Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023; : 35-41

Изучение фонетики студентами лингвистических специальностей по методу «шедоуинг»: трудности и потенциальные решения

Дымова Алена Вячеславовна, Карева Виктория Юрьевна

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2023-4-35-41

Аннотация

В исследовании использован метод «шедоуинг», который предполагает, что обучающиеся читают аутентичный текст на изучаемом иностранном языке вместе с диктором с целью копирования его темпа, ритма, особенностей связной речи и таким образом совершенствуют артикуляционные и иные фонетические, лексико-грамматические, переводческие навыки на иностранном языке. Несмотря на то, что данный метод, по наблюдениям других исследователей, помогает обучающимся улучшать беглость речи, артикуляционные и интонационные характеристики, в литературе отсутствует исчерпывающее описание проблем, возникающих у студентов лингвистических специальностей при изучении фонетики, которые были обнаружены авторами в ходе использования метода. Так, по материалам наблюдения за 96 студентами первого курса, обучающимися по направлениям подготовки 45.03.02 «Лингвистика» и 44.03.01 «Педагогическое образование», с уровнем английского языка от B1+ (CEFR) и выше был выявлен ряд трудностей, с которыми сталкиваются студенты лингвистических специальностей при применении данного метода: 1) сложности с составлением собственной разметки текста на начальном этапе; 2) скептицизм к вносимым коррективам, трудности в различении тонов; 3) неготовность определенного процента студентов посвящать достаточное время самостоятельной работе (около четверти студентов в данном исследовании); 4) сложности в произношении отдельных звуков, воспроизведении базовых тонов английского языка, произношении длинных смысловых групп на одном дыхании; 5) психологические барьеры. Авторы предлагают потенциальные пути решения данных проблем, такие как использование программного обеспечения Praat для анализа речи, измерения высоты тона и его интенсивности для разрешения спорных случаев при составлении разметки; подчеркивание и иллюстрация необходимости знания фонетических аспектов языка для достижения успешной коммуникации; целенаправленная работа с артикуляцией звуков, отсутствующих/отличающихся от русских. 

Список литературы

1. Загорак А. Формирование профессиональной переводческой компетенции в рамках дисциплины «Основы устного перевода по русскому языку» в словацком ВУЗе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 2. С. 93–98. EDN: ZWZEKH.

2. Лукманова О.Б., Валяева Н.Ю. Потенциал использования платформы Flipgrid для формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов бакалавриата (из опыта работы кафедры английского языка и профессиональной коммуникации НГЛУ им. Н. А. Добролюбова) // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2022. № 58. С. 141–157. DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2022-58-2-141-157.

3. Заболотнева О.Л., Кожухова И.В. Некоторые приемы обучения аудированию студентов языковых факультетов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 3. С. 40–52. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11013.

4. Биянова М.В. Техника изучения иностранного языка Shadowing // Вестник педагогического опыта. 2019. № 45. С. 5–8. EDN: YNXMRS.

5. Kadota S. Shadowing as a practice in second language acquisition: Connecting inputs and outputs. London: Routledge, 2019. 214 p.

6. Бубнова А.С. Обучение устному переводу: теневой повтор как универсальное упражнение на подготовительном этапе // Перспективы науки и образования. 2018. № 5. С. 171–178. DOI: 10.32744/pse.2018.5.19.

7. Mahdi H.S., Alkhammash R., Al-Athwary A.A.H. Using high variability phonetic training as a contextualized tool in the development of English consonant clusters pronunciation among Saudi EFL learners // Education and Information Technologies. 2023. P. 1–20. DOI: 10.1007/s10639-023-12113-9.

8. Иванова А.М., Малыгина Е.В. Возможности использования современного медиа-контента Ted Talks в обучении английскому языку как второму иностранному // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 3. С. 49–57. EDN: YMZIKP.

9. Teeter J.L. Improving motivation to learn English in Japan with a self-study shadowing application // Languages. 2017. № 4. P. 1–27. DOI: 10.3390/languages2040019.

10. Лачугина Е.Н. Метод теневого подхода (shadowing) в рамках беспереводного подхода обучению иностранным языкам // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 2-1. С. 393–398. DOI: 10.34670/AR.2022.60.28.007.

11. Голощапова М.В., Павлова А.В. Дидактический потенциал аудиокниги для организации внеаудиторной самостоятельной работы // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 4. С. 231–236. EDN: HMPYXN.

12. Zajdler E. Speech shadowing as a teaching technique in the CFL classroom // Lingua Posnaniensis. 2020. Vol. 62. № 1. P. 77–88. DOI: 10.2478/linpo-2020-0005.

