Журналов:     Статей:        

Frontier Materials & Technologies. 2014; : 84-88

ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ ТАРИКАТА В ДАГЕСТАНЕ И ЧЕЧНЕ

Воронина Татьяна Евгеньевна

Аннотация

Статья посвящена вопросам исторической роли тариката в ХIХ веке в Дагестане и Чечне. Как отмечает автор, учение тариката возникло и сформировалось в России в соответствии с восточно-европейской теорией образа жизни как преодоление «западничества» с целью сохранения традиций и самобытности народов Кавказа. Изучение современной истории и современного состояния религии ислама в Дагестане требует обращения исследователей к проблемам суфизма и  тариката, поскольку исторически тарикат начал свое распространение на Кавказе именно через территорию Дагестана в соответствии с Великим шелковым путем. Это имело большие последствия для России, а с 1813 года, когда по договору с Ираном Дагестан стал частью южной территории России, здесь произошел военный конфликт,  вылившийся впоследствии в многолетнюю кавказскую войну.

Безусловно, и тогда, и в наши дни ислам как религия народа и истины с помощью суфизма и тариката  стремится к сохранению социальных и межобщинных связей, служит импульсом для реформаторских действий, тем самым укрепляя свою гуманистическую ценность. Сегодня в Дагестане и Чечне вновь наблюдается устойчивая тенденция к возрождению тариката, что требует не одного научного исследования, а соответствующей аналитической базы. Учитывая роль и значение суфизма в духовной жизни народов Дагестана, которые обращаются к нему как к спасительному мостику не только в исторической и социальной практике, но и в обычной жизни, необходимо подчеркнуть огромное влияние этого учения как на религиозно-нравственную, так и на культурно-духовную стороны жизни мусульман республики.

Интерес к проблемам суфизма, тариката проявляют не только ученые Дагестана, но также многие отечественные и зарубежные исследователи. Однако вопрос об отношении политики к тарикату в советский и постсоветский периоды остается еще недостаточно изученным. 

Список литературы

1. Курбанов Р.В. Этапы распространения ислама в Дагестане: город, община и газават // Религиоведение. 2006. № 4. С. 27.

2. Карманный словарь атеиста / под ред. М.П. Новикова. 6-е изд. М.: Политиздат, 1986. 271 с.

3. Атеистический словарь / под ред. М.П. Новикова. М.: Политиздат, 1983. 559 с.

4. Хафиз Ш. Истины / пер. Н. Гребнева. М.: Наука, 1968. 353 с.

5. Муфараджева Н.М. Тарикат и его особенности на Северном Кавказе // Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия. Махачкала: Изд-во ДГУ, 2001. С. 83–84.

6. Вагабов М.В. Знания как фактор преодоления конфликтности // Дагестанская правда. 2009. 24 сентября (№ 391-392).

7. Чиркави С.-А. Сокровищница благодатных знаний. М.: Ихлас, 2002. 379 с.

8. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. Краткая история. СПб.: Диля, 2004. 453 с.

9. Панова В., Бахтин Ю. Жизнь Пророка Мухаммеда. М.: Политиздат, 1991. 496 с.

10. Кафаров Т.Э. Этические аспекты суфизма // Исламоведение. 2011. № 4. С. 24–28.

11. Руми Дж. «Маснави» // Поэма о скрытом смысле. М.: Наука, 1986. 273 с.

12. Наумкин В.В. Предисловие к трактату Абу Хамида Ал-Газали «Воскрешение наук о вере». М.: Наука, 1980. 376 с.

13. Потто В.А. Исторический очерк Кавказских войн от их начала до присоединения к Грузии. Тифлис, 1899. 395 с.

14. Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М.: АН СССР, 1963. 244 с.

15. Агаев А.Г. Философия совести. Махачкала: Дагиз, 1995. 334 с.

16. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-е–50-е гг. XIX в. Махачкала: Дагиз, 1959. 280 с.

17. Якубов М.Х. Сила тарикатов в Дагестане // Государство и религия в Дагестане: информационно-аналитический бюллетень. 2000. № 2. С. 47.

18. Романовский Г. Очерки истории Дагестана. Т. 1. Махачкала: Дагиз, 1957. 357 с.

19. Россия, Запад и мусульманский Восток в колониальную эпоху / И.В. Базиленко [и др.]. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. 156 с.

20. Магомедов Р.М. Дагестан в Российской Федеративной политической системе // Возрождение. 1994. № 1. С. 9.

21. Тахо-Годи А. Восстание Чечни и Дагестана в 1877 году // Советский Дагестан. 1990. № 2. С. 41.

22. Дегоев В.В. Большая игра на Кавказе: история и современность. М.: Русская панорама, 2001. 443 с.

23. Вагабов М.В. Религиозная ситуация в Дагестане: единство и противоречия // Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия. Махачкала: Изд-во ДГУ, 2001. С. 34–36.

24. Лубский А.В. Северный Кавказ – периферия российской цивилизации // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2. С. 35.

