Журналов:     Статей:        

Frontier Materials & Technologies. 2014; : 283-287

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА

Гудалина Татьяна Анатольевна, Тараносова Галина Николаевна

Аннотация

В статье разрабатывается  актуальная тема формирования компетентных педагогических кадров как фактора, влияющего на качество социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, и предотвращения социального сиротства. Актуальность заявленной в статье темы обусловлена необходимостью  теоретического осмысления и методического обоснования сущности социально-профессиональной компетентности педагога и условий ее формирования. Раскрывается содержание понятия «социально-профессиональная компетентность педагога социального приюта» как новообразования личности, сформировавшегося при интеграции осознанных ценностных ориентаций и мотивов, личностных качеств,  навыков социального взаимодействия, профессиональных знаний и умений и обеспечивающего продуктивное решение нестандартных профессиональных ситуаций и успешную самореализацию в педагогической деятельности. Представлены  основные компоненты исследуемой компетентности: ценностно-мотивационный, психологический, социальный, функциональный. Определено понятие «организационно-педагогические условия» с учетом задач исследования. Авторами выявляется и обосновывается  комплекс организационно-педагогических условий формирования социально-профессиональной компетентности, состоящий из следующего перечня: 1. Актуализация ресурсов методической работы  как эффективного средства формирования социально-профессиональной компетентности педагога специализированного учреждения для несовершеннолетних; 2. Активизация субъектной позиции педагога посредством создания системы оценки качества деятельности  педагога; 3. Стимулирование деятельности педагога по формированию социально-профессиональной компетентности через его включение в процесс самодиагностики. Дано определение такой дефиниции, как «актуализация ресурсов методической работы». Отмечены преимущества организации методической работы непосредственно в учреждении. Рассмотрена возможность оценки качества деятельности педагога. Определены задачи самодиагностики сформированности социально-профессиональной компетентности педагога.

Список литературы

1. РФ. Президент. О национальной стратегии Действий в интересах детей на 2012-2017 годы : указ № 71 от 1 июня 2012 г. // Российская газета : интернет-портал. Режим доступа: www.rg.ru/2012/08/30/hakasiya-proekt-deti-reg-dok.html (дата обращения: 02.09.2013).

2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002. 576 с.

3. Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. Л., 1973. 135 с.

4. Оганесов В.А. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. 21 с.

5. Бехтенова Е.Ф. Условия формирования проектной деятельности учащихся : дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2006. 320 с.

6. Найн А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1989. № 2. С. 12–19.

7. Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность в системах аттестации, управления, повышения квалификации и профессиональной деятельности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : межвузовский сборник научных трудов. Челябинск, 2001. Вып. 1. 122 с.

8. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Заместитель директора школы по научной работе. М., 1996. 143 с.

9. Гвоздева М.С. Организационно-педагогические условия оценивания профессиональной деятельности учителя : дис. ... канд. пед. наук. Петрозаводск, 2003. 184 с.

10. Антропова Л.Г. Совершенствование коммуникативной компетентности учителя на основе творческой рефлексии : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2001. 122 с.

Frontier Materials & Technologies. 2014; : 283-287

CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF SOCIO-PROFESSIONAL COMPETENCE OF A SOCIAL ORPHANAGE TEACHER

Gudalina Tatiana Anatolievna, Taranosova Galina Nikolaevna

Abstract

The article covers the topical issues of development of qualified teaching staff as the factor influencing the quality of social rehabilitation of children without parental support living in social risk or hard circumstances, and prevention of child abandonment. The importance of this subject is caused by the necessity of theoretic understanding and methodological rationale of the essence of socio-professional competence of the teacher and the conditions for its development. The authors explain the substance of the notion “socio-professional competence of a social orphanage teacher” as the individual new formation developed in the result of integration of conscious systems of values and motives, personal qualities, the experience of social interaction, professional knowledge and skills, and ensuring variable solution of non-standard occupational situations and successful self-realization in teaching activities. The article presents the main components of the competence in question: value-motivational, psychological, social, functional. The notion “organization-educational environment” is determined taking into account the research tasks. The authors determine and prove the set of organization-educational conditions for development of socio-professional competence which consists of the following list: 1. Updating of methodological resources as the effective means for development of socio-professional competence of a teacher of specialized institution for children; 2. Activization of subjective status of a teacher through creation of the system of teaching activities quality assessment; 3. Motivation of the teacher activity on development of socio-professional competence through his/her participation in the process of self-check. The authors give the concept of such definition as “updating of methodological resources”. The authors note the advantages of methodological activity management directly in the institution. The article considers the possibility for teacher activity quality assessment. The authors defined the objectives of self-check of formedness of socio-professional competence of a teacher.

References

1. RF. Prezident. O natsional'noi strategii Deistvii v interesakh detei na 2012-2017 gody : ukaz № 71 ot 1 iyunya 2012 g. // Rossiiskaya gazeta : internet-portal. Rezhim dostupa: www.rg.ru/2012/08/30/hakasiya-proekt-deti-reg-dok.html (data obrashcheniya: 02.09.2013).

2. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika. M., 2002. 576 s.

3. Vasil'eva Z.I. Nravstvennoe vospitanie uchashchikhsya v uchebnoi deyatel'nosti. L., 1973. 135 s.

4. Oganesov V.A. Podgotovka konkurentosposobnogo spetsialista v usloviyakh diversifikatsii vysshego obrazovaniya : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Stavropol', 2003. 21 s.

5. Bekhtenova E.F. Usloviya formirovaniya proektnoi deyatel'nosti uchashchikhsya : dis. ... kand. ped. nauk. Novosibirsk, 2006. 320 s.

6. Nain A.Ya. Pedagogicheskie innovatsii i nauchnyi eksperiment // Pedagogika. 1989. № 2. S. 12–19.

7. Molchanov S.G. Professional'naya kompetentnost' v sistemakh attestatsii, upravleniya, povysheniya kvalifikatsii i professional'noi deyatel'nosti // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov : mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov. Chelyabinsk, 2001. Vyp. 1. 122 s.

8. Moiseev A.M., Moiseeva O.M. Zamestitel' direktora shkoly po nauchnoi rabote. M., 1996. 143 s.

9. Gvozdeva M.S. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya otsenivaniya professional'noi deyatel'nosti uchitelya : dis. ... kand. ped. nauk. Petrozavodsk, 2003. 184 s.

10. Antropova L.G. Sovershenstvovanie kommunikativnoi kompetentnosti uchitelya na osnove tvorcheskoi refleksii : dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 2001. 122 s.