Журналов:     Статей:        

Frontier Materials & Technologies. 2014; : 275-279

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Чупрова Лариса Васильевна, Ершова Ольга Викторовна, Мишурина Эльвира Ринатовна, Муллина Ольга Алексеевна

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих функционирование рейтинговой системы оценки качества подготовки студентов технического университета. Показано, что успешное функционирование рейтинговой системы возможно при наличии определенных условий. По мнению авторов, одним из условий является готовность студентов и преподавателей к осуществлению учебной деятельности в режиме рейтингового оценивания. В результате теоретического исследования установлено, что понятие «готовность» к какому-либо виду деятельности трактуется по-разному: как целостное личностное образование, как «целенаправленный комплекс качеств, знаний, практических навыков и умений, отношений, состояний», как «целостное внутреннее свойство личности, как интегральное образование личности». В контексте проведенного исследования готовность студента подразумевает знание нормативных документов, регламентирующих деятельность студента в режиме рейтингового оценивания; умение использовать компьютерные программные средства, работать с электронным текстом, электронными таблицами, создавать презентации и базы данных; наличие большого объема тестовых проверочных заданий, которое предполагает знание и умение пользоваться тестовой технологией. Следующим организационно-педагогическим условием является создание оценочных материалов для установления уровня предметной подготовки студентов, в том числе контролирующего комплекса тестов по каждой дисциплине. Тестовый контроль является в настоящее время одним из основных по уровню популярности в образовательной и профессиональной диагностике. Третьим условием успешного функционирования рейтинговой системы является разработка и использование программного обеспечения, которое позволит автоматизировать подсчет рейтинга, хранение контрольных измерительных материалов и результатов измерений; информационно-методического обеспечения. Сделан вывод о том, что реализация названных организационно-педагогических условий будет способствовать успешному функционированию рейтингового оценивания в условиях реального образовательного процесса.

Список литературы

1. Ершова О.В. Модель рейтинговой системы оценки качества образования студентов технического университета // Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. № 1. С. 324–328.

2. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Родионова Н.И. Творческое развитие студентов в условиях рейтинговой системы оценки качества образования // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. Т. 14. № 4-5. С. 1476–1478.

3. Чупрова Л.В., Ершова О.В. Рейтинговая система оценки качества образования как фактор развития творческой активности студентов // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 4 (17). С. 73.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Сов. энцикл., 1964. 900 с.

5. Оганесов В.А. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. 21 с.

6. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001. 214 с.

7. Андреев В.И. Педагогика. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 124 с.

8. Воронова Т.А. Формирование у студентов готовности к педагогическому самообразованию в условиях университета : дис. … канд. пед. наук. Л., 1986. 280 с.

9. Дьяченко И.И. Оптимизация управления учебным познанием : автореф. дис. … канд. пед. наук. Л., 1970. 20 с.

10. Найн А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы. Шадринск: Исеть, 1999. 256 с.

11. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. 2-е изд. М.: Просвещение, 1999. 141 с.

12. Видт И.Е. Общая культура учителя как фактор успешности педагогической деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 1995. 17 с.

13. Сериков Г.Н. Теоретические основы системного управления. Челябинск: ЧИПКРО, 1993. 171 с.

14. Яковлева Л.В. Формирование готовности будущих учителей к педагогической рефлексии : дис. … канд. пед. наук. М., 1991. 128 с.

15. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Тестирование как метод контроля учебных достижений студентов технического университета // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 289.