Frontier Materials & Technologies. 2014; : 84-88

HISTORICAL ROLE OF TARIKAT IN DAGESTAN AND CHECHNYA

Voronina Tatiana Evgenevna

Abstract

The article focuses on the issues of the historical importance of the treatise in 19th century in Dagestan and Chechnya. The author makes mentions that the treatise appeared and formed in Russia according to the West European theory of a life-style as the way to overcome "westernism" aimed at preserving traditions and and unique identity of Caucasuan peoples. To study modern history and today's condition of Islam religion in Dagestan the researchers should address the proplems of Sufism and Tarikat, as tarikat historically began its spreading in the Caucasus through the territory of Dagestan in accordance with the Great Silk Road. It had major consequences for Russia. When Dagestan became a part of the southern territory of Russia starting from 1813 under the agreement with Iran, there was an armed conflict that resulted in the Cacasian war that lasted many years.

There is no doubt that today as well as in the past, being the religion of people and truth, Islam aspires to preserve social and intercommunity connections, serves as an impulse for reformation activities with the help of Sufism and Tarikat, which strengthens its humanistic value.  Nowadays there is a sustainable tendency for revival of the treatise, which requires not only a scientific research, but also a corresponding analytic base. Taking into consideration the role and significance of Sufism in the spiritual life of Dagestan peoples, who address it in historical and social practice as well as in their everyday life, it is important to emphasize the enormous influence of this doctrine not only on religious and moral, but also on cultural and spiritual sides of the life of Dagestan Muslims.

Not only Dagestan scientists, but also many national and international researchers show interest in Sufism and Tarikat problems. However, the issue of the attitude of politics towards Tarikat in the Soviet and post-Soviet periods  remains insufficiently studied.

References

1. Kurbanov R.V. Etapy rasprostraneniya islama v Dagestane: gorod, obshchina i gazavat // Religiovedenie. 2006. № 4. S. 27.

2. Karmannyi slovar' ateista / pod red. M.P. Novikova. 6-e izd. M.: Politizdat, 1986. 271 s.

3. Ateisticheskii slovar' / pod red. M.P. Novikova. M.: Politizdat, 1983. 559 s.

4. Khafiz Sh. Istiny / per. N. Grebneva. M.: Nauka, 1968. 353 s.

5. Mufaradzheva N.M. Tarikat i ego osobennosti na Severnom Kavkaze // Etnokonfessional'nye otnosheniya na Severnom Kavkaze: edinstvo i protivorechiya. Makhachkala: Izd-vo DGU, 2001. S. 83–84.

6. Vagabov M.V. Znaniya kak faktor preodoleniya konfliktnosti // Dagestanskaya pravda. 2009. 24 sentyabrya (№ 391-392).

7. Chirkavi S.-A. Sokrovishchnitsa blagodatnykh znanii. M.: Ikhlas, 2002. 379 s.

8. Knysh A.D. Musul'manskii mistitsizm. Kratkaya istoriya. SPb.: Dilya, 2004. 453 s.

9. Panova V., Bakhtin Yu. Zhizn' Proroka Mukhammeda. M.: Politizdat, 1991. 496 s.

10. Kafarov T.E. Eticheskie aspekty sufizma // Islamovedenie. 2011. № 4. S. 24–28.

11. Rumi Dzh. «Masnavi» // Poema o skrytom smysle. M.: Nauka, 1986. 273 s.

12. Naumkin V.V. Predislovie k traktatu Abu Khamida Al-Gazali «Voskreshenie nauk o vere». M.: Nauka, 1980. 376 s.

13. Potto V.A. Istoricheskii ocherk Kavkazskikh voin ot ikh nachala do prisoedineniya k Gruzii. Tiflis, 1899. 395 s.

14. Smirnov N.A. Myuridizm na Kavkaze. M.: AN SSSR, 1963. 244 s.

15. Agaev A.G. Filosofiya sovesti. Makhachkala: Dagiz, 1995. 334 s.

16. Dvizhenie gortsev Severo-Vostochnogo Kavkaza v 20-e–50-e gg. XIX v. Makhachkala: Dagiz, 1959. 280 s.

17. Yakubov M.Kh. Sila tarikatov v Dagestane // Gosudarstvo i religiya v Dagestane: informatsionno-analiticheskii byulleten'. 2000. № 2. S. 47.

18. Romanovskii G. Ocherki istorii Dagestana. T. 1. Makhachkala: Dagiz, 1957. 357 s.

19. Rossiya, Zapad i musul'manskii Vostok v kolonial'nuyu epokhu / I.V. Bazilenko [i dr.]. SPb.: Dmitrii Bulanin, 1996. 156 s.

20. Magomedov R.M. Dagestan v Rossiiskoi Federativnoi politicheskoi sisteme // Vozrozhdenie. 1994. № 1. S. 9.

21. Takho-Godi A. Vosstanie Chechni i Dagestana v 1877 godu // Sovetskii Dagestan. 1990. № 2. S. 41.

22. Degoev V.V. Bol'shaya igra na Kavkaze: istoriya i sovremennost'. M.: Russkaya panorama, 2001. 443 s.

23. Vagabov M.V. Religioznaya situatsiya v Dagestane: edinstvo i protivorechiya // Etnokonfessional'nye otnosheniya na Severnom Kavkaze: edinstvo i protivorechiya. Makhachkala: Izd-vo DGU, 2001. S. 34–36.

24. Lubskii A.V. Severnyi Kavkaz – periferiya rossiiskoi tsivilizatsii // Nauchnaya mysl' Kavkaza. 2000. № 2. S. 35.