Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023; : 19-25
Востребованность взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания ребенка: опыт эмпирического исследования
https://doi.org/10.18323/2221-5662-2023-4-19-25Аннотация
В настоящее время проблема взаимодействия образовательной организации и семьи является одной из значимых в теории и практике педагогического процесса. В работе рассматриваются вопросы выстраивания конструктивного взаимодействия учителя и родителей в процессе воспитания ребенка, раскрывается потенциал методического сотрудничества школы и родителей. Основой такого сотрудничества следует рассматривать принцип: наиболее эффективный способ оказать помощь ребенку – оказать помощь его родителям. Цель исследования – определение востребованности взаимодействия (методического сопровождения) семьи и школы в процессе воспитания младшего школьника; выделение наиболее результативных форм и методов взаимодействия в процессе оказания методической помощи родителям в их воспитательной деятельности. Исследование проходило в форме опроса. Вопросы анкеты, предлагаемые родителям, включали несколько направлений: определение целесообразности и необходимости осуществления методического сопровождения семьи при решении проблем воспитательного характера; выделение наиболее результативных форм и методов взаимодействия в процессе оказания методической помощи родителям в их воспитательной деятельности. Результаты исследования позволяют говорить о востребованности взаимодействия и методического сопровождения образовательной организацией семьи в вопросах семейного воспитания как со стороны педагогов (школы), так и со стороны родителей. Выделены наиболее эффективные формы методического сопровождения родителей в вопросах воспитания ребенка: диспуты по вопросам воспитания, совместные тренинги, ролевые игры («педагогический ринг»), привлечение родителей к организации и проведению внеурочной деятельности (экскурсии, туризм, конкурсы, проекты и т. п.). Одним из путей решения поставленной проблемы авторы видят в методической подготовке будущего учителя к осуществлению взаимодействия семьи и школы на этапе получения профессионального образования, предложении студентам соответствующих курсов по выбору.
Список литературы
1. Лубский А.А. Разработка концепций педагогической поддержки и педагогика поддержки ребенка в образовании российскими исследователями: 1990–2010-е годы // Инновационные проекты и программы образования. 2021. № 6. С. 14–24. EDN: ZCCOIG.
2. Сергеева С.Н. Педагогическое сопровождение воспитания младших школьников в семье на основе причинно-следственного анализа результатов уровней их воспитанности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2010. № 3-2. С. 185–189. EDN: MWKVBX.
3. Коваленко Т.В., Маврина И.А. Конструирование модели взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования // Наука и школа. 2013. № 5. С. 159–162. EDN: RNGQWF.
4. Воскрекасенко О.А., Дунаева О.В. Взаимодействие семьи и школы как институтов воспитания: моделирование процесса // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 4. С. 98–103. EDN: WHIRFZ.
5. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОВ, 2002. 296 с.
6. Слизкова Е.В., Харитонова М.С. Педагогическое сопровождение семей младших школьников в условиях образовательной организации // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 7. С. 121–125. EDN: SIGZLB.
7. Арифулина Р.У., Беляева Т.К., Белогорская Л.В. Социально-педагогическое сопровождение семейного воспитания младших школьников: традиционные и современные формы сотрудничества // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1. С. 18–21. EDN: GIWZUL.
8. Воднева Г.Д. Взаимодействие школы и семьи как условие повышения эффективности воспитательной системы // Современное образование Витебщины. 2014. № 4. С. 61–68. EDN: YORTNZ.
9. Нуриева А.Р., Миннуллина Р.Ф., Газизова Ф.С. Взаимодействие учителей и родителей в воспитании младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-3. С. 191–194. EDN: LKHDRR.
10. Прокопьева Ю.П., Неустроева Е.Н. Совместная работа семьи и школы в воспитании ребенка // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 26. С. 255–256. EDN: YRXKOL.
11. Челпаченко Т.В. Реализация технологий сотрудничества школы и семьи // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 14–22. EDN: DYSTOY.
