Журналов:     Статей:        

Frontier Materials & Technologies. 2014; : 206-209

ПРОБЛЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

Трофимов Евгений Александрович

Аннотация

Статья посвящена проблемам воспроизводства органов местного самоуправления, являющихся в соответствии с конституционной нормой институтами гражданского общества. В статье утверждается, что процесс воспроизводства органов местного самоуправления находится под контролем региональных органов исполнительной власти и осуществляется с помощью института сити-менеджера, компилированного из американской политической практики, но рассматриваемого в США как «недемократичный»; дефектов избирательного законодательства, затрагивающих основополагающие принципы выборов; использования пропорциональной избирательной системы, политизирующей местное самоуправление; поддержания их экономической несамодостаточности путем жесткого регулирования налоговой системы федеральным законодательством, лишения их имущества в приватизационном процессе, передачи нефинансируемых полномочий; поддержания патерналистского политического сознания населения, ориентированного на верховного сюзерена. С помощью данных механизмов государство сдерживает гражданский потенциал местного самоуправления и сохраняет моноцентричность политической конструкции, делая местное самоуправление «слабым звеном» в механизме управления. Отмечается отсутствие возможности у граждан влиять на численный состав и структуру органов местного самоуправления в силу регламентации данных вопросов федеральным государством, что увеличивает дистанцию между органами местного самоуправления и населением, позволяет встраивать данные институты гражданского общества во властную «вертикаль». Моноцентризм российской политики ведет к существенным перегрузкам местного самоуправления, что способно вызвать институционально-функциональную деформацию политической системы российского социума.

Обращается внимание на то, что значительное место в воспроизводстве местного самоуправления в России играют манипулятивные механизмы, опирающиеся на нерасчлененность политического сознания российских граждан, традиционно не рассматривающих местное самоуправление в качестве гражданского института.

При подготовке статьи использовались историко-материалистический, системный, структурно-функциональный, социологический, формально-юридический, сравнительный методы исследования и подходы.

Список литературы

1. Овчинников И.И. Гражданин и местная власть // Гражданин и право. 2002. № 7/8. С. 45–59.

2. Александровский А. 95 процентов муниципальных образований находится на дотации 6 сентября 2001. URL: www.strana.ru/stories/01/09/05/1493/56864.html (дата обращения: 20.05.2013).

3. СНГ. О принципах местного самоуправления в государствах-участниках Содружества. Декларация от 29 октября 1994. URL: docs.cntd.ru/document/901880427 (дата обращения: 20.05.2014).

4. Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. URL: www.vibory.ru/Publikat/PES/soderzh.htm (дата обращения: 20.05.2014).

5. Кынев А.В. «Партийные списки» в беспартийном пространстве: избирательные права граждан и принудительная партизация местных выборов // Российское электоральное обозрение. 2010. № 1. С. 4–19.

6. Кынев А.В., Любарев А.Е. Партии и выборы в современной России: Эволюция и деволюция. М.: Либеральная миссия, 2011. С. 607–612.

7. Васильев В.И., Помазанский А.Е. Законодательное регулирование избирательных систем, применяемых на муниципальных выборах // Журнал российского права. 2010. № 8. С. 16–26.

8. Ланкина Т. Реформы местного самоуправления при Путине // Федеральная реформа 2000–2004. С. 226–267.

9. Официальный сайт Избирательной комиссии Амурской области. URL: www.amur.vybory.izbirkom.ru/region/region/amur?action=show&root=1&tvd=4284003263710&vrn=4284003263706®ion=28&global=&sub_region=28&prver=0&pronetvd=null&vibid=4284003263710&type=234.

10. Официальный сайт Избирательной комиссии Сахалинской области. URL: sakhalin.izbirkom.ru/isp/sx/art/963824/cp/1/br/929994.html.

11. Официальный сайт Избирательной комиссии Чукотского автономного округа. URL: chukot.izbirkom.ru/isp/sx/art/950466/cp/1/br/929124.html.

12. Любарев А.Е. Пропорциональная и смешанная избирательные системы на региональных и муниципальных выборах в Российской Федерации: проблемы «сфабрикованного большинства» // NB: Вопросы права и политики. 2013. № 8. С. 65–118.

13. Великанова О.В. Функции образа лидера в массовом сознании. Гитлеровская Германия и Советская Россия // Общественные науки и современность. 1997. № 6. С. 162–173.

14. Титов В.Ю. Персонификация облика политической элиты в советском общественном мнении: от сакрализации до отторжения // Вестник Томского государственного университета. 2004. № 282. С. 118–122.

15. Трофимов Е.А. Принцип субсидиарности и эффективность российского федерализма // Государство и право: теория и практика: материалы международной заочной научной конференции (г. Челябинск, апрель 2011 г.). Челябинск, 2011. С. 85–89.

16. Берг О.В. Совершенствование взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. № 5. С. 17–21.

