Журналов:     Статей:        

Frontier Materials & Technologies. 2014; : 76-79

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ

Бурцева Ксения Юрьевна

Аннотация

Актуальность выбранного для исследования вопроса напрямую связана с протекающим в сегодняшние дни процессом реформирования системы образования в Российской Федерации. Внутренний контроль деятельности вузов – это значимый и необходимый компонент комплексного управления учебным заведением, а определение его элементов является одной из важных и трудных задач, стоящих перед руководителями и сотрудниками вузов. Определение контроля неоднократно с разной степенью детализации рассматривалось в трудах отечественных экономистов. Путем сравнения и сопоставления мнений различных авторов в работе предложено авторское определение внутреннего контроля вуза. В статье уточнена сущность внутреннего контроля деятельности высшего учебного заведения, которая заключается в обеспечении наблюдения за функционированием объектов контроля и проверки деятельности на соответствие нормам, целям, стандартам, законам. Основываясь на модели, предложенной комитетом COSO (The Committee of Sponsoring Organizations), определены основные пять элементов системы внутреннего контроля деятельности вуза. В статье отмечено, что если система внутреннего контроля деятельности вуза разработана по рекомендациям COSO, то она должна пройти и процедуру внешнего аудита на предмет ее соответствия требованиям закона Sarbanes – Oxley (SOX). По результатам проведенного исследования установлено, что построение системы внутреннего контроля в вузе необходимо дополнить разработкой стандартов внутреннего контроля, в которых четко будут прописаны органы контроля, объекты контроля, методы и формы его проведения. Это должно стать перспективным направлением дальнейшего исследования вопросов формирования системы контроля деятельности университетов.

Список литературы

1. Афанасьев В.Г. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2000. С. 116.

2. Бурцев В.В. Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 4. С. 38–50.

3. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Изд. 2-е. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 230 с.

4. Мельник М.В. Ревизия и контроль. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. 520 с.

5. Попова А.Д. Внутренний контроль в бюджетном образовательном учреждении // Финансовые исследования. 2012. № 3. С. 27–33.

6. Шешукова Т.Г., Городилов М.А. Аудит: теория и практика применения международных стандартов. 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2005. 184 с.

Frontier Materials & Technologies. 2014; : 76-79

INTERNAL CONTROL OF THE UNIVERSITY ACTIVITY: DEFINITION, NATURE, CONTENTS

Burtseva Kseniya Urevna

Abstract

The importance of the issue chosen for the current research directly refers to modern reformation process of the educational system of the Russian Federation. Internal control of the university activity is an important and necessary component of the integrated management system of the universities. Definition of its main elements is one of the most important and difficult tasks of the management and staff of higher educational institutions. Lots of variants of determination and interpretation of the concept “control” can be found in the works of Russian economists. By comparing and contrasting the view points of various authors the author suggests her definition of internal control of the university. The article clarifies the nature of the internal control of higher education institution activity, which is to provide supervision of the functioning objects of the control and inspection of the activities to comply with the objectives, standards and laws. Based on the model proposed by the COSO committee (The Committee of Sponsoring Organizations) five main elements of the internal control system of the university activity have been defined. The author emphasizes that if the system of the university internal control has been developed according to recommendations of COSO, it should go through external audit procedure to ensure its compliance with the Sarbanes – Oxley law (SOX). According to the results of the study it has been found that the construction of the internal control system in the higher school should be supplemented with the development of internal control standards, which will clearly specify the controlling bodies, control objectives, methods and forms of its realization. This should become a perspective for further research of the issues of forming the control system of the university activity. 

References

1. Afanas'ev V.G. Problemy pravovogo regulirovaniya gosudarstvennogo finansovogo kontrolya. M.: Yurisprudentsiya, 2000. S. 116.

2. Burtsev V.V. Vnutrennii kontrol': osnovnye ponyatiya i organizatsiya provedeniya // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2002. № 4. S. 38–50.

3. Gol'dshtein G.Ya. Osnovy menedzhmenta. Izd. 2-e. Taganrog: Izd-vo TRTU, 2003. 230 s.

4. Mel'nik M.V. Reviziya i kontrol'. M.: ID FBK-PRESS, 2003. 520 s.

5. Popova A.D. Vnutrennii kontrol' v byudzhetnom obrazovatel'nom uchrezhdenii // Finansovye issledovaniya. 2012. № 3. S. 27–33.

6. Sheshukova T.G., Gorodilov M.A. Audit: teoriya i praktika primeneniya mezhdunarodnykh standartov. 2-e izd. M.: Finansy i statistika, 2005. 184 s.