Чопорова Е.И. Организация самостоятельной иноязычной деятельности слушателей заочной формы обучения в образовательных организациях МВД России // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2019. Т. 1. С. 332-334.

8. Вызулин Е.А., Васильев В.В. Государственный экзамен слушателей заочной формы, обучающихся в вузах МВД России по программам бакалавриата. Методика подготовки и проведения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 2. С. 231-235.

9. Юдина Е.Н., Дурнев В.С. Методика преподавания юридических дисциплин при заочной форме обучения // Наука и школа. 2016. № 5. С. 7-13.

10. Буткевич С.А., Заброда С.Н. Совершенствование формирования профессиональной компетенции у слушателей заочной формы обучения в образовательных учреждениях МВД России // Социально-гуманитарное обозрение. 2017. № 4. С. 17-20.

11. Макеева В.С., Баркалов С.Н., Герасимов И.В. Особенности развития физических качеств курсантов, обучающихся в ВУЗах МВД России по профилю ГИБДД // Научное мнение. 2017. № 1. С. 97-102.

12. Чехранов Ю.В., Горелов С.А. Формирование у курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России компетенций по силовому пресечению правонарушений // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 1. С. 183-186.

13. Домрачева Е.Ю., Савин М.Н., Зимоновский А.В. Педагогическая модель повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 1. С. 94-98.

14. Северин Н.Н., Васильченко Е.И., Клименко С.С., Домрачёва Е.Ю. Методика обучения огневой подготовке курсантов и слушателей белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина // Современный ученый. 2020. № 4. С. 136-139.

15. Коновалова С.И. Проблемные вопросы проведения занятий по тактико-специальной подготовке в рамках дистанционного обучения слушателей и курсантов образовательных организаций системы МВД России // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. 5. № 2. С. 155-159.

16. Витютнев Е.Е. Развитие двигательной ловкости у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России на занятиях по дисциплине «Личная безопасность сотрудников ОВД» // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2020. № 3. С. 55-61.

17. Тимофеев В.В., Кирюшин И.И. Современные тенденции использования дистанционных образовательных технологий на факультете заочного обучения // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. 2019. № 33. С. 42-44.

18. Сорокина А.Г., Шапорев Д.А. Использование возможностей ЭИОС ВУЗа МВД России в формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся по юридическим специальностям заочной формы обучения (на примере ЭИОС БЮИ МВД России) // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1. С. 148-150.

19. Башлуева Н.Н. Некоторые вопросы методики составления контрольных заданий в системе заочного обучения в учебных заведениях МВД России // Социально-гуманитарное обозрение. 2018. Т. 1. № 1. С. 19-21.

20. Башинская И.Г., Ашхотова Л.А. Практико-ориентированный подход к формированию профессиональных навыков в образовательных организациях системы МВД России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 4. С. 119-122.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2021; : 29-38

EXTRAMURAL TRAINING AT THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE RF INTERIOR MINISTRY SYSTEM: THE EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Kleymenov E. A., Chepikov E. V.

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2021-1-29-38

Abstract

A significant proportion of students of educational institutions of the RF Ministry of Internal Affairs (the RF Interior Ministry) are students of the correspondence courses. Moreover, there is practically no relevant sociological understanding in the literature of the conditions to implement the educational process with their participation. In this regard, the authors set a goal - based on studying the public opinion of students and teaching staff, to conduct a sociological analysis of the conditions of the educational process implemented in the educational organization of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia in correspondence form. The students and teachers of the Far-Eastern Law Institute of the RF Interior Ministry were the subjects of the research. A combination of quantitative and qualitative (focus group interviews) sociological surveys used in the paper ensured the results’ reliability. The authors conclude that the main cause for entering an educational organization of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia is an opportunity to obtain a legal education. The interviewed students consider the practical, law enforcement orientation of the education received and the discipline and strictness of the educational process implementation as the main substantive advantages of education at the Institute. The respondents see the difficulties of the educational process, first of all, in the insufficient amount of time for the examination period, i.e., face-to-face interaction with lecturers. In a separate block, the authors describe the state and the prospects of extramural education using distance learning technologies: the paper shows the dualism of perception of such technologies by the teaching staff and students, determines the relations between the training level of the respondents and the assessments of these prospects and reveals the altruistic moods of lecturers regarding the possible full transfer of distance education on the remote form.

References

1. Zhevlakovich S.S. Mesto vedomstvennoi obrazovatel'noi sistemy v kadrovoi politike MVD Rossii // Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti. 2017. № 4. S. 230-235.

2. Vasil'ev V.V. Tsennostnye osnovaniya nepreryvnogo obrazovaniya sotrudnikov organov vnutrennikh del v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. 2017. T. 23. № 2. S. 124-127.

3. Kalinichenko I.A., Ziborov O.V., Kharlamov S.O. Aktual'nye napravleniya podgotovki kadrov dlya podrazdelenii po voprosam migratsii MVD Rossii // Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti. 2020. № 1. S. 333-336.

