Frontier Materials & Technologies. 2014; : 214-218
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация
В статье рассматривается духовно-нравственное сознание и воспитание учеников и студентов, анализируется эффективность воспитательного процесса школьного и вузовского обучения. Проблема духовно-нравственного сознания и воспитания в психологической науке занимает особое место, отражая конструктивную позицию человека в мире. Отсюда растущий интерес к данной проблеме в теоретических и эмпирических исследованиях. На развитие духовно-нравственного сознания у молодежи возлагаются большие надежды, так как оно сможет выступить основой развития и воспитания. Развитие духовно-нравственного сознания способствует изменению представлений об образовании. Образование является частью социализации личности, образование способствует организации общественной жизни учеников и студентов. Образование содержит в себе просвещение или популяризацию культуры, которое формирует высокий уровень избирательности в выборе и освоении предметов обучения. Воспитание является частью процесса обучения, которое определяется в этом случае как более углубленное изучение предмета. Усвоение общих знаний о мире и социальных нормах, обучение тому, как этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения является основополагающими частями мировоззрения. Это связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием у них духовных и нравственных потребностей. Воспитательный процесс в вузе рассматривается как неотъемлемая часть профессионального и личностного становления будущих специалистов и влияет на их профессиональное сознание. Исследование, проводимое на факультете психологии в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, доказывает, что процесс воспитания и формирования духовно-нравственного сознания не заканчивается школьным обучением, а продолжается и остается важным на протяжении дальнейшего обучения молодежи. Исходя из данных, полученных при изучении воспитанности учащихся, можно сделать вывод, что большинство качеств учащихся, а именно самоотношение, отношение к искусству, природе, социальная активность, нравственность, социальная толерантность прогрессируют в процессе их обучения. У студентов 4 курса страдают такие личностные качества, как патриотизм, в то время как у студентов 1 курса менее развита адаптированность к условиям жизни. Решение последней проблемы можно найти в периодическом проведении лекций по патриотизму, а также различных внеучебных мероприятий, способствующих развитию этих качеств, а также тренингов по адаптированности у начальных курсов.
Список литературы
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 480 с.
2. Зюбин Л.М. Психология воспитания. М.: Высш. шк., 1991. 96 с.
3. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64 с.
4. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск: Квалификация, 1992. 180 с.
5. Рождественская Н.А. Как понять подростка. 2-е изд. М.: Российское психологическое общество, 1998. С. 20.
6. Ценностный мир современного студента. Социологическое исследование / под ред. В.Т. Лисовского, Н.С. Слепцова. М.: Молодая гвардия, 1992. 242 с.
7. Шумская Л.И. Педагогическое обеспечение студенческого самоуправления // Педагогическое образование в классическом университете: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф., 12 окт. 2000 г. Ч. 1. Минск: БГУ, 2000. С. 189–192.
8. Гришаев О.П. Система воспитательной и социальной работы // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 79–83.
9. Сидорова И.А. Воспитание на основе сотрудничества // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 79–82.
10. Чернышова Е.Л. Концепция воспитательной работы на факультете психологии. Самара: ПГСГА, 2012. 48 с.
Frontier Materials & Technologies. 2014; : 214-218
SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION AS AN ELEMENT OF CONSCIOUSNESS OF TODAY’S YOUTH
Chernyshova Evgenia Leonidovna
Abstract
The article examines spiritual and moral consciousness and upbringing of school children and students, analyzes efficiency of upbringing process at school and higher education institutions. The problem of spiritual and moral consciousness and upbringing holds a special place in psychological science, reflecting the constructive position of the man in the world. Therefore, there is a growing interest to this issue in theoretical and empirical research. There are high hopes set on the development of spiritual and moral consciousness of young people as it can serve as the ground for education and upbringing. Development of spiritual and moral consciousness facilitates the change in the conception of education. Education is a part of a personality socialization, education contributes to the organization of social life of school children and students. Education involves enlightenment or popularization of culture that generates a high level of selectivity in the choice and adoption of study subjects. Upbringing is the part of the education process that is defined, in this case, as an advanced study of a subject. Learning the general knowledge about the world and the social norms, learning how to use the knowledge, forming a value-based attitude towards them are fundamental components of a worldview. This is connected with the development of emotional perception of these norms and knowledge among school children and students and formation of their spiritual and moral needs. The upbringing process in higher education institutions is considered an integral component of future specialists’ professional and personal formation and it makes an impact on their professional consciousness. The research carried out at the Faculty of Psychology of Samara State Academy of Social Sciences and Humanities proves the fact that the process of upbringing and formation of spiritual and moral consciousness does not end with graduation form a school, as it continues and remains important during further education of young people. Based on the data obtained from the research on the level of the students’ upbringing, a conclusion can be made that the majority of the students’ qualities, such as self-attitude, attitude towards art, nature, their social activity, morality, social tolerance make progress in the process of their education. The four-year students showed poor development of such personality trait as patriotism while the first-year students demonstrated less developed adaptivity to life conditions. Lectures on patriotism and various extracurricular activities that contribute to the development of these qualities can be a solution to the latter problem.
References
1. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya. Rostov n/D.: Feniks, 1997. 480 s.
2. Zyubin L.M. Psikhologiya vospitaniya. M.: Vyssh. shk., 1991. 96 s.
3. Lerner I.Ya. Problemnoe obuchenie. M.: Znanie, 1974. 64 s.
4. Markova A.K., Liders A.G., Yakovleva E.L. Diagnostika i korrektsiya umstvennogo razvitiya v shkol'nom i doshkol'nom vozraste. Petrozavodsk: Kvalifikatsiya, 1992. 180 s.
5. Rozhdestvenskaya N.A. Kak ponyat' podrostka. 2-e izd. M.: Rossiiskoe psikhologicheskoe obshchestvo, 1998. S. 20.
6. Tsennostnyi mir sovremennogo studenta. Sotsiologicheskoe issledovanie / pod red. V.T. Lisovskogo, N.S. Sleptsova. M.: Molodaya gvardiya, 1992. 242 s.
7. Shumskaya L.I. Pedagogicheskoe obespechenie studencheskogo samoupravleniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v klassicheskom universitete: problemy i perspektivy: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 12 okt. 2000 g. Ch. 1. Minsk: BGU, 2000. S. 189–192.
8. Grishaev O.P. Sistema vospitatel'noi i sotsial'noi raboty // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008. № 1. S. 79–83.
9. Sidorova I.A. Vospitanie na osnove sotrudnichestva // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009. № 7. S. 79–82.
10. Chernyshova E.L. Kontseptsiya vospitatel'noi raboty na fakul'tete psikhologii. Samara: PGSGA, 2012. 48 s.
События
-
К платформе Elpub присоединился журнал «Современная конкуренция» >>>
7 авг 2025 | 09:59 -
15 журналов на платформе Elpub включены в базу данных RSCI >>>
29 июл 2025 | 10:09 -
Журнал «Современная наука и инновации» принят в DOAJ >>>
28 июл 2025 | 08:36 -
К платформе Elpub присоединились 4 журнала КФУ >>>
24 июл 2025 | 08:39 -
Журнал «Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don)» вошел в Russian Science Citation Index >>>
23 июл 2025 | 08:38