Журналов:     Статей:        

Frontier Materials & Technologies. 2014; : 271-274

КВАЛИМЕТРИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Рябинова Елена Николаевна, Черницына Рузиля Нябиулловна

Аннотация

В статье рассматривается инновационный подход к организации квалиметрии в процессе самообразовательной деятельности студентов на основе матричной модели познавательной деятельности, позволяющий рассматривать усвоение учебного материала как «движение» по элементам матрицы. Используя ее в качестве системообразующего фактора, можно структурировать учебный материал на учебные элементы по уровням сложности, организовывать дозированную самообразовательную деятельность и квалиметрию студентов.

Практическая значимость представленной работы состоит в реализации описанных научных представлений в образовательном процессе с помощью учебно-методических пособий, состоящих из четырех модулей, каждый из которых имеет различный уровень сложности. Первый модуль содержит простейшие задачи первого уровня сложности, второй – задачи второго уровня сложности и т. д. С целью эффективного формирования системности знаний студентов предлагается усвоение учебного материала начинать с решения простейших заданий и постепенно двигаться к самому сложному заданию четвёртого уровня. Первый модуль, содержащий, как правило, учебные задания на основные определения и понятия, является наиболее объемным. Без умения решать задачи первого уровня сложности нельзя продвинуться дальше.

С помощью предлагаемых методических пособий студент имеет возможность самоорганизовывать свою учебную деятельность в удобное время и в приемлемом для каждого индивидуума темпе, а также осуществлять самоконтроль и определять уровень своих знаний.

Предлагаемая технология к организации квалиметрии прошла апробацию в двух втузах: Самарском государственном университете путей сообщения и Самарском государственном техническом университете. Педагогический эксперимент проводился на потоках первого курса очной, заочной и дистанционной форм обучения при изучении курса высшей математики в рамках аудиторной и внеаудиторной самообразовательной деятельности и продемонстрировал явно выраженную тенденцию повышения результатов усвоения знаний и формирования компетенций.

Список литературы

1. Словарь иностранных слов и выражений / авт.-сост. Е.С. Зенович. М.: АСТ, 2002. 778 с.

2. Шихов Ю.А. Проектирование и реализация комплексного квалиметрического мониторинга подготовки учащихся в системе «Профильная школа – ВТУЗ» : автореф. дис. … докт. пед. наук. Ижевск, 2008. 34 с.

3. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: Логос, 2002. 432 с.

4. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2006. 156 с.

5. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). Москва: МОДЭК, 2002. 351 с.

6. Рябинова Е.Н. Формирование познавательно-деятельностной матрицы усвоения учебного материала в высшей профессиональной школе. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2008. 245 с.

7. Рябинова Е.Н. Адаптивная система персонифицированной профессиональной подготовки студентов технических вузов. М.: Машиностроение, 2009. 258 с.

8. Рябинова Е.Н., Черницына Р.Н. Организация самостоятельной работы студентов на основе матричной модели познавательной деятельности при изучении дифференциальных уравнений. Самара: ПГСГА, 2014. 119 c.

9. Рябинова Е.Н., Черницына Р.Н. Организация самообразовательной деятельности студентов при изучении кривых второго порядка. Самара: ПГСГА, 2014. 202 c.

Frontier Materials & Technologies. 2014; : 271-274

QUALIMETRY AS THE ESSENTIAL PART OF SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE STUDENTS

Ryabinova Elena Nikolaevna, Chernitsyna Ruzilya Nyabiullovna

Abstract

The article discusses the innovative approach to the qualimetry organization within the process of self-educational activity of the students on the basis of the matrix model of cognitive activity that allows considering the learning of educational materials as a "movement" through the elements of the matrix. Using the approach as a system-forming factor it is possible to structure the educational material into educational elements according to the difficulty levels, to organize controlled self-educational activity and qualimetry of the students.

The usefulness of this work is in the implementation of the described scientific concepts in the educational process with the help of study guides consisting of four modules, each of which has a different difficulty level. The first module contains the simplest tasks of the first difficulty level; the second contains the problems of the second difficulty level, etc. For the purpose of effective development of knowledge systemacity of the students the authors offer to start the acquisition of the educational material with the elementary tasks solving and to move gradually to the most difficult task of the fourth level. The first module containing, as a rule, the educational tasks concerning the main definitions and concepts is the most comprehensive. It is impossible to move on not being able to solve the tasks of the first difficulty level.

Using the proposed study guides a student has the ability to organize his self-educational activity whenever convenient to him and at his own pace, carry out self-control and determine the level of his knowledge.

The proposed technology of qualimetry organization has been tested in two technical colleges: Samara State University of Railway Engineering and Samara State Technical University. Pedagogical experiment was carried out on the first course year of full-time, part-time and distance education during the study of higher mathematics as a part of the classwork and extracurricular self-educational activity and showed the tendency to improvement of the results of learning and the formation of competences.

References

1. Slovar' inostrannykh slov i vyrazhenii / avt.-sost. E.S. Zenovich. M.: AST, 2002. 778 s.

2. Shikhov Yu.A. Proektirovanie i realizatsiya kompleksnogo kvalimetricheskogo monitoringa podgotovki uchashchikhsya v sisteme «Profil'naya shkola – VTUZ» : avtoref. dis. … dokt. ped. nauk. Izhevsk, 2008. 34 s.

3. Chelyshkova M.B. Teoriya i praktika konstruirovaniya pedagogicheskikh testov. M.: Logos, 2002. 432 s.

4. Avanesov V.S. Forma testovykh zadanii. M.: Tsentr testirovaniya, 2006. 156 s.

5. Bespal'ko V.P. Obrazovanie i obuchenie s uchastiem komp'yuterov (pedagogika tret'ego tysyacheletiya). Moskva: MODEK, 2002. 351 s.

6. Ryabinova E.N. Formirovanie poznavatel'no-deyatel'nostnoi matritsy usvoeniya uchebnogo materiala v vysshei professional'noi shkole. Samara: Izd-vo SNTs RAN, 2008. 245 s.

7. Ryabinova E.N. Adaptivnaya sistema personifitsirovannoi professional'noi podgotovki studentov tekhnicheskikh vuzov. M.: Mashinostroenie, 2009. 258 s.

8. Ryabinova E.N., Chernitsyna R.N. Organizatsiya samostoyatel'noi raboty studentov na osnove matrichnoi modeli poznavatel'noi deyatel'nosti pri izuchenii differentsial'nykh uravnenii. Samara: PGSGA, 2014. 119 c.

9. Ryabinova E.N., Chernitsyna R.N. Organizatsiya samoobrazovatel'noi deyatel'nosti studentov pri izuchenii krivykh vtorogo poryadka. Samara: PGSGA, 2014. 202 c.