Frontier Materials & Technologies. 2014; : 243-248
САМОКОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье рассматривается инновационный подход к организации самоконтроля и самооценки обучаемых с помощью тестовых заданий разного уровня сложности с пошаговым выполнением. Каждая предложенная задача в зависимости от уровня сложности делится на учебные элементы, каждый из которых имеет один правильный ответ из нескольких предложенных. В этом случае вероятность правильного ответа на последующие учебные элементы зависит от выбора предыдущего. Любой неправильный ответ может сделать весь дальнейший путь решения задачи ошибочным.
Задания в тестовой форме разных уровней сложности проверяют умения студента узнавать, воспроизводить и применять усвоенную информацию в различных ситуациях, сочетаниях и комбинациях, требуя осмысления поставленной задачи, обнаруживая логические связи в более сложных случаях.
При тестировании студенту предоставляется специально разработанный бланк ответов, в который он может занести выбранный им единственно правильный вариант ответа и определить количество верно отмеченных учебных элементов. Бланк ответов представляет собой поле качества обучения каждого конкретного студента и позволяет ему самостоятельно выставить себе оценку в традиционной балловой системе.
Выполнение тестовых заданий с последующей их проверкой формирует у студентов сознательное отношение к выполняемой работе и развивает навыки самоконтроля. Это дает возможность студентам не только контролировать свою учебную деятельность, но и оценивать ее. Полученные результаты позволяют в случае необходимости корректировать свой образовательный процесс.
Система заданий в тестовой форме охватывает все взаимосвязанные элементы знаний. Невыполнение хотя бы одного системного задания приводит к возникновению пробела в знаниях.
Список литературы
1. Психологический словарь / под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М.: Политиздат, 1990. 354 с.
2. Эльконин Д.Б. Возрастная психология. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2005. 256 с.
3. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: Логос, 2002. 432 с.
4. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2006. 156 с.
5. Рябинова Е.Н., Бесперстова Е.Н. Организация самообразовательной деятельности студентов технического университета при изучении векторной алгебры. Самара: СамГУПС, 2012. 168 с.
6. Рябинова Е.Н. Разработка и реализация индивидуально-корректируемой технологии профессионального обучения. Самара: СНЦ РАН, 2008. 238 с.
7. Рябинова Е.Н. Формирование познавательно-деятельностной матрицы учебного материала в высшей профессиональной школе. Самара: СНЦ РАН, 2008. 245 с.
8. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. М.: Педагогическое общество России, 2001. 128 с.
Frontier Materials & Technologies. 2014; : 243-248
SELF-TESTING AND SELF-ASSESSMENT AS THE BASIS FOR SUCCESSFUL SELF-EDUCATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS
Abstract
This article deals with an innovative approach to organizing self-testing and self-assessment of students by means of step-by-step accomplishment of test assignments of different levels of complexity. Depending on the level of complexity, every proposed task falls into learning elements, each of which has one correct answer out of several available ones. In this case, the probability of the correct answer to the subsequent learning elements depends on the choice of the previous one. Any incorrect answer can result in the incorrect solution of the entire task.
Test assignments of different complexity levels check the students' abilities to recognize, reproduce and apply the studied information to various situations and combinations, requiring understanding of the given task, discovering logical connections in more complicated cases.
During the testing, a student is provided with a specially prepared answer sheet where he or she can choose and write down a single correct answer and determine the number of correctly marked learning elements. The answer sheet represents a field of education quality of every particular student and allows him/ her to assess his/her own knowledge using a standard point system.
The accomplishment of test assignments with their follow-up check forms the students' conscious attitude towards the work they do and develops their self-testing skills. It allows the students not only to control their learning activity, but also to assess it. The obtained results enable the students to modify their learning process if necessary.
The system of test assignments covers all the interrelated elements of classes. Failing to accomplish even one system task causes a gap in the student's knowledge.
References
1. Psikhologicheskii slovar' / pod red. Petrovskogo A.V., Yaroshevskogo M.G. M.: Politizdat, 1990. 354 s.
2. El'konin D.B. Vozrastnaya psikhologiya. 2-e izd. M.: Akademicheskii Proekt, 2005. 256 s.
3. Chelyshkova M.B. Teoriya i praktika konstruirovaniya pedagogicheskikh testov. M.: Logos, 2002. 432 s.
4. Avanesov V.S. Forma testovykh zadanii. M.: Tsentr testirovaniya, 2006. 156 s.
5. Ryabinova E.N., Besperstova E.N. Organizatsiya samoobrazovatel'noi deyatel'nosti studentov tekhnicheskogo universiteta pri izuchenii vektornoi algebry. Samara: SamGUPS, 2012. 168 s.
6. Ryabinova E.N. Razrabotka i realizatsiya individual'no-korrektiruemoi tekhnologii professional'nogo obucheniya. Samara: SNTs RAN, 2008. 238 s.
7. Ryabinova E.N. Formirovanie poznavatel'no-deyatel'nostnoi matritsy uchebnogo materiala v vysshei professional'noi shkole. Samara: SNTs RAN, 2008. 245 s.
8. Ksenzova G.Yu. Otsenochnaya deyatel'nost' uchitelya. M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2001. 128 s.
События
-
Журнал «Дезинфектология» присоединился к Elpub >>>
12 авг 2025 | 09:23 -
Журнал «Архитектура, строительство, транспорт» принят в DOAJ >>>
12 авг 2025 | 09:22 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Современная конкуренция» >>>
7 авг 2025 | 09:59 -
15 журналов на платформе Elpub включены в базу данных RSCI >>>
29 июл 2025 | 10:09 -
Журнал «Современная наука и инновации» принят в DOAJ >>>
28 июл 2025 | 08:36