4. German R.B. Modernizatsiya vedomstvennoi sistemy obrazovaniya i ee rol' v formirovanii sotrudnikov MVD Rossii novogo tipa // YuRIST-PRAVOVED\"\". 2013. № 2. S. 11-15.

5. Gorsheneva I.A., Ivanov A.A., Smolentseva L.G. O spetsifike sotsial'nykh i psikhologicheskikh faktorov, sostavlyayushchikh osobennosti obrazovatel'noi sredy zaochnoi formy obucheniya v VUZakh MVD Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 12. S. 297-299.

6. Avetyan A.A. Osobennosti zaochnoi formy obucheniya v vuzakh MVD Rossii // Vestnik uchebnogo otdela Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2020. № 35. S. 53-54.

7. Serostanova N.N., Choporova E.I. Organizatsiya samostoyatel'noi inoyazychnoi deyatel'nosti slushatelei zaochnoi formy obucheniya v obrazovatel'nykh organizatsiyakh MVD Rossii // Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo. 2019. T. 1. S. 332-334.

8. Vyzulin E.A., Vasil'ev V.V. Gosudarstvennyi ekzamen slushatelei zaochnoi formy, obuchayushchikhsya v vuzakh MVD Rossii po programmam bakalavriata. Metodika podgotovki i provedeniya // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii. 2016. № 2. S. 231-235.

9. Yudina E.N., Durnev V.S. Metodika prepodavaniya yuridicheskikh distsiplin pri zaochnoi forme obucheniya // Nauka i shkola. 2016. № 5. S. 7-13.

10. Butkevich S.A., Zabroda S.N. Sovershenstvovanie formirovaniya professional'noi kompetentsii u slushatelei zaochnoi formy obucheniya v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh MVD Rossii // Sotsial'no-gumanitarnoe obozrenie. 2017. № 4. S. 17-20.

11. Makeeva V.S., Barkalov S.N., Gerasimov I.V. Osobennosti razvitiya fizicheskikh kachestv kursantov, obuchayushchikhsya v VUZakh MVD Rossii po profilyu GIBDD // Nauchnoe mnenie. 2017. № 1. S. 97-102.

12. Chekhranov Yu.V., Gorelov S.A. Formirovanie u kursantov obrazovatel'nykh organizatsii vysshego obrazovaniya MVD Rossii kompetentsii po silovomu presecheniyu pravonarushenii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2018. № 1. S. 183-186.

13. Domracheva E.Yu., Savin M.N., Zimonovskii A.V. Pedagogicheskaya model' povysheniya kachestva provedeniya zanyatii s kursantami po ognevoi podgotovke v vuzakh MVD Rossii // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. № 1. S. 94-98.

14. Severin N.N., Vasil'chenko E.I., Klimenko S.S., Domracheva E.Yu. Metodika obucheniya ognevoi podgotovke kursantov i slushatelei belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni I.D. Putilina // Sovremennyi uchenyi. 2020. № 4. S. 136-139.

15. Konovalova S.I. Problemnye voprosy provedeniya zanyatii po taktiko-spetsial'noi podgotovke v ramkakh distantsionnogo obucheniya slushatelei i kursantov obrazovatel'nykh organizatsii sistemy MVD Rossii // Uchenye zapiski Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2020. T. 5. № 2. S. 155-159.

16. Vityutnev E.E. Razvitie dvigatel'noi lovkosti u kursantov i slushatelei obrazovatel'nykh organizatsii MVD Rossii na zanyatiyakh po distsipline «Lichnaya bezopasnost' sotrudnikov OVD» // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya. 2020. № 3. S. 55-61.

17. Timofeev V.V., Kiryushin I.I. Sovremennye tendentsii ispol'zovaniya distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologii na fakul'tete zaochnogo obucheniya // Vestnik uchebnogo otdela Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2019. № 33. S. 42-44.

18. Sorokina A.G., Shaporev D.A. Ispol'zovanie vozmozhnostei EIOS VUZa MVD Rossii v formirovanii obshcheprofessional'nykh i professional'nykh kompetentsii obuchayushchikhsya po yuridicheskim spetsial'nostyam zaochnoi formy obucheniya (na primere EIOS BYuI MVD Rossii) // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020. № 1. S. 148-150.

19. Bashlueva N.N. Nekotorye voprosy metodiki sostavleniya kontrol'nykh zadanii v sisteme zaochnogo obucheniya v uchebnykh zavedeniyakh MVD Rossii // Sotsial'no-gumanitarnoe obozrenie. 2018. T. 1. № 1. S. 19-21.

20. Bashinskaya I.G., Ashkhotova L.A. Praktiko-orientirovannyi podkhod k formirovaniyu professional'nykh navykov v obrazovatel'nykh organizatsiyakh sistemy MVD Rossii // Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2018. № 4. S. 119-122.