12. Джумалиева А.А., Миназова З.М., Башаева С.А. Методическое сопровождение взаимодействия педагогов образовательной организации с семьей // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3. С. 241–233. DOI: 10.24412/1991-5497-2022-394-241-243.
13. Чистова Л.Н. Программа взаимодействия школы и семьи как инструмент формирования ответственного отношения младших школьников к своим обязанностям // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 2. С. 26–35. EDN: IUMFHZ.
14. Дурнева Т.В. Роль и формы совместной работы педагогов и родителей в формировании духовно-нравственной культуры младших школьников // Поволжский педагогический поиск. 2017. № 2. С. 120–127. EDN: ZDMBCB.
15. Григорьев Д.В., Кожурова О.Ю. Эффективное воспитание: школа и семья как партнеры // Социальная педагогика. 2011. № 2. С. 39–50. EDN: OEZCUT.
16. Казанина Е.А., Мокрецова Л.А., Швец Н.А. Результаты начальной диагностики готовности родителей к социально-образовательному партнерству с сельской школой с учетом особенностей современных родителей // Казанский педагогический журнал. 2021. № 6. С. 159–165. EDN: VYEWQC.
17. Позднякова Т.Н. Проблемы взаимодействия семьи и школы в современной образовательной практике // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 5. С. 27–35. EDN: DRTIJD.
Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2023; : 19-25
The demand for interaction of family and school in the process of raising a child: the experience of empirical research
Brunchukova Nadezhda Mikhailovna
https://doi.org/10.18323/2221-5662-2023-4-19-25Abstract
Currently, the problem of interaction between an educational organization and a family is one of the most significant in the theory and practice of the pedagogical process. The paper considers the issues of building constructive interaction between a teacher and parents in the process of raising a child, and reveals the potential of methodological cooperation between school and parents. The following principle should be considered the basis for such cooperation: the most effective way to help a child is to help his parents. The purpose of the study is to determine the demand for interaction (methodological support) between family and school in the process of raising an elementary school child; to specify the most effective forms and methods of interaction in the process of providing methodological assistance to parents in their educational activities. The study was carried out in the form of a survey. The survey questions offered to parents included several areas: determining the appropriateness and necessity of providing methodological support to the family when solving educational problems; specifying the most effective forms and methods of interaction in the process of providing methodological assistance to parents in their educational activities. The results of the study allow talking about the demand for interaction and methodological support of the family by the educational organization in family education matters, both on the part of teachers (school) and on the part of parents. The author identified the most effective forms of methodological support for parents in matters of raising a child: debates on educational issues, joint trainings, role plays (“pedagogical ring”), involving parents in organizing and conducting extracurricular activities (excursions, tourism, competitions, projects, etc.). The author sees one of the ways to solve this problem in the methodological preparation of a future teacher for the implementation of interaction between family and school at the stage of getting vocational education, offering students relevant elective courses.
References
1. Lubskii A.A. Razrabotka kontseptsii pedagogicheskoi podderzhki i pedagogika podderzhki rebenka v obrazovanii rossiiskimi issledovatelyami: 1990–2010-e gody // Innovatsionnye proekty i programmy obrazovaniya. 2021. № 6. S. 14–24. EDN: ZCCOIG.
2. Sergeeva S.N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie vospitaniya mladshikh shkol'nikov v sem'e na osnove prichinno-sledstvennogo analiza rezul'tatov urovnei ikh vospitannosti // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva. 2010. № 3-2. S. 185–189. EDN: MWKVBX.
3. Kovalenko T.V., Mavrina I.A. Konstruirovanie modeli vzaimodeistviya sem'i i shkoly v usloviyakh sovremennogo nachal'nogo obrazovaniya // Nauka i shkola. 2013. № 5. S. 159–162. EDN: RNGQWF.
4. Voskrekasenko O.A., Dunaeva O.V. Vzaimodeistvie sem'i i shkoly kak institutov vospitaniya: modelirovanie protsessa // Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 2020. № 4. S. 98–103. EDN: WHIRFZ.