13. Huang Hsin-Yi Cyndi, Barrett N.E., Lo Ming-Fen, Tseng Chiung-Jung. The effectiveness of shadowing practice with web-based apps: towards promoting the comprehensibility and lexical-level intelligibility of EFL students’ presentations // English Teaching & Learning. 2023. P. 1–20. DOI: 10.1007/s42321-023-00145-w.

14. Dsouza J. The study of the impact of shadowing exercise in reducing speaking anxiety among college students // Research journal of English language and literature (RJELAL). 2022. Vol. 10. № 3. P. 105–110. DOI: 10.33329/rjelal.10.3.105.

15. Agarwal C., Chakraborty P. A review of tools and techniques for computer aided pronunciation training (CAPT) in English // Education and Information Technologies. 2019. Vol. 24. P. 3731–3743. DOI: 10.1007/s10639-019-09955-7.

16. Hsieh K.T., Dong D.H., Wang L.Y. A preliminary study of applying shadowing technique to English intonation instruction // Taiwan Journal of Linguistics. 2013. Vol. 11.2. P. 43–66. DOI: 10.6519/TJL.2013.11(2).2.

17. Веренинова Ж.Б., Соколова В.Л. Фонетические ошибки в речи студентов на защите выпускной квалификационной работы на английском языке: коммуникативные последствия и рекомендации по исправлению // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023. № 2. С. 15–21. DOI: 10.52070/2500-3488_2023_2_847_15.

18. Nakayama T. Effectiveness of the visual–auditory shadowing method on learning the pronunciation of kanji // Japanese Psychological Research. 2021. Vol. 63. № 1. P. 26–34. DOI: 10.1111/jpr.12278.

19. Sumiyoshi H. The effect of shadowing: exploring the speed variety of model audio and sound recognition ability in the Japanese as a foreign language context // Electronic Journal of Foreign Language Teaching. 2019. Vol. 16. № 1. P. 5–21.

20. Zarei A.A., Alipour H. Shadowing and scaffolding techniques affecting L2 reading comprehension // Applied Research on English Language. 2020. Vol. 9. № 1. P. 53–74. DOI: 10.22108/ARE.2019.117030.1462.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2023; : 35-41

Using the shadowing technique in teaching phonetics to linguistics students: challenges and potential solutions

Dymova Alyona Vyacheslavovna, Kareva Viktoria Yuryevna

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2023-4-35-41

Abstract

The paper describes the use of the shadowing technique, which entails learners of the foreign language reading an authentic text together with the speaker in order to copy the rhythm and tempo, and connected speech peculiarities, thereby, improving their articulation, phonetic, lexical, grammatical, translation and other skills in the foreign language. According to the observations of other researchers, this method helps students improve articulation and intonation characteristics, and speech fluency; however, there is no comprehensive description of the issues discovered by the authors while using this method with the students of linguistic specialties in phonetics course. Based on the observations of 96 first-year students who study Linguistics and Pedagogy with the B1+ level according to the CEFR, the researchers have identified a number of challenges in using this method to teach students of the linguistic faculties. The students may face the following issues: 1) difficulties with making their own markings especially in the beginning of their studies; 2) skeptical attitude towards the changes made, trouble identifying the right tone; 3) reluctance of a particular percentage of students to spend enough time on self-study which this technique is predicated upon (in the current study, this was around a quarter of the students); 4) particular sound articulation challenges, difficulty copying English tones, as well as pronouncing long thought groups; 5) psychological barriers. The authors suggest potential solutions, such as using Praat software to analyze speech, measuring pitch and intensity to resolve markup disputes; emphasizing and illustrating the importance of studying the phonetic aspects of the language to achieve successful communication; targeted work with the articulation of sounds that are absent or different from Russian ones.

References

1. Zagorak A. Formirovanie professional'noi perevodcheskoi kompetentsii v ramkakh distsipliny «Osnovy ustnogo perevoda po russkomu yazyku» v slovatskom VUZe // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2021. № 2. S. 93–98. EDN: ZWZEKH.

2. Lukmanova O.B., Valyaeva N.Yu. Potentsial ispol'zovaniya platformy Flipgrid dlya formirovaniya inoyazychnoi kommunikativnoi kompetentsii studentov bakalavriata (iz opyta raboty kafedry angliiskogo yazyka i professional'noi kommunikatsii NGLU im. N. A. Dobrolyubova) // Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta im. N.A. Dobrolyubova. 2022. № 58. S. 141–157. DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2022-58-2-141-157.