Frontier Materials & Technologies. 2014; : 206-209

PROBLEMS IN REPRODUCTION OF THE LOCAL GOVERNMENT BODIES IN RUSSIA: POLITICAL IMPERATIVE

Trofimov Evgeny Aleksandrovich

Abstract

The article considers the reproduction of power within the local government bodies, which function as civil society institutions in accordance with the constitutional provisions. The article argues that the process of the reproduction of the local government bodies falls under control of the regional executive bodies and is facilitated by the City Manager – a form of city government borrowed from the American political practice – that is nevertheless regarded in the USA as "not democratic"; by the shortcomings in the electoral legislation affecting the fundamental principles of the elections; by the use of a proportional electoral system that politicizes the local government; by maintaining the economic insufficiency of the local government bodies using strict regulation of the tax system by the federal legislation, forfeiture of their property in the privatization process, and transfer of unfunded authority; and by encouraging the public paternalistic consciousness based on the idea of a supreme suzerain. With the help of the abovementioned methods, the state restrains the civil potential of local government bodies, preserves monocentric political structure, and therefore makes the local government bodies "the weakest link" in the control mechanism. The article points out the lack of opportunity for the citizens to influence the size and structure of the local government bodies due to the fact that these are regulated by the federal state. This fact increases the gap between the local authorities and population, and becomes instrumental in building these institutions of civil society into the “power vertical” structure. The monocentrism of Russian policy leads to the significant overloads within the local government, which might cause institutional and functional deformation of the Russian political system.

Special attention is drawn to the fact that a significant role in the reproduction of power within the Russian local government bodies is played by manipulative mechanisms based on the indivisibility of political consciousness of the Russian citizens, who traditionally do not regard the local government as a civil institution.

This study has used historical materialist, systemic, structural-functional, sociological, formal-legal, comparative research methods and approaches.

References

1. Ovchinnikov I.I. Grazhdanin i mestnaya vlast' // Grazhdanin i pravo. 2002. № 7/8. S. 45–59.

2. Aleksandrovskii A. 95 protsentov munitsipal'nykh obrazovanii nakhoditsya na dotatsii 6 sentyabrya 2001. URL: www.strana.ru/stories/01/09/05/1493/56864.html (data obrashcheniya: 20.05.2013).

3. SNG. O printsipakh mestnogo samoupravleniya v gosudarstvakh-uchastnikakh Sodruzhestva. Deklaratsiya ot 29 oktyabrya 1994. URL: docs.cntd.ru/document/901880427 (data obrashcheniya: 20.05.2014).

4. Ivanchenko A.V., Kynev A.V., Lyubarev A.E. Proportsional'naya izbiratel'naya sistema v Rossii: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivy. URL: www.vibory.ru/Publikat/PES/soderzh.htm (data obrashcheniya: 20.05.2014).

5. Kynev A.V. «Partiinye spiski» v bespartiinom prostranstve: izbiratel'nye prava grazhdan i prinuditel'naya partizatsiya mestnykh vyborov // Rossiiskoe elektoral'noe obozrenie. 2010. № 1. S. 4–19.

6. Kynev A.V., Lyubarev A.E. Partii i vybory v sovremennoi Rossii: Evolyutsiya i devolyutsiya. M.: Liberal'naya missiya, 2011. S. 607–612.

7. Vasil'ev V.I., Pomazanskii A.E. Zakonodatel'noe regulirovanie izbiratel'nykh sistem, primenyaemykh na munitsipal'nykh vyborakh // Zhurnal rossiiskogo prava. 2010. № 8. S. 16–26.

8. Lankina T. Reformy mestnogo samoupravleniya pri Putine // Federal'naya reforma 2000–2004. S. 226–267.

9. Ofitsial'nyi sait Izbiratel'noi komissii Amurskoi oblasti. URL: www.amur.vybory.izbirkom.ru/region/region/amur?action=show&root=1&tvd=4284003263710&vrn=4284003263706®ion=28&global=&sub_region=28&prver=0&pronetvd=null&vibid=4284003263710&type=234.

10. Ofitsial'nyi sait Izbiratel'noi komissii Sakhalinskoi oblasti. URL: sakhalin.izbirkom.ru/isp/sx/art/963824/cp/1/br/929994.html.

11. Ofitsial'nyi sait Izbiratel'noi komissii Chukotskogo avtonomnogo okruga. URL: chukot.izbirkom.ru/isp/sx/art/950466/cp/1/br/929124.html.

12. Lyubarev A.E. Proportsional'naya i smeshannaya izbiratel'nye sistemy na regional'nykh i munitsipal'nykh vyborakh v Rossiiskoi Federatsii: problemy «sfabrikovannogo bol'shinstva» // NB: Voprosy prava i politiki. 2013. № 8. S. 65–118.

13. Velikanova O.V. Funktsii obraza lidera v massovom soznanii. Gitlerovskaya Germaniya i Sovetskaya Rossiya // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 1997. № 6. S. 162–173.

14. Titov V.Yu. Personifikatsiya oblika politicheskoi elity v sovetskom obshchestvennom mnenii: ot sakralizatsii do ottorzheniya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2004. № 282. S. 118–122.

15. Trofimov E.A. Printsip subsidiarnosti i effektivnost' rossiiskogo federalizma // Gosudarstvo i pravo: teoriya i praktika: materialy mezhdunarodnoi zaochnoi nauchnoi konferentsii (g. Chelyabinsk, aprel' 2011 g.). Chelyabinsk, 2011. S. 85–89.

16. Berg O.V. Sovershenstvovanie vzaimodeistviya gosudarstvennoi vlasti i mestnogo samoupravleniya v Rossii // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2003. № 5. S. 17–21.