Frontier Materials & Technologies. 2014; : 275-279

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR OPERATION OF RATING SYSTEM OF TRAINING QUALITY EVALUATION FOR TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

Chuprova Larisa Vasilievna, Yershova Olga Viktorovna, Mullina Elvira Rinatovna, Mishurina Olga Alekseevna

Abstract

The article analyses a number of organizational and pedagogical conditions that ensure operation of the rating system for evaluation of training quality among technical university students. It shows that successful operation of the rating system is possible only if some particular conditions are met. The authors believe that one of these conditions is the readiness of students and lecturers to in rating evaluation of educational activity. As a result of theoretical studies it was found that the concept of “readiness” to some activity can be interpreted in different ways: as the entire personality object, as “purposeful complex of qualities, knowledge, practical skills and abilities, attitudes, and states”, as the “entire inherent property of a personality, as integrated formation of a personality”. Within the framework of this research, the student’s readiness involves awareness of regulatory documents that regulate the student’s activity in rating evaluation conditions; ability to use the necessary software, work with electronic documents, spreadsheets, make presentations and create databases; a great number of testing materials which implies the ability to use testing technique. Another organizational and pedagogical condition is development of benchmark tests aimed at determination of level of student’s training in each subject including controlling complex of tests in each classroom discipline. At present test checking is very popular both in educational and professional diagnostics. The third condition of successful functioning of a rating system is development and application of software packages which make it possible to calculate rating automatically; storage of control testing materials and test results; informational and methodological support. The authors have come to the conclusion that implementation of the organizational and pedagogical conditions described above might contribute to successful functioning of rating evaluation in real-life educational process.

References

1. Ershova O.V. Model' reitingovoi sistemy otsenki kachestva obrazovaniya studentov tekhnicheskogo universiteta // Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2009. T. 14. № 1. S. 324–328.

2. Chuprova L.V., Ershova O.V., Rodionova N.I. Tvorcheskoe razvitie studentov v usloviyakh reitingovoi sistemy otsenki kachestva obrazovaniya // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. 2012. T. 14. № 4-5. S. 1476–1478.

3. Chuprova L.V., Ershova O.V. Reitingovaya sistema otsenki kachestva obrazovaniya kak faktor razvitiya tvorcheskoi aktivnosti studentov // Internet-zhurnal Naukovedenie. 2013. № 4 (17). S. 73.

4. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka. M.: Sov. entsikl., 1964. 900 s.

5. Oganesov V.A. Podgotovka konkurentosposobnogo spetsialista v usloviyakh diversifikatsii vysshego obrazovaniya : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Stavropol', 2003. 21 s.

6. Borytko N.M. V prostranstve vospitatel'noi deyatel'nosti. Volgograd: Peremena, 2001. 214 s.

7. Andreev V.I. Pedagogika. Kazan': Tsentr innovatsionnykh tekhnologii, 2000. 124 s.

8. Voronova T.A. Formirovanie u studentov gotovnosti k pedagogicheskomu samoobrazovaniyu v usloviyakh universiteta : dis. … kand. ped. nauk. L., 1986. 280 s.

9. D'yachenko I.I. Optimizatsiya upravleniya uchebnym poznaniem : avtoref. dis. … kand. ped. nauk. L., 1970. 20 s.

10. Nain A.Ya. Refleksivnoe upravlenie obrazovatel'nym uchrezhdeniem: teoreticheskie osnovy. Shadrinsk: Iset', 1999. 256 s.

11. Abdullina O.A. Obshchepedagogicheskaya podgotovka uchitelya v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya. 2-e izd. M.: Prosveshchenie, 1999. 141 s.

12. Vidt I.E. Obshchaya kul'tura uchitelya kak faktor uspeshnosti pedagogicheskoi deyatel'nosti : avtoref. dis. … kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 1995. 17 s.

13. Serikov G.N. Teoreticheskie osnovy sistemnogo upravleniya. Chelyabinsk: ChIPKRO, 1993. 171 s.

14. Yakovleva L.V. Formirovanie gotovnosti budushchikh uchitelei k pedagogicheskoi refleksii : dis. … kand. ped. nauk. M., 1991. 128 s.

15. Chuprova L.V., Ershova O.V., Mullina E.R., Mishurina O.A. Testirovanie kak metod kontrolya uchebnykh dostizhenii studentov tekhnicheskogo universiteta // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 3. S. 289.