5. Gazman O.S. Neklassicheskoe vospitanie: ot avtoritarnoi pedagogiki k pedagogike svobody. M.: MIROV, 2002. 296 s.
6. Slizkova E.V., Kharitonova M.S. Pedagogicheskoe soprovozhdenie semei mladshikh shkol'nikov v usloviyakh obrazovatel'noi organizatsii // Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal Kontsept. 2014. № 7. S. 121–125. EDN: SIGZLB.
7. Arifulina R.U., Belyaeva T.K., Belogorskaya L.V. Sotsial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie semeinogo vospitaniya mladshikh shkol'nikov: traditsionnye i sovremennye formy sotrudnichestva // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022. № 74-1. S. 18–21. EDN: GIWZUL.
8. Vodneva G.D. Vzaimodeistvie shkoly i sem'i kak uslovie povysheniya effektivnosti vospitatel'noi sistemy // Sovremennoe obrazovanie Vitebshchiny. 2014. № 4. S. 61–68. EDN: YORTNZ.
9. Nurieva A.R., Minnullina R.F., Gazizova F.S. Vzaimodeistvie uchitelei i roditelei v vospitanii mladshikh shkol'nikov // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019. № 64-3. S. 191–194. EDN: LKHDRR.
10. Prokop'eva Yu.P., Neustroeva E.N. Sovmestnaya rabota sem'i i shkoly v vospitanii rebenka // Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal Kontsept. 2017. T. 26. S. 255–256. EDN: YRXKOL.
11. Chelpachenko T.V. Realizatsiya tekhnologii sotrudnichestva shkoly i sem'i // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019. № 3. S. 14–22. EDN: DYSTOY.
12. Dzhumalieva A.A., Minazova Z.M., Bashaeva S.A. Metodicheskoe soprovozhdenie vzaimodeistviya pedagogov obrazovatel'noi organizatsii s sem'ei // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022. № 3. S. 241–233. DOI: 10.24412/1991-5497-2022-394-241-243.
13. Chistova L.N. Programma vzaimodeistviya shkoly i sem'i kak instrument formirovaniya otvetstvennogo otnosheniya mladshikh shkol'nikov k svoim obyazannostyam // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2021. T. 9. № 2. S. 26–35. EDN: IUMFHZ.
14. Durneva T.V. Rol' i formy sovmestnoi raboty pedagogov i roditelei v formirovanii dukhovno-nravstvennoi kul'tury mladshikh shkol'nikov // Povolzhskii pedagogicheskii poisk. 2017. № 2. S. 120–127. EDN: ZDMBCB.
15. Grigor'ev D.V., Kozhurova O.Yu. Effektivnoe vospitanie: shkola i sem'ya kak partnery // Sotsial'naya pedagogika. 2011. № 2. S. 39–50. EDN: OEZCUT.
16. Kazanina E.A., Mokretsova L.A., Shvets N.A. Rezul'taty nachal'noi diagnostiki gotovnosti roditelei k sotsial'no-obrazovatel'nomu partnerstvu s sel'skoi shkoloi s uchetom osobennostei sovremennykh roditelei // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. 2021. № 6. S. 159–165. EDN: VYEWQC.
17. Pozdnyakova T.N. Problemy vzaimodeistviya sem'i i shkoly v sovremennoi obrazovatel'noi praktike // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2019. T. 7. № 5. S. 27–35. EDN: DRTIJD.
События
-
Журнал «Вестник Самарского государственного экономического университета» теперь на Elpub >>>
11 ноя 2025 | 14:28 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» >>>
11 ноя 2025 | 14:26 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Eurasian Journal of Economic and Business Studies» >>>
5 ноя 2025 | 08:43 -
Журнал «Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі: Серыя фізіка-тэхнічных наву» принят в DOAJ >>>
5 ноя 2025 | 08:42 -
Журнал «Ученые записки Российской академии предпринимательства» принят в DOAJ >>>
5 ноя 2025 | 08:41
