Журналов:     Статей:        

Frontier Materials & Technologies. 2014; : 239-242

ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ахметжанова Галина Васильевна, Чугунова Римма Рестамовна

Аннотация

В статье рассматривается возможность совершенствования педагогического труда на основе использования информационно-коммуникативных технологий. Анализируется научная база исследований в этой области, рассматриваются работы авторов, освещающих процесс повышения мастерства педагога и развитие его творческого потенциала. Определяется группа противоречий, разрешение которых поможет достичь требуемое качество педагогического труда и сформировать высокий уровень педагогического мастерства педагога. Описывается экспериментальная работа по внедрению информационно-коммуникативных технологий в образовательное учреждение. Определены группы показателей, определяющие уровень педагогического мастерства в части использования информационно-коммуникативных технологий. Приводятся результаты констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В рамках реализации программы повышения мастерства педагогов разработан авторский курс для учителей средних школ. Представленный авторский курс содержит несколько модулей, каждый из которых ориентирован на развитие компонентов педагогического мастерства. Первый модуль теоретического раздела посвящен рассмотрению психолого-педагогических аспектов внедрения информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс, проблем, связанных с профессиональной адаптацией педагогов к работе в условиях информатизации, и вопросам их целевой подготовки в области информационно-коммуникативных технологий. Во втором модуле теоретического раздела рассматриваются общие вопросы внедрения информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс, правила и принципы создания электронных образовательных ресурсов на уроках и внеклассных занятиях. Содержание следующего модуля посвящено возможностям интернет-сервисов. По окончании курса предполагается самостоятельная разработка слушателями учебно-методических программных средств для мультимедийной поддержки их профессиональной деятельности. Проанализированные результаты проведенного исследования позволили сделать вывод о том, что приобретение навыков владения информационно-коммуникативными технологиями способствует повышению профессионального мастерства педагога.

Список литературы

1. Быкова В.Г. Критерии оценки деятельности и личности учителя: критерии оценки деятельности педагогического коллектива // Завуч. 2007. № 2. С. 83–89.

2. Медников В.И. Основа анализа педагогического мастерства // Народное образование. 1999. № 6. С. 65–68.

3. Информационные технологии дистанционного обучения / В.А.Чистяков [и др.]. Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2010. 238 с.

4. Куприянова Л.М. Научно-методические принципы оценки педагогического мастерства преподавателей высшей школы // Проблемы и тенденции развития кадрового потенциала высшей школы. М., 2004. С. 189–200.

Frontier Materials & Technologies. 2014; : 239-242

TEACHING SKILL DEVELOPMENT BASED ON INFORMATION AND COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES

Akhmetzhanova Galina Vasilyevna, Chugunova Rimma Restamovna

Abstract

This article discusses the opportunity for improvement of teacher’s work through the use of information and communication technologies. The authors analyze scientific research in this area; consider the works of the authors describing the process of professional development of teachers and their creative potential. There is a group of contradictions that should be settled, and this therefore will help to achieve the required quality of pedagogical work and form a high level of pedagogical work of a teacher. The article describes experimental work in implementation of information and communicative technologies in educational process. Groups of indicators have been identified which define level of pedagogical skill in terms of usage of information and communicative technologies. The results of stating, forming and control experiments are shown. Within the programme of professional development of the teachers the authors have developed a special training course for the secondary school teachers. The authors' course contains several modules, each of which is focused on the development of certain components of pedagogical skill. The first module of theoretical part deals with psychoeducational aspects of implementation of information and communicative technologies into the teaching process; issues connected with professional adaptation of teachers to their work in the situation of computerization, and issues of their special training in application of information and communicative technologies. The second module of theoretical part reveals the general issues of implementation of information and communicative technologies into the teaching process, rules and principles of development of electronic educational resources for in-class and extracurricular activity. The next module is about the opportunities of the Internet services. At the end of the training course the teachers are supposed to independently develop learning and teaching software tools for multimedia support of their professional activity. All the analyzed results of the executed research allowed making a conclusion that acquiring of skills in application of information and communicative technologies facilitates further professional development of the teacher.

References

1. Bykova V.G. Kriterii otsenki deyatel'nosti i lichnosti uchitelya: kriterii otsenki deyatel'nosti pedagogicheskogo kollektiva // Zavuch. 2007. № 2. S. 83–89.

2. Mednikov V.I. Osnova analiza pedagogicheskogo masterstva // Narodnoe obrazovanie. 1999. № 6. S. 65–68.

3. Informatsionnye tekhnologii distantsionnogo obucheniya / V.A.Chistyakov [i dr.]. Ioshkar-Ola: Mariiskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet, 2010. 238 s.

4. Kupriyanova L.M. Nauchno-metodicheskie printsipy otsenki pedagogicheskogo masterstva prepodavatelei vysshei shkoly // Problemy i tendentsii razvitiya kadrovogo potentsiala vysshei shkoly. M., 2004. S. 189–200.