Frontier Materials & Technologies. 2014; : 263-265
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ НАВЫКОВ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ-ДЕВИАНТОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ
Аннотация
В статье рассматривается процесс формирования системы позитивных навыков жизнеспособности подростков-девиантов в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. В статье уточняется сущность понятий «жизнеспособность», «социально-личностная жизнеспособность», «реабилитационно-воспитательные ситуации», обосновывая авторский взгляд на данную проблему. Реабилитационно-воспитательная деятельность в условиях учреждений закрытого типа проектируется на основе личностного подхода. Определены цель, задачи, основные принципы формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением. Процесс формирования системы позитивных навыков жизнеспособности подростков-девиантов в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа проектируется на основе личностного подхода. Автором статьи представлена классификация реабилитационно-воспитательных ситуаций по отношению к подросткам-девиантам в соответствии с их возрастными характеристиками. Реабилитационно-воспитательные ситуации – специально спланированные событийные жизненные ситуации, затрагивающие жизненные интересы подростка и принуждающие его к гармонизации (модификации) своей жизнеспособности, составляют основу реабилитационной системы специальных учебно-воспитательных учреждений, востребуют усилия личности подростка-девианта по преодолению негативных стереотипов собственного поведения. Реабилитационно-воспитательная деятельность в соответствии с данным механизмом имеет событийный характер, т. е. ориентирована на включение подростка в значимые для него переживания, обеспечивающие положительные новообразования в его нравственном опыте. Последовательность ситуаций-событий в реабилитационно-воспитательной деятельности должна быть выстроена так, чтобы подросток постепенно, каждый с «индивидуальной скоростью», продвигался по пути от «вынужденного» изменения поведения к действительной заинтересованности процессом собственно самоизменения и самовосстановления. При этом ключевой задачей на этом реабилитационном маршруте является осознание подростком смысла самоизменения и саморазвития.
Список литературы
1. Паатова М.Э. Реабилитационно-воспитательные ситуации как основа комплексной социально-педагогической реабилитации подростков-девиантов // European Social Science Journal. 2013. № 9-2. С. 135–141.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
3. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующая функция образовательного процесса в школе. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008. 368 с.
4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмыслевание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3–19.
Frontier Materials & Technologies. 2014; : 263-265
FORMATION OF POSITIVE VIABILITY SKILLS IN DEVIANT TEENAGERS ON THE BASIS OF DEVELOPMENT OF REHABILITATION AND EDUCATIONAL SITUATIONS
Abstract
The article examines the process of the positive viability skills system formation in deviant teenagers at special educational institutions of the closed type. The essence of the notions "viability", "social and personal viability", "rehabilitation and educational situations" is specified, which provides a basis for the author's opinion on this problem. Rehabilitation and educational activity in the conditions of closed-type establishments is developed on the basis of a personal approach. The goal, objectives, main principles of social and personal viability formation in teenagers with deviant behavior have been defined. The process of the system of positive viability skills formation in deviant teenagers in the conditions of special educational institutions of the closed type is developed on the basis of a personal approach. The author of the article presents a classification of rehabilitation and educational situations for deviant teenagers according to their age characteristics. Rehabilitation and educational situations are the specially planned event life-like situations that touch on the teenagers' vital interests and compel them to harmonize (modify) their viability. These situations make up the basis of the rehabilitation system of the special education establishments and require the deviant teenagers' efforts aimed at overcoming negative stereotypes of his or her behavior. According to this mechanism the rehabilitation and educational activity has an event-like character, i.e. it is oriented towards a teenager's inclusion into a meaningful emotional experience, which provides new and positive formations in his or her moral experience. The sequence of the situation events in the rehabilitation and educational activity must be arranged in such a way that every teenager moves gradually at his or her own pace along the way from the "forced" change of behavior towards a real interest in the self-modification and self-recovery process itself. Furthermore, the teenager's awareness of the meaning of self-modification and self-development is the key objective in this rehabilitation route.
References
1. Paatova M.E. Reabilitatsionno-vospitatel'nye situatsii kak osnova kompleksnoi sotsial'no-pedagogicheskoi reabilitatsii podrostkov-deviantov // European Social Science Journal. 2013. № 9-2. S. 135–141.
2. Abul'khanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. M.: Mysl', 1991. 299 s.
3. Naumenko Yu.V. Zdorov'eformiruyushchaya funktsiya obrazovatel'nogo protsessa v shkole. Volgograd: Izd-vo VGIPK RO, 2008. 368 s.
4. Antsyferova L.I. Lichnost' v trudnykh zhiznennykh usloviyakh: pereosmyslevanie, preobrazovanie situatsii i psikhologicheskaya zashchita // Psikhologicheskii zhurnal. 1994. T. 15. № 1. S. 3–19.
События
-
К платформе Elpub присоединился журнал «Современная конкуренция» >>>
7 авг 2025 | 09:59 -
15 журналов на платформе Elpub включены в базу данных RSCI >>>
29 июл 2025 | 10:09 -
Журнал «Современная наука и инновации» принят в DOAJ >>>
28 июл 2025 | 08:36 -
К платформе Elpub присоединились 4 журнала КФУ >>>
24 июл 2025 | 08:39 -
Журнал «Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don)» вошел в Russian Science Citation Index >>>
23 июл 2025 | 08:38