3. Zabolotneva O.L., Kozhukhova I.V. Nekotorye priemy obucheniya audirovaniyu studentov yazykovykh fakul'tetov // Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept». 2021. № 3. S. 40–52. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11013.

4. Biyanova M.V. Tekhnika izucheniya inostrannogo yazyka Shadowing // Vestnik pedagogicheskogo opyta. 2019. № 45. S. 5–8. EDN: YNXMRS.

5. Kadota S. Shadowing as a practice in second language acquisition: Connecting inputs and outputs. London: Routledge, 2019. 214 p.

6. Bubnova A.S. Obuchenie ustnomu perevodu: tenevoi povtor kak universal'noe uprazhnenie na podgotovitel'nom etape // Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2018. № 5. S. 171–178. DOI: 10.32744/pse.2018.5.19.

7. Mahdi H.S., Alkhammash R., Al-Athwary A.A.H. Using high variability phonetic training as a contextualized tool in the development of English consonant clusters pronunciation among Saudi EFL learners // Education and Information Technologies. 2023. P. 1–20. DOI: 10.1007/s10639-023-12113-9.

8. Ivanova A.M., Malygina E.V. Vozmozhnosti ispol'zovaniya sovremennogo media-kontenta Ted Talks v obuchenii angliiskomu yazyku kak vtoromu inostrannomu // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017. № 3. S. 49–57. EDN: YMZIKP.

9. Teeter J.L. Improving motivation to learn English in Japan with a self-study shadowing application // Languages. 2017. № 4. P. 1–27. DOI: 10.3390/languages2040019.

10. Lachugina E.N. Metod tenevogo podkhoda (shadowing) v ramkakh besperevodnogo podkhoda obucheniyu inostrannym yazykam // Pedagogicheskii zhurnal. 2022. T. 12. № 2-1. S. 393–398. DOI: 10.34670/AR.2022.60.28.007.

11. Goloshchapova M.V., Pavlova A.V. Didakticheskii potentsial audioknigi dlya organizatsii vneauditornoi samostoyatel'noi raboty // Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. № 4. S. 231–236. EDN: HMPYXN.

12. Zajdler E. Speech shadowing as a teaching technique in the CFL classroom // Lingua Posnaniensis. 2020. Vol. 62. № 1. P. 77–88. DOI: 10.2478/linpo-2020-0005.

13. Huang Hsin-Yi Cyndi, Barrett N.E., Lo Ming-Fen, Tseng Chiung-Jung. The effectiveness of shadowing practice with web-based apps: towards promoting the comprehensibility and lexical-level intelligibility of EFL students’ presentations // English Teaching & Learning. 2023. P. 1–20. DOI: 10.1007/s42321-023-00145-w.

14. Dsouza J. The study of the impact of shadowing exercise in reducing speaking anxiety among college students // Research journal of English language and literature (RJELAL). 2022. Vol. 10. № 3. P. 105–110. DOI: 10.33329/rjelal.10.3.105.

15. Agarwal C., Chakraborty P. A review of tools and techniques for computer aided pronunciation training (CAPT) in English // Education and Information Technologies. 2019. Vol. 24. P. 3731–3743. DOI: 10.1007/s10639-019-09955-7.

16. Hsieh K.T., Dong D.H., Wang L.Y. A preliminary study of applying shadowing technique to English intonation instruction // Taiwan Journal of Linguistics. 2013. Vol. 11.2. P. 43–66. DOI: 10.6519/TJL.2013.11(2).2.

17. Vereninova Zh.B., Sokolova V.L. Foneticheskie oshibki v rechi studentov na zashchite vypusknoi kvalifikatsionnoi raboty na angliiskom yazyke: kommunikativnye posledstviya i rekomendatsii po ispravleniyu // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2023. № 2. S. 15–21. DOI: 10.52070/2500-3488_2023_2_847_15.

18. Nakayama T. Effectiveness of the visual–auditory shadowing method on learning the pronunciation of kanji // Japanese Psychological Research. 2021. Vol. 63. № 1. P. 26–34. DOI: 10.1111/jpr.12278.

19. Sumiyoshi H. The effect of shadowing: exploring the speed variety of model audio and sound recognition ability in the Japanese as a foreign language context // Electronic Journal of Foreign Language Teaching. 2019. Vol. 16. № 1. P. 5–21.

20. Zarei A.A., Alipour H. Shadowing and scaffolding techniques affecting L2 reading comprehension // Applied Research on English Language. 2020. Vol. 9. № 1. P. 53–74. DOI: 10.22108/ARE.2019.117030.1462.